Школа и учительство «ЕдРо» не волнуют

Депутат фракции «СправРоссия», член думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин представил на рассмотрение Госдумы в первом чтении свой законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части установления дополнительных гарантий педагогическим работникам». Парламентарий крайне озабочен кризисной ситуацией, сложившейся в образовании РФ, кадровым голодом и падением уровня обучения в школах, вызванных, по его мнению, низкой оплатой труда учителей, перегруженностью их часами, отсутствием необходимой социальной поддержки и защиты. Выступая, О. Шеин заявил: 
– Сегодняшнее положение дел в российской общеобразовательной системе далеко не оптимально. В школах не хватает учителей ведущих профильных предметов. Министр просвещения РФ Ольга Васильева недавно приводила цифры по ситуации с кадровым обеспечением общеобразовательных школ. По ее словам, доля учителей в возрасте до 25 лет составляет всего 5% от общего преподавательского состава, в возрасте до 30 лет – всего 10%. Если в ближайшее время кадровая пополняемость школ не увеличится, то к 2030 году дефицит учителей составит 200 тыс. рабочих мест. 
Сами учителя объясняют нежелание молодежи идти работать в школу слишком низкой зарплатой, хотя и существуют известные майские указы президента. Каждый второй учитель говорит о том, что он вынужден работать дополнительно, брать вторую ставку, подрабатывать в качестве репетитора. Каждый третий учитель считает, что у него очень снижена реальная зарплата, никакого ее роста за последние годы не происходит. Это данные РАНХиГС, профильного института при президенте РФ. 
Что в принципе происходит в системе общеобразовательной школы? Очень негативно сказалась оптимизация, проводившаяся сверху. Учителей резко сокращали, якобы из-за сокращения числа детей. Только демографическая волна имеет разные параметры, и в настоящее время в школу пришли дети, рожденные в конце нулевых – начале десятых лет, когда повышалась рождаемость в РФ. Детей в школах стало больше на 25–28%, а количество педагогов стало меньше. Что делать? Начали уплотнять классы, а это неизбежно ведет к падению уровня обучения. Учитель не в состоянии дать качественно предмет переполненному классу. Родители обеспокоились и вынужденно пошли на замещение уроков в школе репетиторами. Спрос на репетиторство ежегодно возрастает, и стоимость репетиторского часа растет, в месяц набегает в среднем по России до 23–28 тыс. рублей. Пойти на такие затраты могут далеко не все семьи, следовательно, происходит качественное ухудшение подготовки детей в школе, а далее ухудшается качество подготовки абитуриентов, поступающих в вузы. 
Это не менее серьезная проблема для страны, чем дефицит квалифицированной рабочей силы, и невозможность для бизнеса получить знающих, хорошо образованных специалистов. 
А начинается все с неоправданно ограниченного госфинансирования школы, образования в целом. Чтобы вернуть высокий, советский, уровень школьного обучения, престиж учительского труда, необходимо, прежде всего, повысить зарплату педагогам, вернуть им социальные гарантии, увеличить финансирование всей системы образования в РФ на 3 трлн рублей. Это общеизвестные параметры, поскольку есть такой объективный показатель, как доля затрат на образование к ВВП. В России эта доля составляет всего 3,5% к ВВП, в странах объединенного экономического сотрудничества и развития – 6–7% процентов. Мы предлагаем остановиться пока на более скромных показателях и увеличить расходы на образование всего на 0,2% процента к ВВП. Тогда удастся не только увеличить оплату труда педагогов до достойного уровня, но и выделить средства на получение ими один раз в 10 лет дополнительного оплачиваемого отпуска, подъемных в размере пяти окладов для молодых специалистов, которые собираются работать в системе образования, а не уходить куда-то в частный сектор. Возможность подъемных в размере 25% от оплаты в течение трех лет с момента начала работы для молодых педагогов, готовых работать на селе. Предусмотреть также одноразовую выплату подъемных в размере 200 тыс. рублей молодым специалистам, приехавшим работать в сельские школы. Как мера, поощряющая уход на пенсию людей, достигших преклонного возраста, – добавка в два оклада дополнительно к стандартным выплатам. Это необходимо, чтобы было движение кадров, появлялись рабочие места для молодежи. 
Мы предлагаем еще ввести фиксированную надбавку для преподавателей, имеющих научные степени, – 3 тыс. рублей за степень кандидата наук, и 7 тыс. рублей – за степень доктора. 

