Обстановка обостряется. Накануне

Если посмотреть, каким числом депутатов располагают эти три фракции в парламенте Украины (а это всего 71 депутат против фракции «Слуга народа» – 252 депутата), то это явное меньшинство. Но их поддерживает улица со сторонниками Порошенко, а это уже сила, подкрепленная деньгами «дона Педро». За полгода нахождения у власти Зеленский не смог обеспечить себе силовой перевес. Армия его не поддерживает, полицией, нацгвардией и другими официальными силовыми структурами управляет Аваков, ну а радикальные националисты готовы сразу же порвать его на куски.

Майдан стартует за день до саммита «нормандской четверки». И обещает стоять, пока эта встреча не закончится. Более того, уже анонсировано создание палаточного городка под окнами на улице Банковой, где располагается офис президента.

А ведь еще несколько дней назад Зеленский выпустил видео, где, стоя на беговой дорожке, призвал не верить политикам, которые говорят о капитуляции. Да и вообще говорил о них в максимально негативном тоне. Будто реально был готов им противостоять.

О перспективах встречи в Париже высказались президент Украины и его министр иностранных дел.

Зеленский ожидает, что по итогам в Париже будет не только подписано уже согласованное коммюнике, но и решены другие вопросы для урегулирования в Донбассе.

Президент снова перечислил те наработки, которые везет в Париж.

Во-первых, большой обмен «всех на всех».

Во-вторых, «выведение всех войск и незаконных вооружений». Надо понимать, что речь идет о «сепаратистах».

В-третьих, на встрече будет подниматься вопрос местных выборов в ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей). «Для нас самое главное, чтобы это происходило по законодательству Украины, чтобы там были представлены все наши партии, не только наши, но и иностранные наблюдатели, и был открытый безопасный доступ журналистов», – подчеркнул президент.

В-четвертых, граница. «Я уверен, что мы поднимем вопрос по поводу формата и сроков передачи украинской границы под украинский контроль», – предположил Зеленский.

К перечисленным четырем пунктам можно было бы добавить и пятый – «Особый статус Донбасса как необходимое условие для выборов». Но Зеленский как-то подзабыл об этом.

На Банковой об этом, конечно же, знают и, скорее всего, везут в Париж какое-то предложение и по этой теме. Но Зеленский предпочитает об этом не говорить заранее, чтобы его оппоненты не обвинили его в «зраде» (измене).

Все то, что перечислил президент Украины, – всего лишь темы для обсуждения, которое может завершиться ничем. Но итоговое коммюнике, как заявляют в Киеве, уже утверждено. Суть документа обозначил министр иностранных дел Украины: «Лидеры отмечают успешное разведение на трех участках и предлагают определить следующие точки разведения. Лидеры отмечают успешный обмен, который состоялся, и предлагают ускорить работу по следующему этапу обмена, включая идею всех на всех. Далее, лидеры требуют определить следующие участки для разминирования, и так далее».

То есть итоговый документ «нормандского саммита» сенсацией не станет, а просто уполномочит свои переговорные команды продолжить подготовку следующих инициатив.

Но, возможно, у Зеленского или Путина есть какие-то наработки, которые позволят им подобраться, например, к решению проблем, связанных с особым статусом или выборами на территориях донбасских республик.

А «промайданная» оппозиция об этом, скорее всего, догадывается и созывает своих сторонников на майдан.

В среду в Верховной раде было зачитано обращение к президенту Зеленскому с предупреждением о том, на что он не должен соглашаться в ходе саммита в «нормандском формате».

Ультиматум подготовили депутаты сразу трех партий – «Европейской солидарности» Петра Порошенко, «Батькивщины» Юлии Тимошенко и «Голоса» Святослава Вакарчука.

Зачитал текст с трибуны парламента народный депутат от «ЕС» Андрей Парубий, человек со справкой и дефектом речи, «засвеченный» на майдане 2014 года как организатор вооруженных провокаций.

«Черная метка» для президента Украины состоит из пяти пунктов:

– никаких компромиссов насчет унитарного государства и федерализации;

– никаких компромиссов насчет европейского и евро-атлантического курса;

– никаких политический действий, в частности выборов на временно оккупированных территориях Донбасса, до выведения российских войск, разоружения незаконных вооруженных формирований, установления контроля над государственной границей;

– никаких компромиссов насчет деоккупации и возвращения Крыма;

– никаких остановок международных судебных процессов против России.

Получается, что любая, даже самая нейтральная, договоренность в Париже будет объявлена «зрадой» и ее будут использовать для раскручивания протестных акций против «зрадника» президента.

И скорее всего, весь этот надуманный майдан проплачивается теми, кто не желает, чтобы дешевый российский газ поступал на Украину. Именно теми, кто делает гешефт, прокачивая через свои фирмы-прокладки «европейский» газ в страну.

