Коммерческая встреча, где один только участник боксер, это Емельяненко, а другой культурист, возмутил приверженцев красивого бокса между настоящими мастерами. А кулачный бой ради денег болельщики уже окрестили лохотроном.
Свара, возня, разборка – как хотите называйте лохотрон в исполнении Александра Емельяненко и «стронг мена», а по-уличному – «качка» Михаила Кокляева.
Смотреть его я не собирался. И ежу было понятно, что это очередное разводилово, на которое если и клюнет публика, то только самого нижайшего пошиба. Понятно, что пиарщики вовсю старались подогреть зрительский интерес к этой, с позволения сказать, «спортивной» баталии, выдавая ее за суперсобытие космического масштаба. Тут тебе и «угрожающие» словеса, цедимые в адрес соперника, и испепеляющие взгляды на взвешивании – торс в свирепых наколках, и игра желваками и бицепсами, и швыряние бейсболки в лицо соперника… Словом, рекламщики постарались выдать весь свой «джентельменский» набор. Конечно, им хотелось бы громкого скандала, предварявшего хватку гигантов. Но на сей раз обошлось без телесного ущерба – никто никому ухо не отгрыз…
К подобного рода зрелищам у борцов и наших преданных болельщиков выработан стойкий иммунитет. Если ты хотя бы единожды стал свидетелем поединка Александра Карелина, то на подобную клоунаду не купишься. К тому же мы ведем свою родословную от циркачей, а они в начале прошлого века вытворяли на ковре такое… В черноморский город N прибывает Черная Маска, дабы сокрушить всех участников «мирового» чемпионата, проходящего под сводами местного шапито. На перроне загадочную фигуру штурмуют корреспонденты, фотографы, кинохроникеры, жаждая взять у него интервью. Но силачу поскорее бы улизнуть от назойливых газетчиков и укрыться в номерах. На привокзальной площади «маска» абонирует всех свободных извозчиков до единого. В первом экипаже везут его трость, во втором – котелок, в третьем – перчатки, вслед им отправляется колымага с его дорожным саквояжем. Сам он немо восседает в замыкающем кавалькаду тарантасе. В гостинице гость заказывает себе на перекусон – омлет из двух десятков яиц и дюжину кружек пива. Приморский городишко гудит от перевозбуждения. Все билеты и в партер, и на галерку раскупаются в момент… Так что всякими там неграми бамбулами, чемпионами всей Африки и даже бухты Гайдамак, омарами де бульонами, ваньками-каинами нас не удивишь. Добавьте сюда наше знакомство с закулисными сторонами американского «кетча» с его уродами, и вам станет понятно наше отношение к подобным потехам. На том бы и поставить точку, если бы не одно но. На мой WhatsApp пришло сообщение, более похожее на сигнал SOS. Его прислал не мне, а всему «миру и граду» один из тончайших знатоков бокса, снявший более сотни докфильмов об отечественных «звездах» ринга, тележурналист редкой искренности Алексей Гусев:
– Дорогие друзья и уважаемые любители бокса! С большой горечью я выкладываю в интернет мой краткий спич по поводу безобразия, которое творилось на одной из столичных арен (универсальная «ВТБ Арена» на Центральном стадионе «Динамо» имени Льва Яшина), т.е. «боксерском» поединке между Александром Емельяненко и Михаилом Кокляевым. Претензий к организаторам шоу и участникам состязаний у меня нет. Они заработали себе рекламу и деньги. Такое время. Закона они не нарушали.
