После этого складывается впечатление, что за своими высокими заборами и широкими спинами охранников они вообще не имеют представления, что в стране происходит.
Хотим мы или не хотим, но бесноватые девяностые вновь с нами. Доказательством этого служат криминальные хроники. Что ни день, то кровавые разборки с перестрелками, поножовщиной, кровью и трупами.
…В гаражном кооперативе Ленинского района Нижнего Новгорода обнаружили тело 48-летнего мужчины с признаками насильственной смерти. Им оказался нижегородский бизнесмен Виктор Ворошилов – генеральный директор и совладелец ООО «Ателье прицепов», ООО «Багем» и ООО «Русские фургоны». Эта информация разлетелась по информационным ресурсам утром в четверг. К обеду нас как-то стали уже успокаивать.
Убийца директора завода «Багем» Ворошилова, тело которого обнаружили 17 сентября рядом с обгоревшим автомобилем в гаражном массиве, задержан. Оперативники по «горячим следам» установили местонахождение злоумышленника в Чувашской Республике, где он и был задержан. Подозреваемый при допросе сообщил, что пригласил потерпевшего на встречу в вечернее время в гаражный кооператив в Ленинском районе. Во время встречи между мужчинами возник конфликт, в ходе которого подозреваемый нанес удар кирпичом по голове пытавшегося уйти предпринимателя. Увидев, что собеседник не подает признаков жизни, он оттащил тело к автомобилю, поджег его, после чего скрылся в соседнюю республику.
По мнению нижегородцев, причиной убийства вполне мог быть бизнес, которым занимался Ворошилов. Кстати, по местным меркам достаточно богатый человек.
Если погуглить, то неожиданно выяснится, что убийства бизнесменов вновь стали вполне обыденным делом.
Вот первое, что выдала поисковая система, – убийство нижегородского предпринимателя Александра Касаткина, компания которого, в частности, поставляла электронику для автомобилей на ГАЗ, вызвало большой резонанс. Тело бизнесмена с 16 ножевыми ранениями нашли в его элитной квартире. Разборки, связанные с бизнесом? Однако оказалось, что всё гораздо банальнее. И страшнее. Компанию «Микротэк-НН» Александр Касаткин основал еще в 1997 году. Касаткин стал богатым человеком. Купил несколько квартир. В том числе для любимой женщины Светланы. Которая, как позже выяснило следствие, и заказала убийство своего «спонсора» новому любовнику. Касаткин получил 16 ножевых ранений от «мстителя за Светлану».
60-летнего Николая Леонова, директора торгового центра «Все» в поселке Поварово Солнечногорского городского округа Москвы, убили тремя выстрелами из пистолета Макарова с глушителем. По кадрам записи с камеры наружного видеонаблюдения, опубликованной Следственным комитетом Московской области, видно, что предполагаемый киллер дождался, пока предприниматель зайдет в магазин со стороны служебного входа, забежал за ним в шлеме и с пистолетом, а затем быстро скрылся на мотоцикле. Приоритетной версией преступления станет убийство по заказу.
Еще сюжет. Предприниматель заказал убийство своего компаньона, чтобы не делить прибыль в Магнитогорске. Дело о заказном убийстве бизнесмена прогремело на весь Южный Урал. Тело молодого предпринимателя, отца семейства, нашли рано утром с множеством ножевых ранений у подъезда собственного дома. Трех киллеров оперативники задержали в течение суток. А вскоре вышли и на главного фигуранта дела – предполагаемого заказчика и организатора убийства. Как считает следствие, им является близкий друг семьи убитого и его компаньон по бизнесу Константин А.
Так что нечего пугать россиян возможностью возвращения лихих девяностых. Сегодняшняя действительность ничуть не краше.
По полицейской статистике от рук убийц в России гибнет порядка 20 000–30 000 человек ежегодно. Убийства по заказу и убийства предпринимателей составляют менее процента от общего числа. Но именно их больше всего обсуждают в народе и СМИ. Просто потому, что статус жертвы обычно высок – от директора компании до губернатора. Расправа часто производится в публичном месте, при свидетелях. Есть еще одна причина сенсационности таких расправ. В заказных убийствах предпринимателей отражается определенный стиль ведения бизнеса.
Эксперты делят такие убийства на три категории. Первая, самая большая – изменение прав собственности в рамках делового партнерства. Один из партнеров по бизнесу – жертва, другой – заказчик, а основной мотив – присвоение доли бизнеса или выручки от его продажи. По этой причине расстался с жизнью директор Прядильно-ниточного комбината им. С.М. Кирова Александр Бондаренко, который был устранен своим директором по экономике, решившим присвоить средства от продажи предприятия. К этой же категории относятся и случаи, когда партнеры проворачивают не вполне законную сделку и один из них устраняет другого, чтобы присвоить его долю прибыли. При таких обстоятельствах погиб директор Ленинградского речного порта Евгений Хохлов.
Другая группа похожих друг на друга случаев связана с конфликтом интересов. Это когда действия одного партнера могут нанести потенциальный ущерб другому или лишить его выгоды. Самый впечатляющий пример такого преступления – смещенный со своего поста председатель партии «Либеральная Россия» Михаил Коданев «заказал» ее нового председателя Сергея Юшенкова, чтобы вернуть себе доступ к возросшему денежному фонду партии.
Крупные долги также несут в себе риски. Должник нанимает убийцу, чтобы не возвращать долг. Стимул к устранению кредитора появляется не только когда сумма долга существенно выше, чем расходы на убийство, и риск раскрытия невысок, но и когда отсутствует юридическое оформление долга, а значит, и возможность перехода прав требования к другому лицу.
В известной степени сама власть формирует предпосылки решать бизнес-конфликты именно таким способом – через киллера. Произвольным и неумелым регулированием государство выталкивает бизнес в область неформальных отношений. В погоне за дополнительными выгодами и сами бизнесмены часто избегают юридического оформления сделок, создают серые системы расчетов наличностью и бизнес-взаимоотношений. Это крайне опасный выбор. От чиновников откупиться можно, от киллера, которому заплатил твой партнер по бизнесу, или бывшая подружка, – никогда.
Что стоит за убийством директора завода «Багем» Ворошилова, покажет следствие. Хотя, этого может и не произойти. Кто его знает, чьи интересы там затронуты.