Что происходит с Конституцией?

Поэтому межрегиональное общественное движение «За территориальную целостность России «Русские Курилы» (председатель – д.и.н., профессор А.А. Кошкин) немедленно после появления «окна возможностей» направило президенту Российской Федерации Обращение «О конституционном запрете на пересмотр суверенных границ России» и 19 января 2020 года опубликовало его текст еще до внесения президентского законопроекта в Государственную думу (https://regnum.ru/news/polit/2833336.html).
По сообщению от 20 января 2020 года из администрации президента Российской Федерации, по нашему предложению «будет проведена правовая экспертиза рабочей группой по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации, образованной распоряжением Президента Российской Федерации от 15 января 2020 года № 5-рп, в целях выработки правовых формулировок проектов поправок в Конституцию Российской Федерации для вынесения на голосование граждан Российской Федерации» (https://regnum.ru/news/polit/2859841.html).
Кроме этого, мной сразу (еще в январе) были направлены соответствующие обращения соруководителям рабочей группы А.А. Клишасу и Т.Я. Хабриевой, переданы губернатору Сахалинской области и депутатам Сахалинской областной думы материалы для отправки президенту Российской Федерации. 
Шесть комитетов еще до встречи президента с рабочей группой по подготовке к внесению поправок в конституцию сообщили о направлении обращения в эту рабочую группу.
Собрание депутатов муниципального округа «Охинский» Сахалинской области 4 февраля 2020 года решением №29 приняло Обращение к Президенту Российской Федерации с аналогичными предложениями по созданию конституционного механизма неотторжимости российских территорий. 
Также в начале февраля с.г. лидер движения «Суть времени», известный политолог и общественный деятель Сергей Кургинян внес в рабочую группу предложение изменить статью 4 Конституции РФ. В предложенной им редакции вопросы территориальной целостности страны не должны решаться без прямого волеизъявления народа.
Хотя предложение изменить статью конституции из состава «неприкосновенной» (в данный момент) первой главы пока вряд ли будет успешным, само содержание предложения фактически аналогично нашему.
13 февраля 2020 года на встрече с президентом России В.В. Путиным член рабочей группы артист В. Машков сказал: «Я могу не совсем точно сформулировать, юристы помогут и направят, мне кажется, что было бы неплохо закрепить в Конституции запрет на отчуждение территорий России. Отдавать нельзя, и даже вести переговоры по этому поводу нельзя. Железобетонно».
Радует реакция президента Российской Федерации В. Путина: «А говорите, нужны какие-то юристы. Если напишем в Конституции – вот это «железобетонно».
Остается надеяться, что ко второму чтению президентского законопроекта предлагаемые поправки обретут свое место в реформируемых главах Основного закона страны, а затем будут одобрены и по результатам всенародного голосования.
Однако достаточно ли для правового обеспечения территориальной целостности России одной поправки в конституцию с указанием на неотторжимость ее территории?
Думаю, что нет. 
Эта поправка должна приниматься совместно с другой – о четком, ясном и недвусмысленном приоритете Конституции Российской Федерации над международными договорами. 
Иначе под соусом выполнения архаичных и устаревших обещаний, доставшихся нам от времен Н.С. Хрущева, Россию снова будут втягивать в бессмысленное давление на переговорах с Японией о заключении никому не нужного (кроме японских реваншистов) т.н. «мирного договора» с этой страной, единственным содержанием которого является уступка Малой Курильской гряды соседской Японии.
Необходимо закрыть все правовые лазейки для такого варианта. Чтобы не остаться с усовершенствованной конституцией, но без части российских земель. Земель, полученных в результате войны и победы, зафиксированной в юридически действующем Указе Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 3 сентября 1945 года Днем Победы над Японией.
В связи с реформой конституции и в связи с 75-летием Победы во Второй мировой войне пора реабилитировать и реанимировать этот утаиваемый от молодежи ценный и ценностный документ отечественной истории, чтобы он превратился в живой аргумент ежегодной патриотической и воспитательной практики.
Хотелось бы, чтобы накопленный нами опыт не остался втуне, а был использован для продолжения деятельности по укреплению целостности нашей любимой и неделимой России.