У меня вопрос к руководству Федерации бокса России. Почему они участвуют в столь сомнительном мероприятии? Хорошо, ладно! Александр Емельяненко – опытный боец. Но какое отношение к боксу имеет М. Кокляев? Вы что, таким образом пытаетесь популяризовать бокс, выдавая лицензии людям, которые никакого отношения к нашему виду спорта не имеют? Может, лучше озаботиться итогами чемпионата страны, который недавно прошел в Самаре? Там мы не увидели «звезд». Вся боксерская общественность давно говорит об этом. А вы опять засветились со своими денежными конвертами, вручая их от имени Федерации бокса участникам шоу. Вы думаете, что это действительно был бокс в исполнении «героев»? Безобразие! Просто безобразие! Большинство людей, которые любят и ценят наш вид спорта, возмущены тем, что творилось на ринге. И самое страшное, что в этом принимает активное участие наша Федерация. Почему вы из бокса делаете посмешище? Ведь главное призвание Федерации – отвечать за его смысл, культуру. Но вместо этого она не только одобряет дурно пахнущий спектакль, но и участвует в его организации. Задумайтесь, куда мы катимся?! Стыдно, очень стыдно…
После таких слов хочешь не хочешь, а пришлось залезть в интернет. Для тех, кто по той или иной причине игнорирует подобные мероприятия, я бы все же посоветовал посмотреть этот бой, хотя бы и с запозданием, потому что он знаковый. В нем всё от начала до конца выстроено по лекалам Запада. Тебя словно переносят в заокеанский Лас-Вегас: ринг в лучах прожекторов, приглушенный свет в зале, рэпер в сползшей ниже таза джинсе, разогревая публику, то и дело тыкает в нее растопыркой пальцев. Потом на ринг поднимаются боксерши, их сменяют взаправдашние поединщики. Все перекладывается опять же культуркой – выступлением очередного певческого дарования. И наконец, под грохот музыки на помост в атласных халатах с капюшонами, скрывающими пол-лица, поднимаются ОНИ. Зрителям их представляют надрывно-раскатисто, с бесконечной растяжкой титулов, фамилии… Словом, как водится у них за океаном. Ничегошеньки своего. Все заемное до мелочей. В стародавние времена из-за кулис на арену цирка в черном смокинге и белой манишке выступал шпрехшталмейстер и пафосно рокотал: «Парад-алле!» И только потом, много позже, на нее осмеливался выйти «охотнорядец» с картузом на голове, вподдевку подпоясанной кушаком, его шаровары были заправлены в голенища сапог, надраенных до блеска. На парвеню зашикал партер, и в тон ему загикала, засвистела вся галерка. А дядя Ваня Лебедев, ставший с той поры знаменитым антрепренером, переждав гвалт, снял с головы картуз и низко-низко, в пояс, поклонился почтенной публике. Возникла недоуменная пауза, а затем на него обрушился оглушительный шквал аплодисментов…
Про сам «бой» говорить бессмысленно. Эта карикатура на бокс, скорее, напомнила мне пародийный танец маленьких лебедей в исполнении самых увесистых дискоболов, штангистов и самбистов Института физкультуры имени П.Ф. Лесгафта на традиционном студенческом капустнике. Я пытался разглядеть не «главных» героев, с ними все было ясно, и не их тренеров, секундантов, массажистов, а всмотреться в лица зрителей, тех, кто заполнил подиум. Кто они? Что ими двигало? Но крупняком засветили лишь Николая Валуева, выступавшего в роли комментатора, известного российского политика, бывшего профессионального боксера, депутата Государственной думы, первого заместителя председателя комитета ГД по экологии и охране окружающей среды. Он авторитетно убеждал меня, а следовательно, и всех других, что мы присутствуем на состязаниях высшей пробы и безостановочно врал, врал, врал, ничуть не смущаясь своей роли. Его ведь не силком впрягли в эту телетелегу, сам просунул голову в хомут. И что самое обидное! Страхолюдный снаружи, он далеко не глупый парень, не понаслышке знакомый со всеми вывертами профессионального ринга. Ему-то все это зачем? Впрочем, чего ради я его защищаю? Ведь именно он, с виду такой добродушный человечище, скорее всего, в полном согласии со своей совестью и другими единороссами, проголосовал за новую пенсионную реформу. Валуев, что, не ведает числа россиян, которые просто не доживут до выхода на «его» пенсию?!
