ОДНАЖДЫ НА ЛЕКЦИИ

– Продолжаем знакомство с методами социологических исследований. На прошлых занятиях мы изучили «Опрос» и «Наблюдение». Запишите новую тему: «Анализ документов». Ана-лиз до-ку-ментов.
Убедившись, что запись в тетрадях появилась, даю определение:
– Документом в социологии считается специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение которых уже невозможно, а опрос не даст всей полноты картины. Записали?.. Всей полноты картины…
Теперь нужен пример.
– Допустим, нас интересует психологическая атмосфера коллективизации в СССР. Мы хотели бы выяснить, с какими мыслями, чувствами, ожиданиями, сомнениями вступали крестьяне-единоличники в коллективные хозяйства. Понятно, что наблюдение отпадает. Ну а если провести анкетный опрос? Даст он полную, убедительную картину?
– Вряд ли, – отзываются с места.
– Правильно. Значит, самым надежным источником информации по теме могут быть… Ну-ка, кто подскажет?..
Находчивые не объявляются. Отвечаю сам:
– Протоколы. Вот наш единственный доступный материал – протоколы, резолюции собраний, сходов односельчан. Именно эти документы откроют перед исследователем всю гамму…
Замечаю импульсивно вскинутую руку.
– У вас вопрос? Пожалуйста.
– Простите, а есть гарантия, что протоколы были правдивые?
– Вы в этом сомневаетесь?
– Ну как бы да. Их же могли переписать, эти протоколы.
Студент смотрит испытующе. Вокруг загораются любопытством десятки глаз.
Вот так тебе!.. «Подрезал». Хотя… если честно, сомнение не лишено оснований. Встает в памяти пламенный лозунг «Даешь коллективизацию!» и следом – статья в «Правде» И.В. Сталина «Головокружение от успехов»… Но это долгий разговор. Иду на экспромт:
– Вопрос правомерен. Конечно, не обошлось тогда без кампанейщины. И кто-то, наверное, подправлял протоколы собраний в смысле «одобрямс». Ну а с другой стороны, и противники коллективизации, которые заправляли в отдельных сельсоветах, могли искажать отчеты в плане отрицания колхозов. Но видите ли… На большом статистическом массиве, когда в обработке оказываются тысячи документов, полярные противоположности обычно перекрывают друг друга, и в итоге мы получаем средневзвешенные объективные данные. Вот так я бы ответил на ваш вопрос.
Кажется, «вырулил».
Лекция пошла своим чередом. Но оставалось чувство неудовлетворенности. По большому-то счету, не убедил я скептика. Закрыл вопрос логической абстракцией!
Угрызения преподавательской совести донимали до конца дня. И тогда великовозрастный профессор обратился за помощью… к маме. К милой старенькой маме… Она 1916 года рождения, из семьи сельских учителей, и как раз в пору великого перелома подрастала в степной кубанской станице. Интересно, что она может припомнить? Что сказала бы тому студенту?
Мама заговорила не сразу. На какое-то время ушла в себя. Но вот зазвучал ее чуть надтреснутый голосок:
– Жилось очень трудно. После двадцатого года многие семьи остались без кормильцев. Даже если кто имел свою землю, часто ее некому было обрабатывать. Да и нечем: у того не было коня, у того – плуга, например, или сеялки. Коренные казаки, и те шли батрачить на кулаков, работали «за харчи». Об иногородних и говорить нечего – сплошная беднота… Люди потянулись в колхоз.
Да, конечно, мне стало ясно, как следовало бы развеять сомнения в добровольном характере коллективизации. Что и постарался сделать на очередном занятии. Напомнив вопрос, кратко обрисовал обстановку на селе к середине 1920-х годов. В результате разрухи, вызванной сразу двумя войнами, 1/3 крестьянских хозяйств РСФСР не имела пахотного инвентаря, 28 процентов – рабочего скота, в каждом пятом дворе не было коровы. Проблема выживания подталкивала крестьян к различным формам взаимопомощи. Наиболее удачной такой формой показали себя коллективные хозяйства, или колхозы, называемые также сельскохозяйственными артелями. А сама артель как способ организации совместного труда зародилась в России еще в XIX веке… Обратил внимание студентов: именно колхозно-совхозное производство стало к концу 30-х годов гарантом продовольственной независимости СССР, а в военное лихолетье обеспечило бесперебойную поставку продуктов сражающейся Красной Армии.
…Насколько помню, тогда впервые позволил себе внятно высказаться в духе политического просвещения студентов. Но то была лишь реакция на спонтанный вопрос. Со временем пришло понимание того, что здесь надо действовать и не дожидаясь вопросов, брать инициативу на себя.
Основная сфера моих преподавательских компетенций – телевидение. С ним и будут связаны приводимые ниже примеры.
Как подают пришествие в наш мир «голубого чародея» российские прорежимные авторы? Они уверяют, что телевидение подарил человечеству уроженец русского города Мурома Владимир Зворыкин. А свершилось это «чудо XX века» благодаря тому, что наш соотечественник вовремя уехал из большевистской России в Америку, где и создал первую в мире телевизионную систему.
Как хорошо, что Зворыкин уехал,
И телевидение там изобрел.
Если бы он из страны не уехал,
Он бы, как все, на Голгофу взошел.
Эти злобно-торжествующие строки Булата Окуджавы лейтмотивом проходят через все повествования о В.К. Зворыкине.
Ладно, что с барда спросишь? Как говаривал А.С. Пушкин, «поэзия должна быть немножко глупа». Но вот Михаил Швыдкой, некогда председатель Всероссийской гостелерадиокомпании и даже министр культуры, на ток-шоу одноименного канала 30.10.2012 г. обронил как самоочевидное: «Был такой Зворыкин. Это тот, который изобрел телевидение» (выделено мною. – О.Д.).
Изобретатель телевидения. Его «первопроходец»… И при этом – потенциальный узник сталинского ГУЛАГа…. На таком контрастном фоне преподносят фигуру Зворыкина практически все историки, литераторы, журналисты, допускаемые к массовой аудитории.
Иную, непредвзятую, информацию о знаменитом россиянине дают некоторые монографии и мемуары, статьи в научных журналах и сборниках. Однако они малодоступны из-за незначительных тиражей. Есть еще советские источники, но они фактически удалены из книгофонда.
Так что целостную объективную картину приходится, словно мозаику, составлять по отдельным крупицам, что весьма сложно.
Сложно, но все-таки можно.
Можно – и нужно, настоятельно необходимо нести в аудиторию знания, очищенные от лукавых антинаучных примесей!

