Кто делит столичную землю?

Это некая виртуальная реальность, где обитают лишь мэр Сергей Собянин и московские чиновники. В чиновничьей реальности в Москве – чистые и светлые улицы почти без пробок, доступное жилье,  качественная коммунальная инфраструктура. Ну а главное, все делается на благо жителям города.

В реальности же повседневной в День Конституции – Основного закона страны, определяющего права и свободы граждан, этих самых граждан просто не пустили на публичные общественные слушания по застройке промышленной зоны Обручевского района. Зал на 250 мест был загодя заполнен послушной массовкой, а к клубу «Надежда», где проводились слушания, на всякий случай подогнали автозак. Обошлось вроде бы без задержаний, но полицейские без работы не остались. Они, игнорируя все просьбы представиться и показать документы, оттеснили людей и захлопнули перед ними двери. 
Москва, как и другие промышленные центры страны, пережила разрушительную деиндустриализацию. Многие предприятия уничтожены, а бывшие промзоны власти стремятся использовать в коммерческих целях.
Есть такая территория и в Обручевском районе: между улицами Академика Челомея и Архитектора Власова. Сейчас здесь расположены склады, гаражи, стоянка коммунальной техники. А ведь можно построить коммерческое жилье! Тем более на юго-западе столицы квартиры считаются особенно престижными, а значит, продать их можно подороже. Вот и запланировали московские и муниципальные власти «реконструкцию» – возведение четырех многоэтажек на 2500 квартир, расширение улицы Архитектора Власова и строительство новой дороги между Юго-Западным лесопарком и улицей Академика Волгина. Эта дорога должна стать дублером Ленинского проспекта. Как заявлено, местное население получит новые торговые центры, объекты культуры и образования.
Но местное население, по крайней мере, значительная его часть, обещанные блага не оценило. «Проект предполагает использование муниципальной земли в интересах инициатора слушаний, а не жителей района. Нет никакой гарантии того, что все необходимые для жителей объекты (медицинский центр, бассейн, детский сад, школа) будут муниципальными», – утверждается в обращении, которое противники застройки направили в окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы в ЮЗАО.
Иными словами, непонятно, что граждане приобретут (и приобретут ли вообще), но абсолютно ясно, что они потеряют. Прежде всего речь идет более чем о 800 гаражах кооператива «Воронцово». Их планируется снести. Несмотря на то, что кооператив зарегистрирован, а гаражи – официальные, другое место для автомобиля предоставлено не будет. В лучшем случае 150 тыс. рублей компенсации, тогда как покупка нового машиноместа обойдется в десять раз дороже. И пострадавшей стороной окажутся не только владельцы гаражей. Как справедливо утверждают жители района, их дворы окончательно превратятся в тесные парковки.
Еще одна неизбежная потеря – действующий православный храм, по территории которого должна пройти новая автомагистраль. Храм прп. Иосифа Волоцкого строился на добровольные пожертвования членов общины, которая ведет активную религиозную и общественную жизнь. При церкви действуют иконописные курсы «Темпера», в приходе оказывается адресная помощь малоимущим, инвалидам, многодетным семьям, волонтеры храма работают в окрестных медицинских учреждениях.
В Москве в последние годы часты конфликты, когда власти дают разрешение на строительство религиозных учреждений вопреки интересам большинства местных жителей. Например, в лесопарковой зоне, в скверах, вместо спортивных и детских площадок. Противников возведения таких «храмов шаговой доступности» обвиняют во всех смертных грехах. А тут ради строительных сверхприбылей намерены уничтожить действующую церковь – и вроде бы «ничего страшного».
Но самое главное, как считают жители: инфраструктура территории, где застройки-перестройки-реконструкции не прекращаются, не выдержит еще одного огромного жилого комплекса. Обручевский начал застраиваться в 60-е годы. Это был зеленый район главным образом пятиэтажек. Транспортная и коммунальная инфраструктура, социальные объекты рассчитаны именно на такую застройку и соответствовавшую ей  плотность населения. Сейчас же вместо снесенных пятиэтажек – 22-этажные дома, построенные так, что неба не видно. На улицах – сплошные автомобильные пробки. Когда будет открыта новая станция метро, возможно, станет легче. Но этого еще ждать и ждать. А пока на три года все, кроме одного, въезды перекрыты. И вот новое строительство! Неужели его нельзя хотя бы отложить – до тех времен, когда с метро разберутся?
Все эти вопросы и конфликты интересов и требовалось обсудить на публичных слушаниях. Но даже для тех, кто пришел к клубу «Надежда» за полтора-два часа, места в зале не нашлось. Им, не пробившимся через полицейский кордон, даже не дали зарегистрироваться. Посмотреть книги регистрации, чтобы понять, кем заполнили зал, тоже не удалось.
Но о некоторых фиктивных «участниках слушаний» известно. Так, в зале нашлось место для активистов (порой за использование насилия к оппонентам их называют «боевиками») «русского освободительного движения SERB». Отнюдь не жителей Обручевского. Эти радикальные охранители действующей российской власти не имеют никакого отношения ни к сербам, ни к советской идеологии (хотя, будучи националистами, используют советскую символику). Они утверждают, что противостоят либералам и пятой колонне. Но так или иначе, выступают против всех, кто посмел встать на защиту собственных прав.
Как говорят не попавшие на слушания, они обратились за помощью к заместителю главы управы по работе с населением Дмитрию Сичинаве, мелькнувшему в толпе. Но тот предпочел ретироваться, скрывшись от населения, – и никаких разъяснений не дал.
Сейчас обручевцы собирают подписи под официальным обращением с требованием признать фиктивные слушания несостоявшимися. Сбор идет активно, множество подписей  поставлено прямо перед закрытыми дверями клуба «Надежда».
Похоже, в столице появилась еще одна «горячая точка», где москвичи пытаются отбиться от притязаний на их дома и дворы.
Самая напряженная ситуация сейчас в районе Кунцево, на улице Ивана Франко. Здесь столичные власти отдали землю под застройку одной из крупнейших компаний ГУ «ПИК». Но большинство жителей не хотят выселяться из собственных квартир в крепких кирпичных пятиэтажках. Вот уже больше двух месяцев они живут на баррикадах, постоянно проводят акции протеста, ведут судебные тяжбы. Увы, пока с отрицательным результатом: суды неизменно встают на сторону застройщиков и столичной власти.
«Посмотрите, какие планировки навязывает ПИК тем, кого хочет вышвырнуть с их земли при помощи мэрии Москвы. Комнаты длинные и узкие, как вагоны. Там только нары можно повесить на стены. ПИК настолько жаден, что в высотном доме проектирует 1 лифт на 80+ квартир», – один из характерных отзывов о фаворите столичной мэрии компании «ПИК», которая является главным застройщиком и выгодополучателем московской реновации. И не только реновации.
И «ПИК» не единственная такая компания. Так что отступать, похоже, уже некуда. Проблемы жителей Кунцева или Обручевского района – отнюдь не частные, в такой же ситуации может оказаться практически любой гражданин, не имеющий миллионов, вилл и высоких чиновных постов.

Другие материалы номера