 

Олег СМОЛИН: 
Причина стагнации – падение доходов 

– Начну с социоэкономики. Известно, что в России с 2013 года стагнация. Стагнация хуже, чем кризис, потому что она может продолжаться сколь угодно долго. Анализ ведущих российских экономистов, включая патриарха российской экономической науки академика Аганбегяна, показывает, что одной из главных причин стагнации является падение доходов населения. В РФ это происходит уже в течение шести лет. Об этом, кстати, совсем недавно говорил и президент. Но как только поднимается какой-нибудь вопрос о том, чтобы какой-то социальной группе помочь, мы слышим: «Где деньги, Зин?» 
Коллеги, вы же знаете, где деньги. Вы же знаете, что профицит бюджета, а я ни про что другое уже и не говорю, составляет триллионы рублей. Но этих денег вам («Единой России». – Ред.) учителям почему-то жалко. Не будет в России преодолена стагнация до тех пор, пока мы не изменим политику доходов населения. Некому покупать товары. Какой же, извиняюсь, дурак в бизнесе будет их производить, если он знает, что их купить некому? 
Теперь о возражениях против предложенного законопроекта. Они кажутся мне чудными. Ну, например: законопроект не согласуется с нормами действующего законодательства. Если так рассуждать, то мы ни одного закона принять не сможем, потому что любой закон предполагает изменение норм действующего законодательства. 
А проблема-то чрезвычайно важная. Вспоминаю расширенные парламентские слушания, выступление министра О.Ю. Васильевой. Тогда Ольга Юрьевна сказала, что дефицит учительских кадров – 1%. Но не смогла ответить на дополнительные вопросы председателя Госдумы. Позже уважаемая Ольга Юрьевна сказала, что дефицит кадров в образовании – 10%. На совещании у Вячеслава Викторовича (Володина. – Ред.) председатель комитета по образованию В.А. Никонов предположил, что дефицит кадров может быть и 25%. А мнение учителей, приведу данные опроса 1310 учителей, проведенного «Народным фронтом», еще более удручающее: 44% заявили, что в их школах не хватает математиков, 39% – что недостает учителей иностранного языка, 30% – что дефицит учителей русского и литературы, 26% – что нехватка учителей начальных классов и так далее. 
Кто прав? Да все. Потому что российский учитель давно работает за себя и за того парня, а получает только за себя. 
По данным того же «Народного фронта», уже в 2016 году нагрузка на учителя была 28 уроков в неделю, в пересчете на недельные часы – это 66–70 часов. При этом в 53 субъектах РФ каждый третий учитель получал зарплату меньше 15 тысяч. 
А нагрузка продолжает расти. Это данные РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и госслужбы): уже 13% учителей работают на две ставки в буквальном смысле. Каково же будет качество образования наших детей и внуков? Может быть, стоит задуматься на эту тему? 
Предложения, внесенные обсуждаемым законопроектом, нужно поддерживать. Есть указ президента. В нем, с моей точки зрения, непонятно написано, что подразумевается, – среднюю зарплату по региону платить как одну ставку? Мне кажется, надо сравнивать зарплату учителя не только со средней по региону, но и со средней по стране. Именно так мы предлагали в проекте закона «Об образовании для всех». Почему? Если верить последнему исследованию, которое я видел, Ямал – 96 тыс. – средняя зарплата учителя, Алтайский край – 20 тысяч. После этого в Москве заявили, что 107 тыс. – средняя зарплата учителя в Москве, в одном квартале как-то заявили. 
Есть еще одна версия нашего законопроекта, предложенная, кстати, профсоюзом учителей. Она заключается в том, чтобы базовую ставку приравняли к двум прожиточным минимумам в регионе.
И есть, наконец, рекомендации парламентских слушаний, за которые все дружно голосовали. А там написано, что, соответственно, базовая ставка учителя должна быть не ниже средней заработной платы по региону. Что это в деньгах? Намного больше, чем предлагает уважаемый О.В. Шеин, за это все дружно голосовали. 
Хочу подчеркнуть еще раз, если мы не изменим ситуацию с оплатой учительского труда со статусом учителя, кадровый кризис в образовании станет еще острее. Да, мы приняли закон, разрешающий студентам преподавать в школах, но мы понимаем, что это паллиатив. 
Даже в московской школе, как мне рассказывали мои омичи, целый год не преподавалась химия. В омской школе пришел молодой парень преподавать информатику. Но он не преподавал, он садился за стол, а дети занимались Бог знает чем. 
Напомню, что по финансированию образования мы занимаем 98-е место в мире. Нельзя, чтобы финансирование образования различалось в несколько раз. Можно обсуждать разные версии законов. Но суть концепции должна быть в одном – статус учителя необходимо повышать. Мы, КПРФ, за это голосуем. 

Инициативу Шеина поддержали 94 депутата, коммунисты, ЛДПР и справроссы. «Единая Россия» отказалась голосовать, не прикоснувшись к электронным кнопкам. 
В итоге законопроект был отклонен, за что педагогическое сообщество может поблагодарить тех, кто на выборах поддерживает путинско-медведевскую партию. 

Другие материалы номера