Балтийское лихо

Похоже, что детонатором пробуждения активного возмущения в России служит ложь, причем явная и неприкрытая, которую простые россияне не могут терпеть по складу души, и прорывает их от этого на горячую правду. Так это случилось на Балтийском заводе в С.-Петербурге

Накануне губернаторских выборов в С.-Петербурге временно исполняющий обязанности руководителя города на Неве и одновременно кандидат на эту должность Александр Беглов вдруг как-то неожиданно озаботился: как живет простой петербургский рабочий? Для выяснения этого как никогда актуального вопроса Беглов отправился на Балтийский завод, входящий в АО «Объединенная судостроительная корпорация», где, к слову сказать, председателем совета директоров с недавних пор является бывший его коллега, экс-губернатор Георгий Полтавченко. Прибыв на судоверфь, высокий гость между прочим поинтересовался заработками рабочих на этом прославленном предприятии, где работают 6000 человек и где куется слава морского и океанического флота России. В ответ начальство судостроительного предприятия парадно отчиталось, будто средняя зарплата сотрудника здесь аж 78 тысяч рублей! 
Неизвестно, удовлетворил ли такой отчет Беглова, вскоре покинувшего стены Балтийского завода, однако оставшихся там заводчан эта новость повергла в изумление. Не веря своим ушам, стали глядеть рабочие в свои платежные ведомости, где указаны совсем другие суммы: в среднем на каждого рядового сотрудника завода выходит в два раза меньше объявленного – примерно по 40 тысяч рублей на человека. Да что ведомости! Заглянули рабочие в свои карманы, а там и того почти нет.
Дело в том, что на Балтийском заводе используется так называемая аккордная система формирования оплаты труда. «Это бич современного трудящегося, когда ты в любой месяц делаешь одну и ту же работу, но можешь получить разные зарплаты: то 40 тысяч, то всего 15», – говорят рабочие. При этом чтобы получить зарплатный максимум, нужно работать не 8 часов, а фактически не менее 10. К тому же значительную часть зарплат корабелов составляют премии, которые непонятно каким образом начисляются. И главное, что зарплата, озвученная для врио губернатора, только теоретически является каким-то средним показателем, составленным из относительно высоких зарплат небольшого круга заводских управленцев и зарплатных копеек большинства заводчан. Словом, реальные заработки рабочих эти данные никак не отражают.
Вся эта, мягко говоря, ложная отчетность о якобы солидных заработках на Балтийском заводе, представленная перед большим городским начальством чуть ли не с парадной помпой, в конце концов возмутила рабочих. Вместе с тем прорвалось недовольство судостроителей, которое копилось годами. Проблем на одном из крупнейших предприятий С.-Петербурга за последние годы накопилось столько, что терпеть такое скверное положение дел становится невмоготу. 
Для обсуждения наболевших вопросов рабочие Балтийского завода немедленно создали группу в интернет-сети и стали сыпать туда свои откровения. При этом некоторые подробности ежедневных тягот заводчан могут неприятно поразить даже постороннего читателя. «Материалы приходится часами искать по цеху, инструмент один на всех, станки убитые и старые, цеха зачастую не ремонтируются, техническое задание часто приходит после начала работ и всё приходится переделывать. И всё сопровождается бесконечным кумовством!» – возмущаются рабочие-балтийцы.
Поражают элементарные неустройства, которые низводят условия труда рабочих людей до унижения человеческого достоинства. Заводчане жалуются, что из цехов убрали не только кулеры с водой и тумбочки, но и скамейки в порядке так называемой оптимизации рабочих мест: дескать, нечего в рабочее время присаживаться на отдых. А ведь для людей, иные из которых уже немолоды и проводят по многу часов на ногах, порой минутная передышка требуется просто для восстановления работоспособности и нормальной заботы о здоровье. Не менее унизительным является непонятный запрет на пользование туалетами других участков завода, когда рабочий одного сектора не имеет возможности воспользоваться санитарными удобствами, расположенными в прочих подразделениях предприятия.
Конечно, можно сказать, что всё это частности. Однако рабочих-балтийцев волнуют и более общие проблемы. Например, коллектив завода давно уже будоражат время от времени возникающие слухи о закрытии и сносе старейшей в С.-Петербурге судоверфи и передачи производственных территорий под коммерческую застройку. Подобные кривотолки создают нервозную обстановку на огромном предприятии, где даже сведения о весьма посредственных зарплатах становятся предметом для сомнительных спекуляций, а попытки обсудить скудость оплаты труда пока что выражаются лишь в горьких эмоциях: «Строим атомный флот России, атомный кулак страны, Северный морской путь. Это ж не пустые слова, президенты, премьер-министры с обходами приезжают. И нам за такую работу платят эти копейки! Мы себя вообще не уважаем, что ли?» – изливает общие настроения сварщик Балтийского завода Виктор Шер.
Впрочем, виртуальные митинги не решают проблемы в реальной жизни. Поэтому корабелы Балтийского завода обратились в межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация» (МПРА) за помощью в создании активной заводской ячейки, которая предъявит сформулированные требования руководству. «На нас вышла группа активистов Балтийского завода по поводу проблем, которые там накопились и которые они там решают в данный момент, – рассказывает Сергей Моисеенко, координатора от МПРА по Ленинградской области. – Сейчас мы набираем список проблем от людей: их боль и чаяния по поводу того, что бы они хотели изменить в дальнейшем». 
Поразительно, но годами огромный рабочий коллектив крупного завода, стиснув зубы, терпел молча свои невзгоды, не роптал явно, не жаловался открыто. И вдруг внезапно трудящихся прорвало на самую активную и решительную деятельность в отстаивании своих прав и интересов. Причем побудительной причиной, последней каплей послужила услышанная ими ложь. Видно, реально достало!  

Санкт-Петербург

Другие материалы номера