Услуги хищников

В основном фальшивые диагнозы мошенники ставили пожилым людям – в силу возраста у них чаще встречаются жалобы на самочувствие, да и психологически обработать людей, которые выросли при советской власти и привыкли безоговорочно доверять людям в белых халатах, представителям высокого звания врачей, намного легче. Вот только «специалисты», на прием к которым попали пострадавшие, дипломов медицинских вузов, как выяснилось, не получали:
– Установлено, что участники межрегиональной группы под руководством ранее судимого гражданина одного из зарубежных государств с целью получения сверхприбыли создали в ряде регионов России сеть медицинских клиник. Сотрудники подконтрольных организатору call-центров, входя в доверие к гражданам, убеждали пройти обследование. А затем работники этих учреждений, не имеющие специального медицинского образования, вводили пожилых людей в заблуждение о наличии у них заболеваний, которые требуют неотложного и дорогостоящего лечения, – рассказала официальный представитель МВД России Ирина Волк.
Как оказалось, идея организовать бизнес на чужом здоровье пришла в голову 32-летнему белорусу, владельцу московского медицинского центра «Ф Клиникс» Павлу Фролову. Сейчас бизнесмен вместе с маркетологом чебоксарского ООО «М-клиник» Юрием Епишиным и еще более чем двумя десятками участвовавших в обирании пациентов мошенников находится под стражей, мероприятия по установлению всех причастных еще продолжаются.

Схему действий аферистов подробно объяснила прокуратура Оренбургской области:
– Они звонят жителям региона с предложением бесплатных диагностических услуг. При обследовании пациента на «инновационном» оборудовании у него выявляются серьезные проблемы со здоровьем, и незамедлительно предлагается дорогостоящее, «чудодейственное» лечение, для оказания которого заключается договор о платном медицинском обслуживании, – говорится на сайте ведомства.
Светлана, одна из пациенток, которой удалось от врачей вовремя сбежать (по-другому и не скажешь), рассказывает, что все действительно проходило по классической схеме: звонок с предложением бесплатной диагностики, затем сама «диагностика», неутешительный диагноз и психологическое давление немедленно подписать договор:
– Заманивают они клиентов, предлагая бесплатное обследование в рамках якобы государственной программы по полису ОМС. К слову сказать, само обследование длилось недолго, долго меня обрабатывали: сбежалось аж 3 человека в белых халатах, причем врач молчал, видимо, стыдно, что работает в такой шараге и занимается псевдодиагностикой. Когда я сказала, что договор подписывать сегодня не буду, выслушала много нелицеприятных слов о том, что я отняла у них много времени, хотя сами не давали мне уйти, заставляя выслушивать их доводы, – рассказывает Светлана.
– Всеми правдами и неправдами навязывают дорогостоящее лечение, в ход идет массированная обработка, давление на пациента, пытаются соблазнить заключить договор немедленно, обещают большие скидки, но «только сегодня», так как понимают, что, если отпустить человека, то он уйдет, поразмыслит и больше не вернется, – солидарен со Светланой и другой побывавший в кабинете псевдоклиники пациент.
Все пострадавшие соглашаются, что да, отчасти мы сами виноваты: польстились на заманчивое предложение пройти бесплатное обследование на современном оборудовании. Но на это и был основной расчет мошенников, особенно в случае с пожилыми людьми – в обычных поликлиниках-то, спасибо государству, в последнее время самое современное оборудование – это рентген-аппарат.
Испуганные диагнозами старики доставали последние сбережения, тратили «гробовые» деньги, но, поскольку накопления имеют далеко не все пенсионеры, для оплаты фиктивных медицинских услуг лжеврачи придумали, не отходя от кабинета, оформлять на пациентов кредиты на астрономические суммы, доходящие в некоторых случаях до полумиллиона рублей. По предварительной информации МВД, «от противоправной деятельности аферистов» пострадало свыше 11 тысяч граждан, общий ущерб составил не менее миллиарда рублей.
Судя по кадрам оперативной съемки, работали «медики» эффективно: пациенты в коридорах одной из «клиник» сидят в очереди, в регистратуре – целые тома из медицинских карт. Нагрянувшие с обысками следователи застали всю контору врасплох. Да и к вопросу инсценировки аферисты подошли тщательно, с использованием реквизита и костюмов: на псевдоврачах белые халаты, в помещениях – типичный для медицинских учреждений ремонт, по стенам развешаны фотографии специалистов, их дипломы и сертификаты в рамках, для пущей достоверности мошенники даже обзавелись дорогостоящей медицинской техникой и специальной мебелью – эдакое театрализованное мошенничество. Поэтому сомнений, что они находятся в действительно солидной частной клинике, у пациентов не возникало. 
