Другой Тургенев

Открывшиеся чтения, как и все другие юбилейные мероприятия, не обойдены вниманием чиновников. На форуме выступили руководитель департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев, директор Библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева Ромуальд Крылов-Иодко, директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак. Символична и сама площадка – отреставрированный к дате особняк по адресу Остоженка, 37. В сером доме с белыми колоннами некоторое время жила матушка писателя Варвара Петровна, чей образ принято сводить к печально известному прототипу капризной барыни. Но этим, конечно, ее роль в жизни классика не ограничивалась: ее незаурядный ум, независимый характер, яркий эпистолярный стиль – все это в большой мере повлияло на творчество и мировосприятие Ивана Сергеевича. 
– Тот факт, что тургеневские празднования проходят при участии первых лиц страны и города, конечно, важен, но еще важнее, что они – в столице, – считает председатель Тургеневского общества в Москве Татьяна Коробкина. – У нас многие десятилетия создавался образ Тургенева – мценского помещика, бродящего с ружьем по лесам, а потом переехавшего во Францию вслед за Полиной Виардо и там осевшего. Изначально и центром торжеств хотели сделать Спасское-Лутовиново, но усадебный дом не успели открыть после реставрации. Случай уберег нас от ошибки: отмечать юбилей всемирно признанного писателя, посланника русской культуры в Европе, нужно именно в Москве. 
Сегодня часто говорят о Тургеневе как о непрочитанном писателе. «Муму», «Отцы и дети», «Записки охотника» известны из школьной программы, но был ведь и «другой Тургенев» – автор «Дворянского гнезда», «Аси», «Фауста», «Дыма», «Рудина», «Клары Милич», он создал особый тип романа. Лишенные авантюрного начала и подробностей повседневности его тексты передают «жизнь сердца» героев – красоту их чувств, тончайшие смены настроений, духовно-нравственное развитие, которые рассматриваются через призму бытийных основ, драм и чаяний человечества. 
– Несомненно, юбилейные дни способствуют актуализации творчества Тургенева, – считает профессор, доктор педагогических наук, член Союза российских писателей Валерий Доманский. – Атмосфера праздника, освещаемого СМИ, создает положительную мотивацию для обращения людей разных возрастов к творчеству писателя. Во многом в этом и заслуга VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, в центре внимания которого был тургеневский юбилей. Но все это на поверхности. Глубинные сдвиги в общественном сознании, связанные с тем, что, хотя и медленно, но Тургенев возвращается к нам, становится все более необходимым и востребованным писателем. Современный человек устал от бешеного темпа жизни, безыдеального существования в технократическом мире массовой культуры, и его манит тургеневский мир «дворянских гнезд» с прелестью его садов и усадебных топосов. Он истосковался по красоте и гармонии, возвышенной любви, возвышенной «тургеневской девушке». 
Когда читаешь произведения этого писателя, кажется, вырываешься из нашей прозы жизни в мир подлинных чувств и страстей, обретаешь настоящее чувство родины, России, в ее природных локусах, щемящей сердце неяркой красоте. Тургенев может восприниматься нами как духовно-нравственный код. Погружаясь в мир его книг, мы обретаем свою национальную идентичность, великий русский язык, ощущаем свою принадлежность к великой русской культуре.

Другие материалы номера