Сколько теперь взыщут за техосмотр?

Назвав идею «совершенствованием системы техосмотра транспортных средств», Минэкономразвития «упаковало» ее в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Думская оппозиция встретила в штыки коммерческий проект в пользу страховщиков. Несмотря на отрицательный подтекст, единороссы не смогли отказать правительственному ведомству и проголосовали за принятие законопроекта в первом чтении, за – 314. Против высказались 103 депутата – КПРФ, ЛДПР и «СправРоссия». 

КПРФ – против законопроекта и настаивает на отмене техосмотра для личных авто. 

Депутат-коммунист Алексей КУРИННЫЙ представил позицию фракции КПРФ: 
– Главным последствием его принятия станет то, что техосмотр будет обходиться нашим избирателям гораздо дороже – как минимум раза в полтора, по сравнению с нынешней стоимостью. Это связано с введением, по предложению Минэкономразвития, новой системы контроля за техосмотром с помощью фото- и видеофиксации, хранения полученных данных, дополнительного укомплектования технических центров приборами слежения с ожидаемым двойным наблюдением – как со стороны РСА, так и ГИБДД. В ситуации двойст­венного слежения возникнет ниша для коррупции. И за все это будут платить наши граждане, что выльется им в копеечку. 
Понизится ли аварийность от того, что подорожает ТО? Думаю, нет. Данные о том, что происходит ежегодно 5,5–6,5 тысячи аварий, далеки от достоверности. Эксперты ут­верждают, что аварии и ДТП из-за технических неисправностей составляют всего 0,35–0,36 процента от общего количества дорожных проис­шествий. 
Многие страны, в том числе и наши ближайшие соседи, отказались от проведения обязательного техосмотра для личных автомобилей. В этом есть рациональное зерно. России тоже пора отказаться от обязательного ТО личных авто по нескольким причинам. 
Первая – это формальный подход к процедуре техосмотра. Раз в год ее надо пройти, но это не гарантирует, что в течение года с автомобилем будет все в порядке. 
Вторая – экономическая. Раз за техосмотр надо платить, то у занимающихся им организаций появляется желание побольше урвать и при случае вытеснить конкурентов. За проведение техосмотра уже стали сражаться, забыв о главном – о безопасности автомобилей. 
Третья причина. Сегодня мало кто из автовладельцев решится ездить на неисправной машине, рискуя здоровьем и жизнью – своей и своих родных. Неисправности личных машин автомобилисты устраняют сразу же, как только их обнаруживают. 
К тому же прописанные в законопроекте требования по оснащению приборами фото-, видеофиксации, контроля во многих местах окажутся невыполнимыми. Могут возродиться километровые очереди, как уже не раз у нас бывало. 
И самое главное, что совершенно недопустимо, – это значительное повышение стоимости ТО, не имеющего по большому счету никакого смысла для личного автотранспорта. Для коммерческого автотранспорта, скажем, для автомобилей, которые перевозят пассажиров, различные грузы, есть смысл сохранить процедуру ТО. 
Предложение КПРФ – отменить техосмотр для личных автомобилей, которые не используются в коммерческих целях, а для остальных – оставить ТО и ужесточить административную, а возможно, и уголовную ответственность за управление неисправными авто. Надо собственников-перевозчиков стимулировать к управлению надежным безаварийным автотранспортом. 
И еще предложение: в рамках ТО проводить диагностику основных узловых частей автомобиля – тормозной системы, рулевого управления… Такой осмотр прост, и сделать его можно на техстанциях без дополнительных затрат для граждан.

***
Обсуждение явно не складывалось

В 2010 году правительство РФ пообещало отменить транспортный налог в связи с увеличением акцизов на бензин и ГСМ. Но очень быстро свое обещание забыло. С тех пор акцизы растут и растут, а транспортный налог никуда не девается. Да еще к этим платежам добавляются новые: «Платон-1», «Платон-2», платные дороги и парковки, обязательная покупка полисов ОСАГО, КАСКО, подорожание авторемонта и запчастей, непременное наличие талона о техосмотре, что тоже денег стоит, и, конечно, драконовская система штрафов, на их уплату у многих автовладельцев уходит кругленькая сумма. Казалось бы, обложили автомобилистов поборами так, что ни вздохнуть, ни охнуть. За такую обдираловку правительству следовало бы извиниться перед автомобилистами и исполнить свое давнее обещание… 
Излагая суть законопроекта, Шипов как-то случайно умолчал о росте цены на эту техпроцедуру. Такие уловки нередки среди авторов из исполнительной власти, когда им хочется отвести внимание парламентариев от неприятной детали. В законопроекте Шипова – это стоимость техосмотра, которая вырастет, считают депутаты, как минимум в полтора раза. Если сейчас приходится платить в среднем по стране за техосмотр легкового авто 735 руб., то после вступления в силу закона Шипова придется выложить в1,5 раза больше. Если за техосмотр мотоцикла владелец сейчас платит 350 руб., то будет платить в 1,5 раза больше и т.д. 
Рост цены на ТО – не единственный минус законопроекта. «Формулировки, касающиеся диагностических карт, неконкретны, нет ясности по качеству диагностических линий, много функций отдано общественной организации «Российский союз автостраховщиков». 
«А как изменилась ситуация с возмещением затрат после передачи ряда функций страховщикам?» – спрашивал Николай Коломейцев (КПРФ). 
Шипов: «Количество аварий возросло, а данных по вашему вопросу у меня нет». 
«А как вы планируете выполнить требования к техосмотру в отдаленных территориях, где база пунктов техосмотра никакая?» – интересовался Борис Гладких («Единая Россия»). 
Шипов: «Странно, если на этих пунктах нет нужного оборудования…» 
«Почему автостраховщикам даете столько полномочий?» – удивлялся Владимир Сысоев (ЛДПР). 
Шипов: «Это делает закон прозрачным и открытым…» 
Шипова спрашивали также: 
Почему передается на федеральный уровень определение базовой стоимости техосмотра, тогда как проводить его будут в регионах, не ущемляет ли это интересы субъектов РФ? Почему людей вынуждают проходить техосмотр ради получения полиса ОСАГО? 
У Шипова на все лаконичные ответы: так лучше, так надо, так будет… 
Шипов совершенно всерьез доказывал, что техосмотр нужен, чтобы сократить аварийность на дорогах, вызванную плохим состоянием автомашин. Якобы ради этой благородной цели и задуман законопроект. Но официальная статистика, отмечали депутаты, говорит о другом. 
Вывод депутатов – отменить техосмотр для личных авто, как не имеющий смысла, и усилить контроль за коммерческим автотранспортом. Но мнение думцев огорчило Шипова: как можно отменить процедуру, которая сулит приличный доход смотрящим за «фото- и видеофиксацией», страховщикам и целой армии ревизоров и инспекторов? Нет, Шипов этого не допустит. А единороссы помогут ему в бизнес-законотворчестве. На них стопроцентно полагаются правительственные чиновники. 