Если Зеленский выполнит требования оппозиции, это поставит крест и на перспективах мира в Донбассе, и на договоренностях по газу. В противном случае ему угрожает судьба Януковича, у которого было все в руках для того, чтобы удержать власть и нейтрализовать своих противников, но он струсил и сбежал из страны.

А уж Зеленского им будет значительно легче отстранить от власти.

Воевавшие националисты составляют силовой костяк намечающегося майдана. И вопрос только в том, насколько масштабным будет это действо. Если же оно соберет примерно столько же людей, как и предыдущие (очень небольшие), выступавших против реализации «формулы Штайнмайера», то вряд ли это может как-то связать руки Зеленскому.

И еще: многое будет зависеть от радикальности протестов и от того, какую поддержку они получат из-за океана. Но прекращение войны в Донбассе и решение вопроса транзита газа в ЕС невыгодны американцам. И они, с большой степенью вероятности, приложат усилия, чтобы сорвать парижские переговоры.

Если верить социологии, то 75% украинцев выступают за мир и компромисс в Донбассе, а потому для власти было бы глупо ориентироваться на 15%, поддерживающих другую точку зрения. Хотя эти 15% сегодня звучат громче, чем вся остальная Украина.

И, может быть, Украине, за шесть последних лет потерявшей по своей вине часть территории, населения, доходов, но увеличившей в разы радикальный национализм, неплохо было бы внимательно изучить и проанализировать опыт Испании?

Давайте вспомним, как это было.

20 ноября 1975 года является ключевой датой во всей новейшей истории Испании. В этот день умер Франсиско Франко Баамонде – каудильо (вождь), который правил в Испании более трех десятилетий.

Франкизм утвердился в ходе кровопролитной гражданской войны и прекратил свое существование мирным путем, без военного переворота или народных волнений. Хотя этот процесс был длительным и отнюдь не бесконфликтным.

Испанская нация, ведомая тридцатисемилетним наследником Франко королем Хуаном Карлосом, уже к 1979 году завершила первый этап демократизации, в ходе которого были сформированы новые демократические институты власти.

15 июня 1977 года были проведены первые в современной истории Испании парламентские выборы, победу на которых одержала партия Адольфо Суареса «Союз демократического центра» (СДЦ), и он был назначен премьер-министром. Начались демонтаж фашистского режима и демократические преобразования. А 6 декабря 1978 года на общенародном референдуме была принята Конституция, оформившая Испанию как представительскую демократию. Была предоставлена частичная автономия Каталонии (29 сентября 1977 года) и Стране Басков (31 декабря 1977 года), что стало свидетельством разрыва с франкистской политикой строгого унитаризма.

23 февраля 1981 года в стране произошла неудачная попытка военного переворота. Ее провал продемонстрировал, что демократические преобразования в Испании приобрели необратимый характер.

В эти годы в стране были всплески политического насилия как со стороны баскских сепаратистов и леворадикальных организаций, так и со стороны полиции. Жертвами насильственных актов стали 714 человек, но не десятки тысяч человек, как на Украине.

Переход Испании к демократии представлял собой типичный пример изменения сверху, когда стоящая у власти при авторитарном режиме элита взяла на себя инициативу и сыграла решающую роль в трансформации этого режима в демократическую систему.

Главной особенностью испанского перехода к демократии стал дух национального согласия, которого придерживались основные общественные силы страны. Противоборствующие стороны отказались от политики социального мщения. Демократизация основывалась на принципах общественного плюрализма, поэтому бывшие деятели франкизма и их сторонники не подверглись преследованию и получили право участвовать в определении будущего Испании.

И все же наиболее ярко общественный компромисс проявился в ходе подписания «Пакта Манклоа» (Pactos de la Moncloa, по названию резиденции правительства в Мадриде) в 1977 году, когда правительство и все парламентские партии согласились пойти на определенные уступки во имя достижения общей цели – преодоления последних препятствий для принятия Конституции.

Возможен ли подобный вариант развития событий на Украине – покажет только время. Но то, что сегодня происходит в этой стране, – вторая попытка государственного переворота, аналогичного тому, что произошел шесть лет назад. Во главе этого мятежа стоят те же, избежавшие наказания, государственные преступники. В стране происходит реставрация режима Порошенко.

Сможет ли молодой президент удержаться у власти и принудить к миру своих оппонентов, зависит от его мужества, решительности и способности противостоять агрессивному меньшинству националистических радикалов. Украинцы весной массово отвергли политику расизма и ненависти, которую продуцировал режим Порошенко, что и продемонстрировали на президентских выборах.

Страна стала другой и поняла, что жить на скотном дворе неприятно всем, даже свиньям-надзирателям.

Другие материалы номера