Выходить в центр Москвы в выходные дни стало опасно. Сотни до зубов экипированных полицейских и росгвардейцев, автозаки, забитые людьми. Более тысячи задержанных две недели назад, около тысячи – в минувшую субботу. При этом, когда задержанных было уже более 400, полицейские чины заявили, что в «несанкционированных акциях» приняли участие всего три сотни протестующих. Получается, необязательно требовать честных выборов на улицах столицы, чтобы попасть в участок. Достаточно просто оказаться не в то время, не в том месте.
Так что региональная избирательная кампания – 2019, независимо от ее исхода, уже запомнится беспрецедентным за последние годы участием в процессе силовиков и репрессиями.
Обычных приемов и методов, дабы обеспечить победу партии власти, видимо, недостаточно. Хотя и они используются по полной программе. К слову, в большинстве регионов, где предстоят выборы разного уровня, партия власти окончательно лишилась своего имени – «Единая Россия». С этой дискредитировавшей себя структурой публично связывать себя опасаются не только московские кандидаты в депутаты.
Так, 6 из 13 назначенных Путиным врио губернаторов идут на выборы в качестве самовыдвиженцев. Это врио губернаторов Курганской области Вадим Шумков, Астраханской области – Игорь Бабушкин, Сахалинской области – Валерий Лимаренко, Челябинской области – Алексей Текслер, Забайкальского края – Александр Осипов, а также Петербурга – Александр Беглов (который является видным членом «ЕР», как и многие другие якобы самовыдвиженцы).
Кроме того, губернаторы от партии власти стали избегать роли паровозов на выборах в региональные законодательные собрания. Если в 2015 году в 10 из 11 регионов, где такие выборы проводились, списки «ЕР» возглавляли губернаторы, то в нынешнем – лишь в 5 из 11.
Но, конечно же, весь адмресурс работает на путинских врио, в том числе и через партийные структуры «ЕР». Так, согласно данным СПАРК-Интерфакса, Шумков получил пожертвования напрямую от курганского отделения «Единой России», а кроме того, почти 30 млн рублей от Фонда поддержки будущих поколений и Фонда народных проектов. Движение «Голос» в ходе выборов в Госдуму в 2016 году установило, что указанные фонды аффилированы с «Единой Россией», у них одинаковый состав учредителей, и оба они зарегистрированы по одному и тому же адресу: Банный переулок, 3, где находится московская штаб-квартира «ЕР». Из этих же фондов по 25 млн получили Бабушкин, Лимаренко, Осипов и Текслер.
Но самый главный административный ресурс – это по-прежнему президент Путин. Будто это не по его воле и указаниям реализуются антисоциальные реформы, будто не он сформировал правительство Медведева и руководит его действиями. А значит, ни за что не отвечает. Например, за губительные сибирские пожары. Между тем пожары эти – следствие принятого еще в 2002 году Лесного кодекса, уничтожившего систему лесоохраны. Голосовали за кодекс члены «ЕР», лидером которой тогда был Путин. И вот уже более 15 лет никак не реагирует на призывы экспертов внести хоть какие-то поправки, чтобы исправить положение.
В канун выборов Путин традиционно проводит встречи с нынешними врио и провластными кандидатами. Таким образом те могут пропиарить себя. А главное, ни у кого не остается сомнений, кому следует обеспечить победу любой ценой. Так что ведущий паровоз «Единой России» – сам президент Путин.
Но и его тяги все чаще не хватает. В прошлом году такая демонстративная поддержка никак не помогла ни многолетнему хакасскому главе Зимину, ни владимирской единоросске Орловой, ни хабаровскому Шпорту, ни приморскому Тарасенко. С Тарасенко президент встречался неоднократно, фактически став его личным пиарщиком. Беспрецедентные фальсификации губернаторских выборов в Приморье – 2018 спасали авторитет не столько тогдашнего врио, сколько самого Путина. Однако эффект получился известно какой.
По мнению экспертов компании «Давыдов.Индекс», анализировавших рейтинги кандидатов в губернаторы от партии власти, пятеро из 16 могут не победить в первом туре. Олегу Хорохордину (Республика Алтай) прогнозируют 47%; Андрею Бочарову (Волгоградская область) – 44%; Валерию Лимаренко (Сахалин) – 43%; Олегу Кувшинникову (Вологодская область) – 42%, Игорю Бабушкину (Астраханская область) – 41%.
Именно с аутсайдером Бабушкиным в конце прошлой недели встретился Путин. Глава государства пообещал Астраханской области дополнительные средства на современные медицинские центры. Посыл понятен: выберут офицера ФСБ в отставке, ставшего уже вторым врио губернатора Астраханской области за последний год, Бабушкина – будут в регионе и деньги из бюджета, и медцентры. Проголосуют «не за того» – например, за кандидата от КПРФ Николая Арефьева, – ситуация будет совсем иная.
Еще одного сильного соперника Бабушкина – Олега Шеина до выборов не допустили через пресловутую систему муниципальных фильтров. Как рассказал Шеин, нужно было собрать 121 подпись депутатов в 8 районах. Собрали же 90 лишь в 6.
Муниципальных депутатов буквально вынуждают отдавать голоса в пользу кандидатов партии власти и их технических дублеров. А в Астраханской области еще и один из самых высоких порогов фильтра – 7%. Характерно, что в 2014-м ситуация была лучше. Тогда Шеину хотя бы позволили пройти фильтр. Он занял второе место. По итогам голосования Шеин предъявил множество фактов манипуляций при подсчете в пользу победителя – тогдашнего многолетнего главы региона Жилкина.