Но потом, по зрелом размышлении, я подумал, что Алексей Гусев все же зря катит бочку на Федерацию, а точнее, на ее генерального секретаря – господина Умара Кремлева. Ну поменял он свою среднеазиатскую фамилию на более, как ему кажется, звучную. С кем не бывает. Пугачева ведь тоже далеко не Пугачева. Злопыхатели сплетничают, что за ним судимости, что имеется правительственное (?) распоряжение, позволяющее некоему ООО «Спортивные лотереи» провести сразу 15 государственных лотерей, прибыль от которых, по оценке Минфина, может достигнуть 10 млрд рублей. Утверждают также, что учредителем этой фирмы, созданной менее полугода назад, является некий «Центр прогресса бокса», основанный… Ну и пусть себе клевещут. Главное, что именно У. Кремлев последовательно и упорно проводит в жизнь боксерские «смыслы». Вот ведь буквально на днях он обратился к боксерской общественности за советом в связи с тем, что в середине декабря в Кабардино-Балкарии пройдет молодежный чемпионат России по боксу в 10 весовых категориях (возраст участников от 19 до 22 лет). Дело в том, что Кремлев колеблется в выборе призов, не зная, чем лучше одарить будущих чемпионов – автомашинами марки «Дацун», а может, «Хендай» или предпочесть «Ладу Весту»? Призывая молодых боксеров ДЕРЗАТЬ, так как они в скором времени будут представлять нашу страну на международных аренах, генсек для пущего укрепления морального духа юных дарований пообещал победителям по 300 тыс. рублей. Не упрекайте меня в ханжестве. От денег никуда не денешься. Но, играя только на монетарной струне, скорее взрастишь «пехотинца», чем бойца…
И вот тут-то я подхожу к главному, ради чего, собственно, и взялся за перо. В какую зловонную лужу нас окунают раз за разом. В какой заманчивой обертке подают нам дешевку, и сколько охочего до бабок люда кормится вокруг этого! А ведь наш случай – так, проходной, мелочовка. Он всплыл на поверхность лишь потому, что спорт обладает некой особенностью. В нем порок выступает в более обнаженном виде, лишенный макияжа, гламура и пластических подтяжек. Он как бы обозначает те реперные точки, в которых по-тихому происходит подмена плюсов на минусы. В обыденной жизни такие явления, даже в самых трагедийных случаях, выглядят не так очевидно.
В Красноярском крае, на реке Сейба, в два часа ночи прорвало дамбу. По данным МЧС, погибли 15 рабочих золотодобывающей артели, 13 человек пропали без вести, семерых затем обнаружили живыми. Президент распорядился принять меры для выяснения причин аварии и предусмотреть все необходимое, чтобы не допустить последствий обрушения дамбы на близлежащие населенные пункты. Решение неоспоримое. Но кто обратил внимание на вроде бы «второстепенной» важности деталь? Дело в том, что желающие получить работу на прииске принуждались писать сразу два заявления. Первое – о приеме на работу, а второе – об увольнении… с открытой датой. И если кто-то из поденщиков получал серьезную травму, то с хозяина взятки гладки, поскольку бухгалтерия… еще за неделю до ЧП располагала соответствующим «добровольно»-увольнительным документом. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день… с петлей на шее…
Плюсы меняются на минусы, минусы, минусы: в спорте, культуре, офисе, заводе, торговле. Везде и всюду. Поневоле поверишь в истинность директивных установок 1949 года Аллена Даллеса, шефа самого ЦРУ, которыми утверждались методы слома самого непокорного в мире народа…
Как нам выкарабкиваться из всего этого? Вроде бы обложены мы со всех сторон. И помощников у охмурителей, проплаченных и добровольных, тьма-тьмущая. Из телеящика, в рекламных паузах так и наседает на тебя народный артист РФ Михаил Пореченков, яростно требуя немедля приобрести лотерейный билетик, сулящий якобы миллиардный выигрыш. А за ним с мяукающими интонациями звезды шоу-бизнеса Филя и Коленька исполняют арию, что им сегодня не до сна, потому как борются за любовь кота: «…один Феликс, а нас два»… Это они про кошачий корм, для непонятливых. А потом Гарик Харламов вешает нам лапшу, заманивая в банк с почти беспроцентным кредитом. Выходит, что рвущихся в эфир торговать своим лицом не счесть. И куда прикажете податься? Но ведь кто-то же родил мощнейшую идею Бессмертного полка. И когда мы заполоняем улицы городов, всяческие тварюги разбегаются, прячутся по щелям. Значит, можем.. Вот бы и мне закрутить нечто подобное – во всю вселенную. Да, видать, годы не те – родился-то в прошлом веке, в прошлом тысячелетии. Для меня смартфон, конечно же, не спичечный коробок, но я успел осилить всего лишь пяток его функций, а до тысячной навряд ли доберусь. И потом эта компьютерная игрушка никак не схожа с булыжником – смертоносным оружием пролетариата. Так чем же тогда мне отражать нападения последышей А. Даллеса? Хотя если поразмыслить…
