Как выяснилось позднее, стрелком оказался потерпевший по громкому уголовному делу о конфликте в местном селе Артем Пакалов. Ранее он обращался в СМИ, чтобы рассказать о семье соседей, которые терроризировали его семью и всю округу.
Артем Пакалов – потерпевший по делу об умышленном уничтожении имущества, возбужденном против Сергея Чапайкина. Оно находилось в производстве судьи Светланы Миронович, и 16 января должно было состояться очередное заседание. Чапайкина обвиняют в том, что в 2018 году он протаранил ворота дома и гараж Пакалова в селе Куртуково. Вот как год назад об этом рассказывал журналистам сам Пакалов:
– Я председатель СНТ «Надежда» в селе Куртуково. Они (Чапайкины) появились в конце 2015 – начале 2016 года, купили коттедж и с самого момента появления стали вести себя очень агрессивно, проявлять стычки, наезды. Для их семьи характерно людей оскорблять, применять физическую силу. Это продолжалось то в более острой фазе, то в менее острой.
Другие жители села также жаловались, что новоселы вели себя агрессивно и отказывались следовать общим правилам, установленным в СНТ. Пакалов как председатель товарищества пытался воздействовать на них, впрочем, безуспешно. В августе 2018 года младший ребенок из переехавшей семьи на время одолжил у сына Пакалова велосипед и вернул его сломанным. На следующий день, когда соседи (мальчик и его старший брат) проезжали на автомобиле мимо его дома, Пакалов остановил их и попросил компенсировать ремонт велосипеда, но получил отказ, после чего конфликт перешел в «острую фазу».
– Я увидел, что едет автомобиль, за рулем был 18-летний сын Александр Чапайкин. Возможно, он подумал, что я хочу перегородить проезд, и начал меня давить машиной. Поскольку я в этот момент как раз делал крышу гаража, у меня в руках был шуруповерт, и в тот момент, когда он меня сбил, я упал на капот, а в лобовое стекло, скорее всего, ударил именно этот шуруповерт. Подбежала мама, посмотрела и закричала мужу: «Заводи трактор». Пока она выражалась: «дави», «убивай» и так далее, подъезжает трактор, и муж с дикими, бешеными глазами сначала давит меня, я отлетел в сторону, и он один раз врезался в гараж и потом целенаправленно (крушил). Руководили всем мама и дети. Было очень много свидетелей. Трактор носился так, делал такие развороты, что мог задавить всех, могли быть люди и в самом гараже. Там стояла машина, техника – всё вдребезги. Я вызвал ГИБДД, так как был совершен наезд – он мне проехал по ноге, у меня травма колена. Была вызвана скорая, все травмы зафиксированы. Они слышали, что я вызываю, и по правилам водитель должен был оставаться на месте совершения, но все скрылись, отогнали машины, и потом – оскорбления, угрозы для жизни мне, моей семье, – рассказывал после инцидента сам Пакалов.
Также он утверждал, что после того, как водители и ауди, и трактора скрылись с места происшествия, ГИБДД и полиция долго отказывались оформлять факты ДТП и повреждения имущества (а примерная сумма ущерба – около миллиона рублей). Сам Пакалов связывал это с наличием связей в органах:
– И она заявляла неоднократно, и дети, что у них есть покровительство и в ГИБДД, и в администрации, и в полиции: «Мы любые вопросы решаем». При любых конфликтах с ними звонит некий Грачев, представляется начальником уголовного розыска и запугивает. Я уже знал, что если приедет следственная группа Сельского района – это ее лучшие друзья.
По словам Артема Пакалова, спустя 2 часа после ДТП и только после звонков в службу безопасности сотрудники ГИБДД все-таки начали оформлять ДТП. Приехала и полиция, причем именно следственная группа Сельского района, после чего с видеорегистратора в гараже странным образом оказалась стертой запись инцидента.
В итоге в отношении Чапайкина все же были возбуждены уголовные дела по ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение имущества) и ч. 1 ст. 119 УК РФ (угроза убийством). Однако в электронной базе суда значится обвинение только по ст. 167. А вот в отношении самого Артема Пакалова вынесли постановление об административном правонарушении с формулировкой: «Вышел на проезжую часть, не оценив безопасное расстояние до приближающегося автомобиля. Создал помеху для движения транспортного средства Audi…» – и оштрафовали на 1000 рублей. Притом что, напомним, дело было на территории садоводческого товарищества, которое, как и большинство СНТ в стране, – практически сплошная пешеходная зона. Пакалов неоднократно заявлял местным СМИ, что он сомневается в объективности расследования.
Финал по делу Чапайкина наступил 16 января, когда судья предложила потерпевшему «примириться» с семьей обвиняемого. После заседания и незадавшегося «примирительного» общения Артем Пакалов вышел на улицу, вытащил из своей машины ружье, вернулся в здание и открыл стрельбу. По словам очевидцев, после того, как Пакалов выстрелил в пристава и супругу Чапайкина Татьяну Гореву, он направился в сторону кабинетов судей и начал перезаряжать ружье, в этот момент его задержали.
По делу о стрельбе сейчас работают следователи, однако нельзя не отметить, что в последнее время случаи самосудов заметно участились. И это неудивительно – а что еще остается людям, столкнувшимся с оборотнями в погонах, коррупцией, кумовством, которые понимают, что справедливых решений от этой системы они не дождутся никогда?