 

***

Принят 8-тысячный закон

[img=-8490]

В декабре у Госдумы сплошь знаменательные даты. 12-го числа исполнилось 25 лет российскому парламенту – Госдуме и Совету Федерации, сформированным под грохот танковой пальбы по Дому правительства в октябре 1993 года. А в минувший четверг, 13-го, на 172-м пленарном заседании, был принят 8-тысячный закон. Чем не дата?

Об этом спикер палаты Вячеслав Володин напомнил депутатам, открывая заседание: «В нашей повестке – принятие восьмитысячного закона с момента работы Госдумы». Депутаты оживились, кто-то захлопал, а кто-то попытался представить, какой высоты может получиться кипа, возведенная из восьми тысяч документов разной толщины и сущностной ценности. Конечно, содержание прежде всего. А в целом, продолжил В. Володин, «это труд депутатов семи созывов до сегодняшнего дня. Из 8 тысяч 7 тыс. 963 законов вступили в силу, 7 – одобрены Советом Федерации и направлены на подпись президенту РФ, 20 – на рассмотрении в Совете Федерации. К сожалению, в системе Госдумы нет части законов, принятых в первом созыве. Однако установлено, что их 461. Электронная система в то время (1994–1995) отсутствовала. Сегодня продолжается работа по вводу данных, предполагается завершить ее в будущем году. А пока в электронной базе данных нет всех принятых законов. Особо хочется сказать тем, кто работает в Госдуме на протяжении 25 лет. Это их труд, они обеспечили нам сегодня рассмотрение восьмитысячного законопроекта. На этой цифре мы, конечно, не останавливаемся, работаем дальше».
Юбилейным оказался законопроект, стоявший четырнадцатым в порядке работы с самым обыденным названием «О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований».
«Хорошо, что 8-тысячным стал законопроект не о пенсионной реформе или очередном налоге, а то был бы конфуз», – комментировали депутаты.
Знаковый проект оказался вполне положительным. Он расширяет полномочия региональных и муниципальных контрольно-счетных палат для контроля за использованием бюджетных средств в муниципалитетах. Законом предписывается местным правоохранителям передавать информацию о выявленных нарушениях контрольно-счетным палатам, совместными усилиями выявлять растратчиков с последующим привлечением их к ответственности.
Заодно депутаты высказались за восстановление реального парламентского контроля, которого Госдума фактически лишена. «Парламентский контроль должен быть на таком уровне, чтобы не только аудиторы и силовики, но и депутаты могли контролировать использование финансовых средств и муниципальной собственности в регионах. А также нужно отменить назначение так называемых сити-менеджеров, они сегодня управляют всей городской собственностью, а депутаты – просто сбоку припека… Мы выполняем всего лишь представительские функции», – заявил Сергей Иванов (ЛДПР). 
Володин распорядился «обязательно учесть высказанную позицию в дальнейшей законотворческой деятельности». А восьмитысячный был дружно принят думцами во втором чтении – за 416, голосовавших против не было.

Наш корр.

***

«Советская Россия» продолжает ОПРОС

«Советская Россия» объявляет опрос об отношении к Конституции РФ, принятой  ровно 25 лет назад.  Гарантирует ли она основные права и свободы граждан? Соответствуют ли принимаемые властью законы конституционным положениям?..  Словом, вопросы перед вами.

Как вы оцениваете современную Конституцию РФ, действующую с 12.12.1993?

Насколько законы, принятые за 25 лет, соответствуют духу Конституции, которая определяет РФ как социальное государство?

Необходимы ли изменения в Конституции, если да – какого характера?

На третий вопрос возможны несколько вариантов ответов.

Подробнее свое мнение можно высказать в комментариях к опросу.

***

Другие материалы номера