Сергей ПОНОМАРЕВ, 
представитель Сахалинского областного совета народных депутатов на Конституционном совещании 1993 г., депутат Сахалинской областной думы трех созывов 

г. Южно-Сахалинск

 

Письмо ветеранов 
Предложения к поправкам 
в Конституцию Российской Федерации

Российская Федерация является наследницей и продолжателем Союза Советских Социалистических Республик, и в своих границах ей принадлежат все недра и сельхозугодья, леса, реки и озера, города и села, промышленность и сельское хозяйство, железные и автомобильные дороги, армия и флот, международные соглашения и обязательства. 
Россия является наследницей Великой Победы, Красного Знамени Победы, мотива Гимна Советского Союза, подвига Ю. Гагарина, освоения космоса, ядерной энергетики – всего, чем мы гордимся со слезами. Все это создавалось советским народом и перешло по наследству народам России. 
Всесоюзный референдум 1991 года высказался за сохранение Советского Союза. 
Несмотря на решение Референдума, предатели, захватившие власть, не выполнили решение, разрушили Советский Союз, и нет им никакого оправдания. 
Поправки к Конституции: 
1. Российская Федерация является наследницей Союза Советских Социалистических Республик, всей исторической Российской государственности, начиная от Рюрика и Киевской Руси. 
2. Многонациональный народ, населяющий Российскую Федерацию, назвать советским народом. 
3. Свято соблюдать духовность в соответствии со своей религиозной верой. 
 

Эрнст Иннокентьевич 
ВОРОНИН,

заслуженный 
строитель России ;

Таисия Васильевна 
ЕРЕМИНА,

ветеран труда;
Елена Ивановна 
ЧЕРНЕНКО, 

ветеран труда
г. Омск

Встречи горожан 
с «эскортом» полиции

«Не Конституцию надо менять, а президента!»

Коммунисты Саранска организовали пять постоянных уличных постов по сбору подписей горожан, поддерживающих поправки КПРФ в конституцию. На днях мобильная группа во главе с первым секретарем Мордовского рескома КПРФ В.А. Зайцевой с большим одобрением была встречена горожанами у Центрального рынка. Общение не ограничилось раздачей спецвыпуска газеты «Правда» и информационного листа Саранского горкома КПРФ «Колокол». Многие охотно ставили подписи в поддержку поправок, говорили о своем ухудшающемся социально-экономическом положении. Подорожал проезд в общественном транспорте. Выросла коммунальная плата за тепло. Банки ввели комиссионный сбор за оплату некоторых коммунальных услуг. Раздавались и острые реплики: «Не конституцию надо менять, а власть!»
Стоит заметить, что сбор подписей шел в окружении не менее 10 полицейских. Правда, они не предпринимали никаких действий по пресечению вполне законной акции. Но сам факт, что целый наряд полиции был направлен к сборщикам подписей, говорит о многом. Какая-то часть собравшихся испугалась появления полиции и потихоньку ретировалась. Но другая, большая, сделала верный вывод: власть боится подлинно народного волеизъявления.

Иван ДОЛГАЕВ
г. Саранск

 