***

«Выдающийся разработчик электронного телевидения В.К. Зворыкин» – так значится эта тема в учебном плане автора. Если предельно сжать все то, что «сгущается» в студенческих тетрадях по данной теме, получим следующий мини-конспект условного студента…
Владимир Козьмич Зворыкин родился в 1889 году в городе Муроме на Оке в семье богатого судовладельца. В 1907 году поступил в Петербургский технологический институт и здесь увлекся идеей своего преподавателя Бориса Львовича Розинга. Все свободное время он проводит в институтской лаборатории, где помогает профессору ставить опыты с электронно-лучевой трубкой. Трубку эту создал в 1897 году немецкий физик Браун, а цель состояла в том, чтобы с помощью электронного устройства обеспечить «прямое видение» удаленных объектов.
До того времени разработчики телевидения осуществляли передачу и прием изображений путем быстрого вращения «развертывающих дисков». Профессор Розинг придумал и в 1907 году закрепил патентом принцип развертки за счет способности электропроводящих материалов под воздействием света испускать электроны – отрицательно заряженные частицы атома. Такой подход он считал более перспективным для телевидения. Но чтобы доказать это, понадобились сотни экспериментов с «трубкой Брауна».
Наконец, 22 мая 1911 года удалось получить электронную «картинку». Но то был лишь первый шаг. Систему Розинга предстояло довести до практического применения: разработать такую технологию, которая бы позволила выпускать телевизионные камеры, передатчики и приемники с заводского конвейера.
Достижению этой цели и посвящает себя Владимир Зворыкин.
В 1912 году, с отличием окончив институт, он отправляется в Сорбонну (Франция) и там, в университете, пополняет свои познания в теории вопроса. Однако в планы вторгается Мировая война. Зворыкин участвует в боевых действиях в составе корпуса связи: занимается радиоразведкой.
Наступает революционный 1917 год. В действующей армии падает дисциплина, фронт разваливается. Зворыкин перебирается в Москву, чтобы там продолжить свои исследования. Но поток событий Гражданской войны уносит его в Поволжье, на Урал, в Сибирь.
Летом 1918 года Зворыкин оказывается в Омске, ставшем столицей Белого движения. Здесь Временное правительство России, враждебное большевикам, поручает ему наладить работу радиостанции, для чего посылает за оборудованием в Соединенные Штаты Америки. Энергичный специалист успешно справляется с заданием. Потом его опять командируют в США. Находясь там, он в январе 1920 года узнает о разгроме красными войсками белой армии Колчака и установлении советской власти в Сибири. Зворыкин решает остаться в Штатах.