«Обращения граждан поступают абсолютно разные, по проблемам, которые долгое время, практически годами, не решались. Для меня совершенно очевидно, что ситуацию нужно менять», – заявил Бабушкин на недавней пиар-встрече с Путиным. Получается, не решал их как раз видный единоросс Жилкин, бывший губернатором почти 15 лет при активной поддержке Путина. Но меньше чем за год до окончания очередного срока Жилкин покинул пост «по собственному желанию». Это позволило никак не отчитываться за «годами не решаемые проблемы».
Между тем подписной фильтр по-прежнему остается главным средством борьбы с неугодными кандидатами. Выборы превращаются в фикцию зачастую уже на первом этапе. О необходимости его отмены говорится с 2012-го, когда после массовых выступлений было возвращено прямое голосование за глав регионов. Но не для того власти выстраивали препоны народному волеизъявлению. ЦИК в лице Памфиловой вяло порекомендовал снизить фильтр до 5%. Этим дело и ограничилось. Так же вяло он увещевает незарегистрированных московских кандидатов: приходили бы на нашу площадку (ЦИК) – мы бы тут всё порешали…
Региональные избиркомы к рекомендациям не прислушались. Как уже упомянуто, в Астраханской области порог составляет 7%.
А в Петербурге и вовсе максимальные 10% от трех четвертей из 111 городских округов. Сейчас в Питере 1412 действующих местных депутатов, не более 10 избранников на муниципалитет. Так что и без специальных ухищрений (когда депутатов поголовно заставляют поддерживать действующего губернатора) подписей хватает лишь на четверых кандидатов. Ими стали врио Александр Беглов (единоросс-самовыдвиженец), Владимир Бортко (КПРФ), Михаил Амосов («Гражданская платформа»), Надежда Тихонова («СР»).
Неудивительно, почему власти Петербурга так озабочены выборами вроде бы малозначимых районных депутатов и чинят всяческие препятствия в регистрации независимых кандидатов: через послушных районных избранников можно полностью обеспечить несменяемость власти в регионах.
Но и этого показалось мало: чтобы никаких неприятных для действующего губернатора Беглова неожиданностей не случилось, избирком Петербурга принял беспрецедентное решение. Организованы экстерриториальные участки: 72 – в Ленобласти и 20 – в Псковской области. Мол, 8 сентября там будут находиться тысячи дачников из Питера. Всё ради удобства граждан!
Конечно, власти вовсе не заботит доступность выборов для россиян. Иначе день голосования не переносили бы на начало сентября. Это фактически уничтожило полноценную избирательную кампанию, которую невозможно проводить летом. Зато участки вне Питера дают возможность бесконтрольно манипулировать массой в 250 тыс. голосов.
Против экстерриториальных участков высказались все кандидаты, кроме, естественно, Беглова. Его соперники уверены, что без контроля и наблюдения неизбежны фальсификации.
ЦИК опять-таки «не рекомендовал» петербургской избирательной комиссии столь сомнительную с точки зрения демократии меру. Но, похоже, эти рекомендации в очередной раз не исполнят. Победа кремлевского назначенца куда важнее волеизъявления граждан.
Однако в Питере, несмотря на все ухищрения административного ресурса, у Беглова все же будут конкуренты.
А вот у Александра Осипова – забайкальского врио – конкурентов усилиями избиркома нет. Мы уже рассказывали, как с грубейшими нарушениями переделаны региональные законы, чтобы Осипов мог пойти на выборы не от «ЕР», а самовыдвиженцем. Главному же его потенциальному сопернику – главе крайкома КПРФ Юрию Гайдуку – избирательная комиссия сначала дала добро на регистрацию. Но через два дня изменила решение. Мол, не прошел фильтр. Зато муниципальный фильтр безо всяких проблем прошли совершенно никому не известные в крае как политики и общественные деятели Яна Шпак, Елена Краузе, и Вячеслав Ушаков. Все они официально зарегистрированы как кандидаты, но никакой кампании не ведут и не собираются. Это как раз те самые технические кандидаты, обеспечивающие видимость альтернативных выборов.
«К огромному сожалению, административный ресурс пытается давить не только на своих, но даже и на наших муниципальных депутатов», – заявил лидер коммунистов Оренбургской области Максим Амелин. Ему не без труда, но удалось собрать подписи. В прошлую пятницу Амелина зарегистрировали кандидатом в губернаторы.
По материалам оренбургского издания Orenday, главы некоторых районов области «распределили» местных депутатов на подписи только двум кандидатам: врио губернатора, единороссу Денису Паслеру, а также пенсионеру, кандидату от так называемой Коммунистической партии социальной справедливости Анатолию Кобзеву. Для остальных подписей не осталось. Кобзев не только технический кандидат, но и типичный спойлер против КПРФ. Механизм спойлерства против коммунистов также активно используется в нынешней региональной кампании.
Однако, несмотря на неограниченный адмресурс, приемы «под камеру» у президента и нейтрализацию реальных соперников, проиграть можно и техническим кандидатам. Так велико в обществе неприятие партии власти. А потому лозунг «Ни одного голоса «ЕР» не теряет своей актуальности, под какой бы личиной и названием единороссы ни прятали свою суть и деяния.
Оппозиции же как никогда важно отстоять свои голоса и вернуть россиянам конституционное право избирать и быть избранным. Для этого необходимы и решительность, и принципиальность, и воля к победе. Особенно в нынешних условиях, когда власть, похоже, готова всерьез применять силу против социально активных граждан.