Все популистские лидеры считают, что профессиональные дипломаты им не нужны. Популисты предпочитают только личные контакты с лидерами других стран и полностью полагаются на свою интуицию и свою харизму в проведении внешней политики.
Таким популистом, кстати, является Трамп, который лично вершит свою внешнюю политику и, по сути, загнал ее уже в тупик. Такими же популистами являются премьер-министр Венгерской Республики Орбан, президенты Эрдоган, Лукашенко другие. Сегодня популизм не только во многом доминирует в разных областях внутренней жизни государств, но набирает силу и популистская внешняя политика.
Серьезные политические лидеры осуществляют свою внешнюю политику через профессиональных дипломатов. Задача дипломатов – проводить закрытые переговоры со своими визави из других стран, готовить и согласовывать договора и приглашать лидеров только на заключительный этап, когда можно уже подписать договора, которые дипломаты подготовили.
Популисты отвергают такой подход и полностью полагаются на персональный подход во внешней политике. Популисты верят, что их талант и убеждения выше и эффективнее, чем у всех дипломатов вместе взятых.
Зеленский и есть такой популист. А канцлер Меркель, президенты Путин и Макрон – это классические политические лидеры, которые проводят свою внешнюю политику через дипломатию. Именно по этой причине все трое удивленно переглянулись, когда Зеленский стал настаивать на немедленной встрече лидеров после гибели, по неподтвержденной версии, четырех военнослужащих-украинцев от обстрела со стороны ДНР.
Но, поскольку Зеленский не представил никаких новых предложений по урегулированию конфликта на Донбассе, руководители государств-переговорщиков решили вначале пообщаться по дипломатическим каналам.
Зеленский ведет себя ситуативно, стараясь угодить всем и заботясь главным образом о своем рейтинге. Понимая, что отведенное ему время катастрофически сжимается и что, если в ближайшие месяцы он не продемонстрирует обществу свою внятную политику по Донбассу, его популярность резко пойдет на спад.
И для того, чтобы показать украинцам хоть какие-то свои достижения, Зеленский совершил блиц-визит в Турцию, где 7 августа встретился с президентом Реджепом Эрдоганом, а 8 августа провел встречу с духовенством и бизнесменами.
Сегодня Турция – это государство, которое активно сотрудничает с Москвой, но находится достаточно в сложных отношениях с Западом и НАТО.
Зеленский и Эрдоган провели закрытые переговоры в Анкаре, которые продлились на час дольше запланированного времени.
Официально озвученные итоги переговоров – Турция не признает «аннексированный» Москвой Крым и продолжит поддерживать территориальную целостность Украины. Зеленский предложил Турции присоединиться к восстановлению инфраструктуры на Донбассе. Также Эрдоган и Зеленский заявили, что сейчас прорабатывается возможность подписания соглашения о свободной торговле, которое позволит ускорить турецкие инвестиции в украинскую инфраструктуру и строительство. Кроме того, Украина и Турция договорились о сотрудничестве в бизнесе и изучении космоса. Также Зе с улыбкой заявил, что Эрдоган может подумать насчет инвестиций в Украину в размере 10 миллиардов. Тот хмуро кивнул.
Зеленского сопровождали секретарь СНБО Александр Данилюк, лидер крымских татар Мустафа Джемилев и прочие официальные лица.
8 августа Зеленский побывал на бизнес-форуме в Стамбуле. Там он озвучил ближайшие планы: провести земельную реформу, большую приватизацию, узаконить казино в пятизвездочных отелях. Президент пообещал привести в порядок 24 тысячи километров дорог, увеличить количество аэропортов до 15 и обеспечить развитие 5 морских портов. А в результате большой приватизации инвесторы получат сотни интересных объектов. «Еще нас ждет внедрение 5G, развитие туристического сектора Черного моря.
В Стамбуле прошла встреча Владимира Зеленского с Вселенским патриархом Варфоломеем. Зеленский поблагодарил Варфоломея за поддержку Украины и сказал, что власть не должна вмешиваться в церковные дела, поэтому он будет защищать независимость Церкви.
В Турции неоднозначно отнеслись к заявлениям Эрдогана по Крыму, посчитав их антироссийскими, полагая, что напряженность с Россией сейчас ни к чему.
«Зачем сейчас нужны эти слова? Вокруг нас и так всё бурлит. Они еще более накалят обстановку. Мы сбили российский самолет, к тому же не уберегли их посла, а что будет теперь? Мы не выдержим войны с Россией, мы понесем большие потери, прежде всего в экономической сфере», – считают турецкие прагматики. Но есть мнение, что крымское заявление Эрдогана – не больше, чем политический ход, и вообще через неделю он похвалит Россию и при встрече с Путиным будет желать процветания Крыму, а не признавать его «аннексии», как он говорил Зеленскому. И что Эрдогану важно было показать поддержку братским крымским татарам, которые являются вторым по величине национальным меньшинством после курдов.
Но самое главное в том, что действия Анкары сейчас направлены в сторону дружбы с Россией. Турецкий политический обозреватель Огуз Челиккол считает: «Эрдоган занимается одновременно проблемами крымских татар и закупками российских комплексов противовоздушной обороны С-400 (уже продали ракет на 2,5 млрд долларов). При этом Россия также остается самым крупным турецким импортером и возводит АЭС, а в обход Украины строится «Турецкий поток». Кроме заявлений о поддержке Анкара никак не вмешивается в конфликт в Украине, поскольку у Эрдогана своих проблем с курдами хватает».
И получается, что поездка Зеленского в Турцию была прикрытием чего-то более важного, чем рассуждения с трибун на потребу электорату обеих стран.
Так спрашивается, для чего же эти два президента встретились, говоря всякую чушь с трибун Анкары? Разговор без свидетелей в течение двух часов – это уже не шутка, не клоунада. Эрдоган ничего не станет вкладывать в Украину, ведь отток капитала из Турции в последний год напоминает лавину.
И получается, что два часа лидеры беседовали вовсе не об экономике, а о политике, и тема разговора была настолько деликатной, что в прессе о ней ни слова не было сказано.
Турецкие источники сообщают, что президент Зеленский просил у Эрдогана заступничества перед Россией и просил его выступить с посреднической миссией, понимая, что без Владимира Путина ни одной проблемы сам он решить не сможет. Но, уговаривая Эрдогана ходатайствовать в Кремле о примирении, Зеленский прямо идет против линии Вашингтона на противостояние.
Видимо, Зеленский посчитал, что, поскольку для него самое главное сегодня – мир на Донбассе, то и решил сам поискать посредника для мирного решения вопроса и готов сам принять на себя удар американцев.
И получается, что те, кто манипулирует Зеленским, не имеют над ним полной власти. И кем бы ни был Зеленский и какой бы пешкой в игре олигархов ни оказался «маленький комик», визит в Турцию – безусловное добро для Украины, если только цель его – именно мир, а не подогрев войны. Ведь связь между Эрдоганом и Россией очень велика, поскольку Путин фактически спас его, предупредив о скором начале путча, устроенного ЦРУ. И если эти тайные переговоры приведут к миру на Донбассе – это будет благом для всех.