Церковь Христова традиционно и была тем самым «ловцом человеков», точнее, человеческих душ. Во имя Бога, тех самых душ человеческих или собственных интересов – вопрос отдельный и непростой. Но теперь «ловцами человеков», в том числе и непосредственно в Церкви, намерены заделаться правоохранительные органы. А проще говоря, охранка.
Оно, конечно, это извечная функция силовиков: выявлять, ловить и изолировать преступивших законы юридические. Однако теперь дело зашло куда как далеко. Вполне материальными средствами государство намерено залезть в души человеческие. В том числе и на территории самой Церкви, чего раньше все-таки не было.
В некотором смысле это уже произошло. Все данные россиян – в разнообразных электронных базах, которые периодически уплывают к разного рода злоумышленникам. Да и от самого государства, которое вроде бы обязано защищать «персональные данные», постоянно ждешь подвоха. Наличный расчет, особенно в больших городах, потихоньку уходит в прошлое. Конечно, тут мы еще значительно отстаем от ряда стран ЕС, где сам факт использования бумажных денег уже наводит на подозрение, но догоняем их семимильными шагами. А коли расплачиваешься карточкой, о тебе все известно – как минимум банку: твой ежедневный маршрут, что ты покупаешь на завтрак, обед и ужин, какие книги и музыку предпочитаешь, любишь ли ходить в кино (и что за фильмы смотришь). В общем, вся жизнь под колпаком. Скачивание из интернета от колпака не спасает, даже наоборот, помогает потенциальным наблюдателям. А тут еще социальные сети, где люди на весь свет чего только о себе не рассказывают! И мобильник с GPS-навигатором в каждом кармане. В общем, в каждый момент времени о тебе известно буквально всё!
Каких-нибудь два десятка лет назад большинству все это показалось бы антиутопией из фильма или романа о далеком будущем. Собственно, таких антиутопий немало было снято и написано. Читать и смотреть их захватывающе интересно, а вот жить в таком мире, где любое твое движение и проявление мысли – под тотальным контролем, совершенно не хотелось. Помнится, в России тогда возникали общественные движения, выступавшие против «электронного ГУЛАГА». Одни над ними посмеивались. Другие к аргументам вроде бы прислушивались и все равно до конца не верили, что такое возможно уже при нашей жизни.
Оказалось – более чем возможно. Причем наступление тотального цифрового контроля и возмущений-то особых не вызвало. Уж больно удобны и занятны все эти «гаджеты» и «цифровой мир»! Неудобства, конечно, проявляться начали – и чем дальше, тем больше. Нет у тебя электронного адреса или банковской карточки – во многих случаях ты не сможешь получить самую обычную и простую услугу или сделать покупку. Не дай бог по ошибке попасть в электронную базу данных должников. Титанические усилия и месяцы, а то и годы потребуются, чтобы доказать такую ошибку.
Подростки, не зарегистрированные в соцсетях интернета, нынешними психологами рассматриваются как подозрительные асоциалы. И уже не только подростки, а и взрослые люди могут поиметь из-за этого проблемы. Например, при поиске работы. Работодателю куда удобнее иметь информацию о потенциальном сотруднике «из первых рук». А неподконтрольный – значит независимый и опасный. Доходит до нелепости: расплатился банковской карточкой за поездку в метро в другом городе, куда приехал в гости. А ее твой же банк и заблокировал – причем вроде как ради твоей же безопасности. Ведь это «необычная для вас банковская операция». Вот и думай при такой безопасности, как разблокировать свои же собственные деньги.
Но мы не думаем, ну разве что мельком, если сталкиваемся с подобными эксцессами. Ну а заодно утешаем себя привычными фразами: мол, кому мы нужны – не шпионы, не преступники, а законопослушные граждане.
Ох, какое же это заблуждение! И то, что не нужны, и то, что «законопослушные». Недаром же государственные органы принимают все новые и новые постановления, акты, законы, обкладывая нас со всех сторон. Мало нам «почти добровольных» электронных сетей и цифровых колпаков, так куда ни шаги, что ни скажи (особенно нелицеприятное в адрес власти или начальства) – нельзя, запрещено, экстремизм, клевета, оскорбление! И везде цифровые наблюдатели и стукачи! На открывшейся на этой неделе сессии Госдумы спикер Володин заявил, что одним из приоритетов работы депутатов будет «блок законопроектов, посвященных цифровой экономике, законы о цифровых финансовых активах, о цифровых правах, о краудфандинге». Ну и, конечно же, «цифровой безопасности».
Теперь – повторимся – цифровой колпак добрался и до Церкви. И священнослужители, и миряне не на шутку встревожены. В последние дни прошлого года на портале правительственной информации опубликован проект постановления правительства РФ (внесенный по инициативе ФСБ) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций». Если постановление будет утверждено, все церковные объекты в обязательном порядке возьмут под мощное видеонаблюдение (как внутри, так и на прилегающей территории): «Система видеонаблюдения, с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всем объекте (территории), архивирование и хранение данных не менее 30 дней. Система видеонаблюдения должна обеспечивать распознание лица человека и чтение номера автомобиля в любое время суток».
Необходима также будет и вооруженная охрана Росгвардией или ЧОПами.
Иными словами, не Церковь с ее священными таинствами и алтарем, куда не всякий может зайти, а тюремное учреждение строгого режима.
К слову, как уже заметили, и электронные системы, и охрана не воплотятся чудесным образом, все это стоит денег. Откуда они возьмутся? Да с прихожан в конечном итоге!
В некотором смысле Церковь и сама виновата в том, что попала в электронную ловушку. Если бы сами иерархи строго соблюдали Конституцию РФ, по которой наша страна – светское государство, то, наверное, потеряли бы определенные преференции, но сохранили бы больше независимости.
Теперь же приходится протестовать осторожнее. «Контроль из одной точки – это предвестие пришествия Антихриста, если говорить о христианском взгляде. Антихрист – это та личность, которая будет во главе Всемирной паутины, контролирующей весь человеческий род. Значит, сама по себе структура представляет собой опасность», – оценил создавшееся положение патриарх Кирилл.
Но если пришествие Антихриста – вопрос сугубо религиозный, то со структурой в общем все понятно. Речь о государстве. Это государство – и опять-таки под разговоры о безопасности – уже превратило в подобие режимных учреждений, скажем, школы. Безопасности, как показывают последние трагические события со школьными стрелками, стало меньше. А родители платят за «охрану», через которую сами же не могут проникнуть в учебное заведение.
Да, Церковь болезненно реагирует на стремление государства стать главным и единственным «ловцом человеков». Но проблема столь остра, что по одну сторону сейчас и верующие, и неверующие – все, кто хочет сохранить неоцифрованными собственные мозги и души. Кстати, так называемых либералов, любящих порассуждать о «советском тоталитаризме и несвободе», поистине тотальный контроль над личностью, похоже, вполне устраивает. А его противников они называют отсталыми ретроградами.
Между прочим, и само государство рискует попасть в то же самое «цифровое рабство». Пусть не к Антихристу, но к некой надгосударственной структуре. Тем более что в общеупотребимых цифровых технологиях наша страна после развала передовой советской науки и образования, увы, не в первых рядах. Как признал недавно президентский пресс-секретарь Песков, у Владимира Путина мобильника нет – в целях безопасности. Настоящей безопасности. Ну он-то себе такое может позволить. Но как быть с «цифровой экономикой» и «цифровыми финансовыми активами», коли «цифра» – все больше чужая, западная да американская, а санкционные и цифровые войны стали уже совсем не виртуальной реальностью? Так и последние богатства страны утекут – уже в оцифрованном виде…