Знали ли сотрудники, которые улыбались старикам в кабинетах и на ресепшн, что являются, как говорил знаменитый персонаж Глеб Жеглов, членами «преступного сообщества, именуемого в простонародье шайкой»? Безусловно, знали: на кадрах видеозаписи при задержании работники прячут лица от камер, а в  одном из call-центров, где прошли обыски, обнаружены подробные инструкции, как войти в доверие, запугать сложными диагнозами и убедить, что здоровье дороже любых денег. 
Сама схема «развода» в общем-то не нова: ранее по той же модели действовали и одиозные косметические кабинеты DeSheli, регулярно попадавшие в новостную и криминальную сводку из-за обращений пострадавших, и многочисленные конторки, втюхивающие наивным потребителям – в этом случае также, чаще всего, пенсионерам – всевозможные бады и таблетки с эффектом плацебо. Что поражает, так это, во-первых, размах деятельности: аферисты раскинули свои сети на территории Чувашской Республики, Москвы, Санкт-Петербурга, Владимирской, Калужской, Рязанской и Ярославской областей. Сотрудниками правоохранительных органов пришлось проводить более 50 обысков в жилых помещениях и офисах. А, во-вторых, сфера, на которую посягнули мошенники, покусившиеся на самое важное, – жизнь и здоровье. 
Хочется отметить, что тем пациентам, кого обманщики ввели в заблуждение относительно имеющихся у них заболеваний, еще повезло: они потеряли деньги, но хотя бы сохранили здоровье. К сожалению, для некоторых псевдолечение псевдоврачами не обошлось без серьезных последствий: уже известно, что пациентам, видимо, действительно имеющим серьезные заболевания, после назначенного шарлатанами дорогостоящего лечения стало только хуже. Например, пенсионера, обратившегося в клинику из-за проблем со зрением, там долечили до отслоения сетчатки глаза. 
Очевидно, что самым печальным образом это громкое дело отразится на репутации частных медицинских центров. Действительно, как теперь пациенту понять, врач перед тобой или ловкий мошенник, надо ли срочно влезать в долги, чтобы спасать здоровье, или серьезный диагноз – лишь желание «доктора» обогатиться?
К сожалению, в заявлениях, сделанных представителями правоохранительных органов, совершенно не прозвучало – откуда подконтрольные мошенникам call-центры черпали данные потенциальных жертв? То, что пострадавшие в подавляющем большинстве пожилые люди, наводит на мысль, что обзвоны были не такими уж рандомными, кто-то снабдил аферистов информацией, наверное, небезызвестные наводчики.
Еще один вопрос: как в связке с мошенниками оказались финансисты? Поверить в то, что в службе безопасности банков сидят сотрудники наивные настолько, что не разглядели явной мошеннической комбинации, невозможно. Будут ли санкции применяться к банкирам, предоставлявшим кредиты через аферистов? Да и куда смотрели органы, когда «тревожные звоночки» уже вовсю звенели еще полгода назад?!
«Мошенники должны понимать, что их ждет неотвратимое и суровое наказание, только так можно предотвратить волну обманов. Поэтому важно знать эти схемы, и, если все-таки купились, то обязательно писать заявления о мошенничестве. Пока же, к сожалению, подобные схемы порождают лишь волну недоверия к медицине и системе здравоохранения в целом», – один из отзывов «довольных» пациентов, еще от января, всё это время находящийся в публичном доступе. Столько времени мошенники окучивали доверчивых клиентов, даже не думая скрываться. Подумать только – 11 000 пострадавших! Настоящий конвейер, действующий не подпольным образом на дому, а с вывесками и рекламой своих «услуг». И еще неизвестно, полная ли это картина, и скольким из тысяч пациентов шарлатаны успели нанести непоправимый вред.
Но самый главный вопрос можно адресовать госорганам: ведь без разрешения многих инстанций преступники не смогли бы осуществить свои схемы и так дискредитировать звание врача. Значит, кто-то с ними сотрудничал. Впрочем, сами современные условия как будто подталкивают разнообразных «комбинаторов» к осуществлению своих многоходовочек: тут и бесчисленные лазейки в дышле закона, и сквозь-пальцы-смотрение со стороны правоохранительных органов, и необоснованно мягкие приговоры уже попавшимся аферистам. Изменилось и отношение самого общества к подобным явлениям. Такими темпами наряду с обманутыми дольщиками и обманутыми вкладчиками, регулярно выходящими на акции протестов, которые уже стали неотъемлемой частью реальности, скоро, наверное, появятся и объединения обманутых пациентов. Впрочем, уже сейчас в интернете можно найти разнообразные статьи, настоящие инструкции на тему «как понять, что перед тобой настоящий врач», «как не ошибиться с выбором клиники» и так далее. Таким образом, вместо того, чтобы защиту от шарлатанов обеспечивали Министерство здравоохранения и правоохранительные органы, государство в очередной раз пытается перевесить свои функции на граждан – все по классике: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Другие материалы номера