Вообще-то оно было посвящено мерам по развитию Арктики, но начал президент с обсуждения планов по реализации предложений по борьбе с бедностью, которые он высказал в своем Послании к Федеральному собранию за неделю до этого, 20 февраля. Президент сообщил, что уже подписал соответствующие поручения, и попросил членов правительства высказаться относительно их планов. Вскоре, 4 марта, пресс-секретарь главы государства Д. Песков объявил, что чиновники приступают «к быстрому и эффективному исполнению» поручений.
Те, кто внимательно следит за политической жизнью в России, испытали при этом легкое «дежавю» (хотя, думаю, таких внимательных граждан было немного – политическую новость забывают уже через неделю-две). Дело в том, что почти год назад, 1 марта 2018-го, в Манеже президент также выступал с Посланием к Федеральному собранию. Отечественные и зарубежные наблюдатели сразу же отметили в этом Послании «мультики» с нашими ракетами, поражающими заокеанские цели. Но в том Послании годичной давности также много говорилось о демографии, социальной политике, помощи пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям, малоимущим. «В основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв», – сказал тогда президент (который в марте 2018 года одновременно был и кандидатом в президенты). И продолжил: «Что должно быть приоритетом для нас? <…> считаю главным, ключевым фактором развития благополучие людей, достаток в российских семьях». А потом он предложил аудитории несколько цифр, которые, видимо, подготовили его помощники: «Напомню, что в 2000 году за чертой бедности находились 42 миллиона человек, это почти 30–29% населения страны. В 2012 году нам удалось снизить этот уровень до 10%. Из-за последствий экономического кризиса бедность вновь подросла. Сегодня с ней сталкиваются 20 миллионов граждан. <…> Даже некоторые работающие люди живут очень скромно».
Дальше президент предложил ряд мер по преодолению такой вопиющей бедности:
– с 1 мая 2018 года приравнять минимальный размер оплаты труда (МРОТ) к прожиточному минимуму, что, как обещал президент, «позитивно скажется на доходах около четырех миллионов человек»;
– серьезно обновить систему занятости;
– на принципах справедливости и адресности обновить систему социальной помощи.
Результатом всех этих усилий должно было стать, по обещанию президента, двукратное снижение числа бедных россиян через 6 лет (то есть доведение числа бедных к 2024 году до 10 миллионов человек).
В прошлом году президент также после выборов и утверждения нового правительства (имеющего почти тот же состав) раздал председателю правительства, вице-премьерам, министрам поручения, связанные с его Посланием.
Прошел почти год. Президент, выступая теперь уже в Гостином Дворе, говорит:
«Уважаемые коллеги! Решение демографических проблем, рост продолжительности жизни, снижение смертности прямо связаны с преодолением бедности. Напомню, в 2000 году за ее чертой находилось более 40 миллионов человек. Сейчас – около 19 миллионов, но и это слишком много, слишком много. А у нас была ситуация, когда это количество ушло к 15 миллионам, сейчас немножко опять подросло. Надо, безусловно, сосредоточить на этом наше внимание – на борьбе с этим явлением».
Что же получается? Год назад президент признал, что число бедных россиян – 20 миллионов человек. Президент озаботился этим, дал поручения кабмину, министры поработали. Теперь, по словам президента, бедных у нас около 19 миллионов. Если учесть, что в статистике президента 1–2 миллиона приравнены к погрешности вычисления (в 2018 году он заявил, что в начале его правления бедных было 42 миллиона, а теперь говорит – 40 миллионов), то никаких существенных изменений не произошло. Но если бы и произошло, то работу Медведева и его министров все равно следовало бы признать неудовлетворительной. Уменьшая число бедных в год на 1 миллион человек, к 2024 году можно добиться снижения лишь на 6, а не на 10 миллионов, как потребовал президент в прошлогоднем Послании. Но Медведев снова получил должность председателя правительства, на ключевых должностях в кабмине – те же лица. Президент неоднократно публично заявлял, что он доволен их работой….
Каждый год президент говорит, что у нас позорно много людей, живущих за чертой бедности. Каждый год он искренне возмущается таким положением вещей. Каждый год обещает покончить с этой проблемой и дает поручения правительству. И все остается по-прежнему. В ежегодных Посланиях президента фигурируют фактически одни и те же цифры. Такое ощущение, что спичрайтеры из администрации президента несколько лет подряд пишут их по одному и тому же шаблону. А президент просто зачитывает вслух бумажку, не особо задумываясь о содержании и тем более не вспоминая о том, о чем он говорил 12 месяцев назад…
2.