***

На время отвлечемся от студенческого конспекта.
Итак, первопроходца телевидения мы в лице Владимира Зворыкина пока не видим. На начало 1920 года перед нами занесенный форс-мажорными обстоятельствами в Америку 30-летний последователь Б.Л. Розинга.
Только ведь и сам профессор Розинг не был тем, кто сказал в телевидении первое слово. Ибо впервые это понятие ввел в мировой лексикон штабс-капитан русской армии Константин Дмитриевич Перский, преподаватель Петербургской артиллерийской академии. В 1900 году в Париже на международном конгрессе по электричеству он озвучил греко-римский новояз «телевидение» – «далеко вижу», – выступив с докладом «Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии (телевизирование)».
Обратите внимание: «Современное состояние вопроса…» Значит, вопрос уже являлся предметом чьих-то изысканий? И чьих же?
Для моих первокурсников это не вопрос! Потому что к теме Зворыкина мы приступаем на 3-м или 4-м занятии по истории телевидения, а отслеживать линию жизни «голубого чародея» начинаем еще с 70-х годов XIX века. С того момента, как английский физик Джеймс Максвелл предсказал существование электромагнитных волн и выдвинул идею электромагнитной природы света.
Дальнейшее напоминает передачу эстафетной палочки.
…Следуя гипотезе Максвелла, немецкий физик Генрих Рудольф Герц опытным путем установил наличие в пространстве электромагнитных волн и их тождественность световым волнам.
Имея в виду эту тождественность, русский ученый Порфирий Иванович Бахметьев в 1880 году опубликовал проект «дальневидения». По его замыслу здесь должна была сработать трехходовка: 1) реальное изображение «развертывается» на множество светящихся точек; 2) вызываемые светящимися точками электромагнитные колебания усиливаются и передаются в пространство; 3) в пункте приема электромагнитные колебания снова преобразуются в световые и синтезируются на экране в аналог исходного изображения. Ну а скорость света делает весь процесс мгновенным («прямой эфир»).
Проект Бахметьева получил широкое признание. Среди многих, кто взялся его воплотить, одно из самых удачных решений нашел немецкий инженер Пауль Готлиб Нипков. Еще студентом он проделал, по его выражению, «умственный эксперимент» и в 1885 году запатентовал принцип преобразования световых сигналов в электрические и обратно с помощью двух вращающихся дисков. Последователи Нипкова год за годом совершенствовали эту технологию. Так появилось телевидение, названное «механическим». Оно просуществовало полвека.
Но параллельно возникло и стало развиваться другое направление поисков. На него вышел Борис Розинг со своим неутомимым помощником. И на наших занятиях теме Зворыкина предшествует «Зарождение электронного телевидения». Здесь первопроходцами стали ученые и инженеры, которые на основе того же бахметьевского проекта взялись использовать для преобразования сигналов отрицательно заряженные частицы атома, электроны. Толчок опытам дал русский физик Александр Григорьевич Столетов, создавший в 1888–1889 гг. фотоэлемент: прибор, в котором под воздействием света возникала электродвижущая сила.
Решающий прорыв обеспечил профессор Страсбургского университета, лауреат Нобелевской премии по физике Карл Фердинанд Браун. В 1897 году он первым высек из потока электронов узкую полосу света, создав электронно-лучевую трубку. «Трубка Брауна» и станет в XX столетии базовым элементом всего телевизионного технического комплекса. Но для этого потребуются усилия еще одного поколения разработчиков ТВ…
Вот теперь в поле зрения изучающих телевизионную историю предстают Розинг и Зворыкин.
Вернемся к студенческой тетради.