Нарисовался у меня один турецкий друг. Познакомились мы с ним в Измире, на юношеском чемпионате Европы по вольной борьбе в году эдак… даже и не припомню каком. Словом, очень давно. При встречах кланялись, присматривались друг к другу, обменивались впечатлениями о турнирах. Оказывается, он боролся по классике, входил в состав национальной сборной Турции. После травмы перешел на тренерскую работу, попутно закончил вуз, стал преподавателем, на спортивном факультете вышел в профессора, начал публиковаться в спортивной прессе. О борцовском мире знает всё, его прошлое, настоящее и способен спрогнозировать будущее. И надо же случиться такому, что втемяшилось ему снять обо мне телефильм. Дав согласие на визит, я предупредил его, что экскурсии по Москве предусмотрю, но жить он будет в деревне, в обычной крестьянской избе. Сказано – сделано. Прилетел он не один, а с молодухой женой-блондинкой, к моей радости, бакинкой, так что проблема с переводом сразу отпала, с востроглазой дочуркой Дениз и телеоператором, по совместительству виноделом, сыроваром и торговцем оливковым маслом. Сидим обедаем на веранде, а они в один голос: мы отсюда никуда не уедем, тут такая красотища. Тут они правы. У меня за околицей поля, речка, впадающая в огромное водопрудище, леса дремучие. Громче всех выступал Рамазан. Смотрю на него и диву даюсь: голубоглаз, курнос, волосы блондинистые с рыжинкой, в плечах широк – ну ни дать ни взять рязанский тракторист. Непонятно, кто из нас какого происхождения – то ли я по прадеду барабаш-турок, то ли в жилах Савранбайи течет славянская кровь, наследие полонянки, заарканенной его пращуром в Диком поле. В завершение он просит лишь об одном – показать ему могилу Д. Шостаковича. Оба-на! А я и представления не имел, где он захоронен…
С той просьбы все и началось. Оказалось, он помешан не только на борьбе, но и на классической музыке. И мы договорились обмениваться с ним видеозаписями композиторов, дирижеров, певцов, пианистов. И я знаю, что теперь в моей московской квартире и у него в измирской – вечерами все чаще звучат С. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, П.И. Чайковский, Джакомо Пуччини, Леонард Бернстайн, Георгий Свиридов, Морис Равель, С.С. Прокофьев, Рихард Вагнер, Эдвард Григ, Мария Каллас, Марио Ланца, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Елена Образцова, Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, Аида Гарифуллина, Лидия Русланова, Уитни Хьюстон, Надежда Плевицкая, Алла Баянова…
Сначала я испугался его напора и своей неподготовленности, а потом вспомнил, что нас же раньше, после войны, учили в обычной школе по дворянскому разряду – отменной литературе, пению, крепкой физике, химии вкупе с математикой, и в Эрмитаж мы ходили, как к себе домой – бесплатно, а в коммуналках черные тарелки – репродукторы транслировали не только «Широка страна моя родная», но и музыку высокого пошиба, в том числе и зарубежную. Кстати, оперу Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» я впервые услышал по советскому радио, а не по «Голосу Америки». И если своим новым «хобби» я поделюсь с друзьями, а те в свою очередь увлекут им своих друзей, то нас голыми руками уже не возьмешь. И тогда ты не в одиночку, а вместе с другими будешь отстаивать свою позицию в меру отпущенных тебе возможностей и восторженно аплодировать Этери Тутберидзе и ее юным дарованиям, поразившим своим отточенным мастерством весь мир на Гран-при по фигурному катанию в Турине.
Что же касается боксерского лохотрона, то пусть этим попсовым зрелищем упиваются господа хорошие сами, без нас…
ОБ АВТОРЕ. Александр ИВАНИЦКИЙ – советский борец вольного стиля и самбист, чемпион и призер чемпионатов СССР по вольной борьбе, призер чемпионата СССР по самбо, многократный чемпион мира по вольной борьбе, олимпийский чемпион 1964 г., заслуженный мастер спорта СССР.