Впрочем, немудрено, что ситуация с бедностью почти не меняется. Вспомним, какие меры президент предлагает для борьбы с бедностью. В марте 2018 года президент заявил, что первым шагом к победе над позорной нищетой миллионов россиян будет увеличение МРОТ до прожиточного минимума. Само такое заявление достойно удивления. Оказывается, у нас имелись люди, которые работали, получали за свой труд зарплату, но ее не хватало даже на элементарное физическое выживание. Причем речь идет о стоимости продовольственной корзины, рассчитанной нашими чиновниками, которые, между прочим, убеждены, что килограмм картошки в месяц – вполне нормальный паек. Но президент поторопился «все исправить». С 1 мая 2018 года МРОТ в России вырос до 11 тысяч 163 рублей, то есть до величины прожиточного минимума. Только специалисты сразу отметили, что по «релятивистским законам российской действительности» МРОТ приравняли к ПМ, но он… не приравнялся. Ведь из МРОТ еще вычитывают 13-процентный налог. Оставшаяся сумма все равно меньше прожиточного минимума.
Ситуация повторилась по прошествии года. В своем Послании 2019 года президент озаботился бедностью пенсионеров, которые получают самую маленькую пенсию, – ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП). Действительно, такие у нас есть – это получатели социальной, а не страховой пенсии. По разным причинам они либо вовсе не имеют трудового стажа, либо их стаж недостаточен для права получать выплаты из ПФР. Государство начисляет им напрямую из бюджета, прямо скажем, невеликие деньги – часто в диапазоне от 3 до 8 тысяч. Таковых в стране от 4 до 6 миллионов человек.
Конечно, они не получают на руки 3, или 4, или даже 7 тысяч рублей. Есть закон, который требует доплаты к пенсии, чтобы довести ее до ПМП. Но понятно, чем выше пенсия, тем меньше эти социальные доплаты, а когда она достигает ПМП, то социальные доплаты прекращаются. Президент обратил внимание на то, что после индексации таких пенсий – в начале 2019 года некоторые из них выросли до ПМП, поэтому соцдоплаты прекратились, и в итоге реально, в абсолютных цифрах пенсия выросла не на 7%, как обещали, а на меньшую сумму. Иногда такое повышение ограничивалось несколькими десятками рублей. Пенсионеры были возмущены, писали письма в администрацию президента, и Путин распорядился: добавить к пенсии индексацию в 7% уже после того, как будут выплачены соцдоплаты.
Казалось бы, надо радоваться: президент решил помочь наиболее бедной части населения. Но в чем состоит эта помощь? Приблизительный ПМП у нас 8 тысяч 400 рублей, 7% от него – 588 рублей. К этой сумме и сводится путинская «серьезная помощь» людям, живущим в нищете. А ведь это средняя цифра. По словам заместителя главы Института социального анализа и прогнозирования Юрия Горлина, «для получателей наименьших пенсий прибавка будет колебаться в диапазоне от нескольких десятков до нескольких сотен рублей в месяц». То есть некоторые пенсионеры после второй «путинской индексации» так же получат рублей 40–50. Собственно, столько же, сколько они получили после первой индексации. Это их так возмутило, что они взялись за шариковые ручки и написали письма в администрацию президента…
Два этих случая наглядно показывают, что ни президент, ни правительство с бедностью бороться не собираются. Они лишь делают вид, что бурно борются, начисляя копеечные надбавки. А отдельные наивные граждане не менее бурно радуются, будто ими вправду дали что-то стоящее…
3.
Но дело не только в том, что помощь бедным оказывается возмутительно мизерная. Само число бедных, которое постоянно озвучивают власть имущие, вызывает большие сомнения. Президент уже не первый год говорит, что в стране примерно 20 миллионов бедных. Однако мы вправе задать вопрос: откуда взята именно такая цифра? Почему президент решил, что в стране именно 20 миллионов бедных, а не 40, 60 или 80? Очевидно ведь, что все зависит от того, обладателей какого дохода следует считать бедными. Помнится, в российском бомонде был один эксцентричный миллиардер, который во всеуслышание заявлял, что считает, пардон, нищебродом всякого, кто имеет меньше 1 миллиона долларов. По данным экспертов компании Capgemini, в России в 2018 году было около 180 тысяч людей, чье состояние не ниже 1 миллиона долларов. Это примерно 0,1% населения страны (причем в их руках сосредоточено около 60% национального богатства РФ). Таким образом, по мнению эксцентричного миллиардера, 99,9% населения России живет за чертой бедности. Если бы Путин назначил его министром соцразвития, то, возможно, социальные выплаты и льготы получали бы 99,9% от общего числа россиян.
