Однако ни в том, ни в другом не было ничего экстраординарного. Обещания звучат практически в каждом Послании. К тому же они просто уточняли ранее данные обещания (продлить срок материнского капитала, продолжить строительство яслей, вернуть бесплатные завтраки в начальной школе и т.п.). Да и в Конституцию уже вмешивались – причем также по итогам Послания. По предложению тогда президента Дмитрия Медведева были увеличены сроки полномочий депутатов Госдумы и главы государства.
На сей раз сенсация оказалась связана именно с Медведевым. На встрече с президентом Владимиром Путиным он объявил, что правительство в полном составе уходит в отставку. Причем именно по итогам Послания. По словам теперь уже экс-председателя правительства, он считает такой шаг правильным на фоне оглашенных главой государства предложений об изменении Конституции.
Появилась даже такая резковатая шутка: «Президент послал правительство». Однако она не совсем точна. В противном случае о таком серьезном политическом шаге было бы сказано в самом Послании – перед собравшейся политической элитой. Казалось бы, самая подходящая ситуация для кардинальных перемен и, конечно же, их обоснования. Но в современной РФ у высших чиновников не приято ни обосновывать, ни отчитываться, а значит – и отвечать за проделанную или невыполненную работу.
Дмитрий Медведев возглавлял правительства с 2012 года. В 2005–2008-м был первым вице-премьером. К его деятельности в кабинете министров накопилась масса вопросов и претензий. По крайней мере в обществе. Эти вопросы порой в самой отчаянной форме звучат, без преувеличения, в каждом номере нашей газеты. И от лидеров оппозиции, и от рядовых россиян. Почему олигархов с каждым годом все больше, а граждане беднеют, как существовать на зарплату или пенсию ниже самого низкого прожиточного минимума? Кто ответит за уничтожение школ и больниц, промышленных и сельскохозяйственных предприятий? Зачем нужны громкие президентские указы, если они всё равно не исполняются? Как можно было проводить убийственную пенсионную «реформу»? Где экономический рост и диверсификация экономики?
Сам же Владимир Путин всякий раз оценивал работу правительства позитивно. Недаром лишь с минимальными изменениями фактически переназначил состав правительства менее 2 лет назад, после президентских выборов. И тем самым продемонстрировал, что смены курса не будет, что это и его президентский курс. Что же случилось? Демократично – да просто честно перед обществом – было бы внятно и публично сообщить об этом. Например, заявить, что правительство не справилось с решением ряда важных задач. Но это было бы признанием собственных провалов и справедливости многолетней критики правительства и президента со стороны оппозиции. Можно было бы поставить перед страной большие, фундаментальные задачи (сравнимые с индустриализацией или восстановлением страны после Великой Отечественной), под решение которых нужна другая команда. Но таких задач не поставлено, они даже не обозначены! Ведь это тоже констатация несостоятельности нынешней политики. А также взятые на себя обязательства, причем куда более основательные, чем сотни уже привычных несбыточных обещаний.
Похоже, ни то ни другое в планы Владимира Путина не входит. Однако, как представляется, и углубляющийся кризис, и ожидания людьми реальных перемен (и все более нетерпеливое ожидание), и неадекватность собственного Послания стоящим перед страной проблемам для главы государства очевидны. Для того, думается, и была разыграна постановка с «неожиданной отставкой» правительства.
Вот только такая театральная комбинаторика и стремление в очередной раз уйти от ответственности лишь подчеркивают порочность нынешней политики и, мягко скажем, сомнительную готовность к смене курса. Кроме того, все больше россиян понимают, что курс этот – Путина, а Медведев – лишь послушный, но слабый исполнитель. На любой должности, даже президентской.
По сути, постановочная отставка правительства без отчета и объяснений – это акт неуважения ко всем гражданам. В том числе перед собравшимися в Манеже депутатами и чиновниками, то есть высшими представителями государственной власти. В некотором смысле, им попросту указали место – не слишком значительное и влиятельное. О том же свидетельствуют и столь же неожиданные поправки в Конституцию, внесенные президентом без какого-либо предварительного общественного обсуждения.
Это явно контрастирует с заявлениями Путина в Послании о зрелости российского общества, о необходимости укреплять и усиливать полномочия парламента, губернаторов, судов.
Насколько состоятельны эти намерения, покажет уже ближайшее будущее, а именно процесс обсуждения и утверждения выдвинутой на пост премьера кандидатуры Михаила Мишустина и кабинета министров. Президент заявил, что кандидатуры премьера и министров должна выдвигать Государственная дума. Формально это право депутаты получат, только если будут внесены поправки в Основной закон. Но если на то действительно есть политическая воля, то мнения и голос депутатов уже сейчас должны бы были прозвучать в полную силу и быть услышанными. И прежде всего голос оппозиции, а не железобетонного большинства фиктивной партии «Единая Россия». Фиктивной, потому что ни одна настоящая политическая партия не проявляла бы такого энтузиазма и радости из-за отставки с поста премьера своего лидера.
После разговора Мишустина с депутатами от «Единой России» руководитель фракции Сергей Неверов отметил, что «необходимо максимально оперативно утвердить председателя правительства».
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский сказал, что большинство либерал-демократов поддержат кандидатуру Мишустина.
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов заявил, что его партия поддержит предложенную Путиным кандидатуру, и выразил «осторожный оптимизм».
На встрече с коммунистами Мишустин заявил, что состав правительства изменится и по персоналиям, и по структуре. «Мы воздержимся голосовать «за» или «против». Но посмотрим в ближайшее время, какую программу и какой состав команды предложит Мишустин и президент», – заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
По итогам голосования так и сложилось. Члены фракции КПРФ воздержались, остальные депутаты проголосовали «за». Против голосов не подано.
53-летний Мишустин – выпускник «Станкина», доктор экономических наук, до нового назначения – руководитель Федеральной налоговой службы. Ранее был заместителем министра Российской Федерации по налогам и сборам, руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), занимался инвестиционным бизнесом.
«Осторожный оптимизм», если говорить об оптимизме, его фигура вызывает, прежде всего, из-за ухода Медведева. Премьерство Медведева не сулило даже призрачных надежд на изменения к лучшему.
Осторожность же и даже настороженность вызывает сама специализация главного мытаря страны. Несмотря на инженерное образование, он никогда не имел дела с реальным производством. Его «епархия» – деньги, финансы, налоги. Означает ли это, что монетарный курс (который, собственно, Путин наследовал от Ельцина и никогда ему не изменял) будет продолжен? Но без признания того, что в России произошла катастрофическая деиндустриализация, без возрождения промышленности невозможно решение никаких реальных задач ни в одной из сфер экономики и общественной жизни. И все разговоры о социальной справедливости, демографическом росте, президентских указах и Посланиях останутся только пустыми прожектами.