…За океаном он сразу столкнулся с трудностями. Американские радиотехнические компании охотно брали его на работу, но отказывались финансировать телевизионные эксперименты. Например, глава компании «Вестингауз» выразился так: «Парень талантливый, но занимается ерундой». Денег не хватало. Чтобы продолжить научно-техническое творчество и содержать семью, подрабатывал на частных заказах по сборке радиоприемников.
Звездным часом для Зворыкина явилась его встреча в 1929 году с Давидом Сарновым, тоже выходцем из России. К тому времени Сарнов стал владельцем радиокорпорации «Ар-си-эй». Он поддержал своего соотечественника и выделил ему для исследований лабораторию. Открылась возможность реализовать инженерно-конструкторские идеи.
Прежде всего Зворыкин усовершенствовал приемную электронно-лучевую трубку. Ту самую «трубку Брауна», на торце которой они с Розингом еще в 1911 году впервые получили мерцающее изображение. Собрав аналогичный прибор, но усилив свечение экрана, Зворыкин назвал его «кинескопом» (греч: «кинео» – «движение», «скопео» – «смотрю») и зарегистрировал как изобретение.
После этого он вплотную приступил к «покорению» передающей ЭЛТ. В течение 10–20-х годов электронное телевидение было таковым лишь наполовину. Здесь на приеме видеосигнала уже использовалась модернизированная «трубка Брауна», но на передаче исходного изображения в целях его развертки еще применялся «диск Нипкова». Требовалось полностью перевести ТВ на прогрессивный электронный формат.
Поиски в этом направлении вел не только В.К. Зворыкин. Одновременно с ним над завершением электронизации телевидения трудились: в Советском Союзе – тот же Б.Л. Розинг со своими новыми последователями, в Англии – А. Кемпбелл-Суинтон, в США – Ф. Фарнсуорт, в Германии – М. Арденне и др. В процессе экспериментов у них рождались какие-то свои «ноу-хау», которые становились достоянием всех разработчиков. Интересно, что первым, кто провел пробную телетрансляцию целиком на электронной основе, стал молодой лаборант Ташкентского госуниверситета Борис Грабовский. Успешный выход в эфир по «системе Розинга» он продемонстрировал еще в 1928 году. К сожалению, авария при транспортировке модели в Москву не позволила официально зафиксировать это достижение.
Владимир Зворыкин задействовал еще один ресурс. Он повысил качество оптики за счет применения цезия – вещества с особой чувствительностью к свету. Сделав этот «последний штрих», он в ноябре 1931 года подал заявку на изобретение главной составной части будущей телекамеры – телевизионной передающей трубки, которую назвал «иконоскопом» («ейкон» – «изображение», «скопео» – «смотрю»).
Но тут оказалось, что подобный прибор уже закреплен авторским правом. С приоритетом от 24 сентября 1931 года, на полтора месяца раньше американского коллеги, соответствующую заявку в патентное бюро представил советский инженер Семен Исидорович Катаев. «Начинка» его передающей ЭЛТ практически не отличалась от зворыкинской. Но выяснять отношения не стали. В опытно-производственных подразделениях «Ар-си-эй» и Всесоюзного радиотехнического института развернулись работы.
В следующем, 1932 году в Соединенных Штатах Америки и в Советском Союзе уже велось пробное вещание. К концу года стало ясно: обе электронные системы работоспособны, но американская более технологична. Телекамера с «иконоскопом» Зворыкина, выводя сигнал на передатчик, смонтированный на 102-м этаже нью-йоркского небоскреба, вела трансляцию в радиусе 100 километров на телевизоры с кинескопом того же Зворыкина. При этом строчность развертки (четкость картинки на экране) достигала 330 строк. Система нашего Катаева на этом фоне выглядела скромнее.
Результаты полевых испытаний позволили В.К. Зворыкину публично объявить 26 июня 1933 года, что его работа по созданию полностью электронной системы телевидения завершена. И мировое техническое сообщество оставило первенство за ним.

г. Краснодар
(Продолжение следует)

Другие материалы номера