Авто в городе – будет ли предел?

Основная масса машин – легковые автомобили личного пользования. Приобретают их жильцы города для поездки на работу, на дачу, в магазины, нередко на отдых в период отпусков. Большую долю автомобилей представляет собой городской общественный транспорт, а также транспорт предприятий и фирм.
Считают, что во многих городах количество автомашин достигло половины численности населения, а в целом по стране уже превысило 40 млн.
В отчетах руководящих органов такое явление рассматривают как великое достижение: «Народ стал богаче жить в сравнении с советским периодом, когда автомобиль был редкостью у населения». 
Причина приобретения автомобиля горожанами кроется скорее не в обогащении, а в высокой постоянно растущей стоимости оплаты городского транспорта. Так, проезд в петербургском метро стоит 45 руб., в наземном транспорте – 40. Ведется разговор о дальнейшем повышении стоимости проезда в следующем году. Поездка на собственном автомобиле может оказаться дешевле, удобнее и нередко быстрее, чем на городском транспорте.
Другой фактор роста количества автомобилей – увеличение численности населения в городах. Почти каждый новый житель, как правило, старается обязательно приобрести автомобиль.
Нельзя не учитывать еще один фактор. При наличии частной собственности доставка предприятиям сырья и отправка готовой продукции осуществляются в основном автотранспортом, в то время как ранее (при госсобственности) преимущественно использовался железнодорожный, морской и речной транспорт.
Обилие автомобилей и непрерывный рост их численности в городах нельзя признать нормальным явлением. Главное, резко возросло количество аварий. Ежедневно по радио, телевидению и интернету объявляют о крупных авариях, сопровождающихся гибелью людей, в том числе детей. В Санкт-Петербурге считают, что без таких аварий не обходится ни дня. 
Другой неприятный фактор – пробки на дорогах, особенно в часы пик. При наличии аварий или других причин пробки становятся длительными.
Нельзя не отметить, что существующий автомобильный транспорт является самым крупным загрязнителем воздуха в городах. При использовании бензина выхлопные трубы выбрасывают в воздух наряду с СО2 большое количество оксида углерода и не сгоревших частиц топлива. В отличие от заводских труб, они портят воздух не локально, а практически по всему городу. Решением могли быть электромобили, но пока их у нас нет.
Словом, обилие машин, пусть самых красивых, в совокупности не способствует украшению города. Забитые ими дворы, подъезды домов, обочины улиц воспроизводят картину «мухи на липучках». «Домашние» стоянки мешают заезду машин скорой помощи. Нередко вызывают сложные взаимоотношения между жильцами (при ограниченности мест стоянки).
Словом, обилие автомобилей – тормоз для их движения. Если тридцать лет назад, имея машину, я доезжал до дачи (110 км) за полтора часа, то теперь требуется три, а иногда и более.
Автомобильный транспорт требует хороших дорог. Срок их эксплуатации прямым образом связан с количеством проезжающих по ним автомобилей. В зимнее время, кроме того, требуется чистка дорог от снега или использование антифризов.
Санкт-Петербург издавна славился широтой и прямолинейностью своих проспектов. Сейчас из-за обилия машин они становятся узки. Выделить полосы для городского и велосипедного транспорта уже становится невозможным.
Улицы и проспекты подобны рекам, по которым движется вода. При избытке вода выходит из берегов. Подобно тому, есть предел и количеству автомобильного и другого транспорта в городах.
По радио и телевидению постоянно идет реклама автомобилей: цена, новизна, качество, удобство применения. Как ни странно, в их приобретении заинтересовано и городское руководство – благодаря доходу от их продаж, естественно, за счет населения, растут цены на бензин, появились платные дороги, раньше их не было у нас.
Имеется ли выход из данной ситуации? 
Прекрасно помню послевоенный период восстановления Ленинграда. Численность населения была небольшой (порядка 2–2,5 млн чел.), метро еще не было, жители пользовались наземным транспортом (трамваи, автобусы, троллейбусы). Стоимость проезда была 3–4 копейки. 
К 1950 году численность населения стала увеличиваться. Тогда руководство Ленинграда (а также Москвы) приняло следующее решение: существенно увеличить численность городского транспорта, оставить неизменной стоимость проезда, прекратить прописку поселенцев (за исключением обоснованных потребностей предприятий), взять под контроль численность продаваемых автомобилей, обеспечить строительство и продажу требуемых для них гаражей.
Признаться, особых потребностей в автомобилях, несмотря на дешевизну бензина, не было. Я использовал автомобиль только для поездки на дачу, остальное время она стояла в гараже. Городской транспорт работал регулярно по расписанию и контролировался соответствующими постами.
Вероятно, возможны и другие варианты решения поставленной задачи. Для обеспечения комфортной жизни в городах необходимо ограничивать количество автомобилей, одновременно развивая и удешевляя услуги общественного транспорта.
Вряд ли полезным является рост численности населения больших городов за счет разорения деревень. Численность населения в Санкт-Петербурге уже достигла одиннадцати миллионов человек. Город до предела забит автомобилями. Что руководство города собирается делать дальше?

Другие материалы номера