Если серьезно, то вопрос: «Сколько в России бедных?» – это вообще вопрос коварный, поскольку ответ на него может дать только ее величество статистика. А статистика, как выразился знаменитый американский социолог Дарелл Хафф в своем бестселлере «Как лгать при помощи статистики», не столько наука, сколько искусство. Существует огромное количество вполне легальных способов так построить подсчеты, что можно будет получить цифры, которые выгодны исследователям и их заказчикам.
Начнем с того, что понимание бедности, от которого отталкиваются Росстат и цитирующий его доклады президент, привязано к так называемому прожиточному минимуму. В 2018 году он равнялся в среднем по стране на душу населения 10 328 рублям. При этом для трудоспособного населения он составлял 11 160 рублей, для пенсионеров – 8496 рублей, для детей – 10 181 рубль.
Понятно, что в различных регионах он был разный – от 8 тысяч 500 рублей в Республике Адыгея до 20 тысяч 145 рублей в Чукотском АО. Уже на этом этапе статистики не объясняют, какими методами они вычисляли среднюю цифру. Брали среднее арифметическое или так называемую медиану? Используя или одно, или другое понятие средней величины, можно добиться различных результатов… Дарелл Хафф приводит такой пример: в одном пригороде жители с гордостью заявляли, что здесь живут люди со средним доходом 15 000 долларов. Но когда им понадобилось платить налог, они представили справку, что средний доход равен 3500 долларам. Причем и в том, и в другом случае они говорили правду. Просто в первом случае, говоря о среднем доходе, они имели в виду среднеарифметическое, а во втором – медиану, то есть такое число выборки, где половина меньше его, а половина – больше. Среднее арифметическое очень любят применять руководители фирм, чтобы показать, насколько высока зарплата их сотрудников: действительно, если руководитель получает 1 миллион в месяц, а 10 работников – по 1 тысяче, то среднее арифметическое будет огромным. Обнародовать медианное значение такому руководителю, конечно, невыгодно.
Далее, чиновники Росстата величину прожиточного минимума определяют, исходя из цены продуктовой корзины – набора продуктов, которых якобы достаточно для поддержки жизни. Но, скажем, в 2018 году чиновники заложили в эту корзину 58,6 кг мясопродуктов в год для представителей трудоспособного населения. Журналисты, которые пытались разобраться в этом вопросе, резонно интересовались: а почему именно 58,6 кг? А что имеется в виду под мясопродуктом: говядина, колбаса или переработанные шкурки? А какую цену за 1 кг мясопродуктов заложили чиновники, и как она согласуется с рыночными ценами на мясо? Достаточно просто задуматься об этом, чтобы стало очевидным: у чиновников огромный простор для маневра. Вставляя произвольные цены, можно добиться существенного «понижения уровня бедности», ничего не изменив, кроме нескольких цифр в компьютере.
А ведь это еще не всё. Подсчитав, сколько денег нужно на продовольственную корзину, чиновники просто… записывают такую же сумму на все остальные нужды – ЖКХ, одежду, культурный досуг и т.д. Этого требует закон: траты на продукты и на непродовольственные товары должны соотноситься как 50% на 50%…
Иначе говоря, цифра около 20–21 миллиона, которую приводит президент в своих Посланиях уже 2 года подряд, вообще, как говорится, взята с потолка. Число бедных в стране она никак не отражает. Экономисты говорят, что в России около 40% населения имеет ежемесячный доход ниже 20 тысяч рублей. Это более 60 миллионов человек. Возможно, эта цифра ближе к реальности, чем президентские 20 миллионов. А еще, как мы уже отмечали, на долю 99,9% россиян приходится лишь 40% всего суммарного национального богатства. Так что, может быть, бедных у нас много более половины населения…
Знают ли об этом наши власть имущие? Безусловно, знают. Делают ли они что-нибудь реальное, чтобы помочь бедным? Нет, разумеется. По-настоящему помочь им можно лишь за счет тех 0,1% россиян (40–50 тысяч супербогатых семей), которые владеют большей частью дохода всей 140-миллионной страны – 60%. А в число этих семей входят, давайте называть вещи своими именами, и семьи наших политических руководителей…
Так что не удивлюсь, если и в следующем, 2020 году президент в Послании к Федеральному собранию скажет: «В 2000 году в России было 40 миллионов бедных. Мы сумели снизить эту цифру вдвое – до 19–20 миллионов. Но и это очень много. Правительство должно приложить все усилия для того, чтобы улучшить положение простых россиян». И дальше – по шаблону предыдущих двух Посланий…
г. Уфа