Поспешность слепа — не наломать бы дров

Идет время, и становится все более и более понятно, для чего затеяна так называемая конституционная реформа. Молниеносность происходящего показывает, что у Путина есть причины торопиться. Обстановка в стране накаляется, окружение президента опасается за награбленное. Вспомним советскую Конституцию 1977 года. До ее принятия она спокойно, с чувством, с толком, с расстановкой обсуждалась в течение ряда лет. А здесь – всего считаные дни.
Спешка, конечно, влияет и на качество. Во-первых, в конституцию пытаются внести столько всякой ерунды, что только ленивый не пошутил над этим: туда предлагали внести и русалок с единорогами, потому что они не существуют точно так же, как и свобода слова, свобода мирных собраний и прочее. Кто-то предложил внести в конституцию диван с торшером. 
Во-вторых, при такой спешке не избежать нарушений. 
1. Путин является гарантом конституции. Он клялся на конституции, что будет ее выполнять, защищать и сохранять. Но сейчас, видимо, не гарантийный случай. Вместо того, чтобы ее защищать и исполнять, он инициирует ее слом, вносит личные поправки. 
2. Внесение изменений в конституцию должно проходить через Конституционное собрание. В конституции это собрание есть, а в реальности – нет. Даже закон о нем не принят, хотя законопроектов на эту тему было множество. Вы можете себе представить, чтобы где-то в США Бритни Спирс, Анджелина Джоли и Майк Тайсон собрались и внесли поправки в Конституцию США? А между тем примерно это и происходит у нас в стране. За один день сформировали группу преимущественно из спортсменов и актеров, а через три дня от этой группы уже были внесены поправки в Госдуму. 
3. В нынешней конституции четко записано, что изменения 1-й, 2-й и 9-й глав Основного закона считаются пересмотром ее основополагающих положений, а потому возможны только через референдум. Не какой-то там «всенародный опрос», а именно референдум. Но так как референдумов наша власть боится как черт ладана, то изменения, которые, по сути, должны вноситься в основополагающие положения, внесут в другие главы. К примеру, в первой главе будет записан приоритет международного права, а куда-то подальше внесут приоритет российского. Так и будем жить. 
Закон о референдуме есть. Плохой он или хороший – другой вопрос. Но он есть, там прописаны сроки, возможность агитации за и против, а главное, что там прописано, – это 50% плюс один голос от числа всех избирателей страны, необходимые для принятия поправок. Но господин Путин ориентируется на своего рекомендателя – Ельцина. В 1993 году, когда Ельцин расстрелял Верховный Совет, нынешнюю «танковую» конституцию принимали тоже на всенародном опросе, а не на референдуме. Эта конституция была принята менее чем третью избирателей. Более того, через 2 месяца все документы, бюллетени, протоколы были уничтожены. Это значит, что даже и трети не было, а была колоссальная фальсификация. Вот Путин и идет проторенной дорожкой. В 1993 году был совершен госпереворот. Сегодня этим занимается Путин. 
Действующая конституция без всяких проблем позволяет президенту изменять социально-экономический курс, менять кадры во всех ветвях власти. Путин все это может сделать в один день одним жестом – и для этого не надо вносить никаких поправок. Так что для меня все уже понятно: затея с внесением изменений в конституцию создана для того, чтобы Путин мог управлять государством до конца жизни. 
Сценариев для этого может быть несколько. К примеру, прорабатывался вариант о союзном государстве с Беларусью. А в новом государстве и избираться Путину можно заново. Но переговоры с Александром Лукашенко, как видно, зашли в тупик. 
Еще вариант – Путин может возглавить Госсовет. Набрать туда управляемых губернаторов, силовиков и наделить этот орган разными важными и нужными полномочиями. Тогда Путин формально не будет главой государства, а фактически – будет. 
И еще один вариант – Путин станет пожизненным сенатором. Поправка, позволяющая бывшему президенту стать сенатором в Совете Федерации пожизненно, тоже внесена. Но это уж на самый худой конец. 
А самый вероятный сценарий – сделать возможным избрание Путина в 5-й и 6-й раз. 22 статьи изменили, Конституционный суд гарантированно даст разъяснение, что такая конституция считается новой, а значит, и президентские сроки будут отсчитываться заново. В 1993 году, после расстрела из танков Верховного Совета, Конституционный суд вынес решение, что Ельцин – преступник. Чтобы такой осечки не случилось в этот раз, Путин сокращает количество судей с 19 до 12. Оставшиеся гарантированно его поддержат. 
Историческая память у этой команды срабатывает и в другом вопросе. Назначение и снятие прокуроров Путин забирает у Совета Федерации себе. Прокурор может проявить независимость, как это в свое время сделал Юрий Скуратов, которого потом дискредитировали и оболгали. В нынешней России такие смелые прокуроры вряд ли существуют, но на всякий случай нужна предусмотрительность. 
По действующей конституции председатель Счетной палаты утверждался Государственной думой. Согласно поправкам, теперь это будет делать Совет Федерации, и тому есть вполне логичное объяснение. Положение в стране кризисное. Уровень доверия Путину за два года снизился в два раза, от нового правительства тоже не ждут ничего хорошего. Есть вероятность того, что в следующей Госдуме не будет большинства от «Единой России». А вот Совет Федерации, как мы знаем, не избирается, а формируется Владимиром Владимировичем. Поэтому теперь право утверждения главы Счетной палаты отдается в Совет Федерации. 
Право преодоления президентского вето у Госдумы и Совета Федерации фактически тоже отнимается. Сейчас необходимо 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации, чтобы преодолеть вето. Поправки посылают нас в суд. Конституционный, разумеется. А там, как мы уже знаем, 12 верных судей. Исход очевиден. 
Да, власть пытается создать положительное мнение о поправках в конституцию, внося туда минимальный размер оплаты труда и индексацию пенсий. То есть МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, а пенсии должны индексироваться каждый год на величину инфляции. Но величину прожиточного минимума определяет правительство, и Минтруд месяц назад уже снизил его. Размер нищенских пенсий тоже полностью зависит от госорганов, и инфляцию считают они же. С реальностью эти цифры коррелируют мало. Аналогичную ситуацию мы уже имеем с правом на митинги. Право на мирные собрания у нас в конституции есть, а законами все выхолощено подчистую. Избиения людей силовиками, разгоны, посадки – мы всё это видели. 
Ну а голосование по всем поправкам сразу, единым пакетом, – это фактически подтасовка. Нужно голосование отдельно по каждой поправке. 
В 1993 году мы голосовали против «танковой» конституции. Жизнь показала, что мы были правы: государство деградирует. И сейчас, если поправки, которые предложила КПРФ, не будут приняты, нужно тоже голосовать против. Экономического чуда не предвидится, прорывов нет (разве только в карманы к народу), нацпроекты провалены – 45% даже не включены в планы федеральных органов исполнительной власти. Санкции добивают простых смертных, а олигархам всё компенсируют. Население сокращается, смертность превышает рождаемость. Но для Кремля сейчас главное – сохранить у власти Путина, а потом уже с его помощью можно разными методами устроить все, как надо олигархическому режиму. 

Валерий РАШКИН, 
депутат Госдумы, первый секретарь МГК КПРФ

Другие материалы номера