Куда мы идем?

Основной, ключевой, момент его выступления – демография. Для решения этой проблемы Путин предложил выплачивать материнский капитал семьям, имеющим от одного до трех детей, так как рождаемость в стране падает, а смертность растет. Такая мера кардинально проблему не решит, но сгладит. Убыль населения России в 2019 году составила 320 тыс. человек. 
Этому способствовала и оптимизация здравоохранения. Сократили 5 тысяч больниц, врачей – с 716 до 500 тысяч человек. Из-за низких зарплат люди не хотят работать в медучреждениях. 
Такая же ситуация сложилась и в образовании. Оптимизация закрыла многие школы – особенно в селах. А школы нет – исчезает и дело. 
Детей стали возить в автобусах в дальние села. Теперь обещают бесплатно кормить обедами младших школьников, а классным руководителям добавят к заплате по 5 тысяч рублей. Все это – полумеры. Они не решают основной вопрос – повышение зарплаты. 
Учителя в школах не защищены от хулиганских выходок учеников. 
Что касается организаций, готовящих кадры для народного хозяйства страны, то они плохо выполняют свои функции. Так, большая часть выпускников техникумов и вузов не работают по своей специальности. Деньги, потраченные государством на их обучение, пропадают без всякой пользы. Выпускники из крупных городов не желают выезжать на работу в малые города и села. 
А в советское время выпускников распределяли по предприятиям – туда, где они были нужны. И работали они там 3 года как молодые специалисты. Уволить их никто не мог. Они отрабатывали 3 года в счет потраченных на них государственных денег. 
В результате промышленность и сельское хозяйство не чувствовали недостатка в квалифицированных кадрах. Но только не теперь! 
Поговорим о бывшем премьере Д. Медведеве. Он у нас был премьером – и даже президентом. По специальности он юрист-гуманитарий. Человек, далекий от производства. Поэтому промышленность и сельское хозяйство его мало интересовали. 
У нас в стране существовал недостаток в производстве говядины. Так Медведев решил вложить свою лепту в развитие этой отрасли. Для этого в Брянскую область в 2012 году он завез 100 тысяч бычков и коров из Австралии. Пригласил из Америки ковбоев с семьями на 3 года. Построил дома, дал министерские зарплаты. Но дело в том, что ковбои – по-русски пастухи – на лошадях работали у себя на обширных пастбищах с вечнозеленой травой. Там скот пасся, круглый год не заходя в стойла. А у нас таких пастбищ нет – и животные стоят в стойлах зимой по полгода. Такой поступок ни один крестьянин не догадался бы совершить. А Медведев совершил. 
Вероятно, все министерство под его руководством состоит из таких же дилетантов, допустивших такую маниловщину. Среди них был и министр сельского хозяйства Ткачев – латифундист, владелец 600 тыс. га земли. Он неплохо устроился, используя свою должность для приобретения земельных участков. Так он тоже молчал, как все остальные в министерстве. 
В советское время мы создавали крупные производства. А с 90-х годов увлеклись малыми производствами. А они, как правило, малопроизводительны, малоэффективны. Для них наука не нужна. То есть изначально мы поставили себя в ряд экономически отсталых стран. У нас к 2020 году планировали занять 50% населения малым бизнесом. 
Каким образом и зачем? Если малый бизнес на 70–80% состоит из продаж и сферы услуг. Крупные заводы раздробили на мелкие ООО. Убрали отраслевые главки и министерства, и теперь некому строить заводы и фабрики. Колхозы заменили мелкими фермерами. Раздробили энергосистему страны, бывшую ГОЭЛРО. 

***

У либералов-гуманитариев своих знаний не было. Так они решили перенять американский опыт фермерского землепользования. Для этого раздали колхозные земли крестьянам мелкими паями и назвали их фермерами. Только забыли создать для них кооперативы, без которых они не могут существовать. 
Таким образом, крестьян отбросили на 100 лет назад – в царское время. Надеялись, что фермеры накормят страну. Не накормили. Правительство их создало – и теперь же от них отказалось. Заменило фермеров на помещиков – хозяев агрохолдингов. Помещики скупили земли у крестьян. Освоить их не смогли, и 40 млн га земли так и остались неиспользованными. Теперь они заросли бурьяном и кустарником. 
Что же касается агрохолдингов, то это – крупные механизированные производства, не в пример мелким, фермерским. Они теперь производят до 80% всей сельхозпродукции страны. Но у них есть большой недостаток по сравнению с колхозами: они не создают инфраструктуру на селе и не принимают крестьян на работу – предпочитают гастарбайтеров. В результате крестьяне вынуждены покидать свои села. 
Кроме этого, зерновые агрохолдинги работают вахтовым методом. Приезжают на поля со своей техникой и гастарбайтерами. Посеяли зерно – и уехали! Затем опять приехали осенью, убрали урожай – и опять уехали! Севооборот их не интересует. После них – хоть трава не расти! 
Такое положение вещей правительство вполне устраивает. Наконец хлеба собираем вдоволь – даже на продажу хватает. Что будет у нас с крестьянами, правительство это не интересует. Оно даже не информировало население страны о проведенной сельхозперестройке на селе – и замалчивает это до сих пор. 
До 90-х годов Россия была индустриально развитой страной – 2-й в мире. В нулевые годы началась массовая приватизация заводов и фабрик. Инициаторами являлись новоиспеченные «экономисты-гуманитарии»: журналист Гайдар и уличный продавец цветов Чубайс. Они заявили, что если в советское время заводы и фабрики были успешными, то в частных руках станут успешнее вдвойне. Новые хозяева будут вкладывать деньги в развитие производства. 
Но все оказалось наоборот. Морозовы, Демидовы не появились, а появилась масса безденежных «эффективных менеджеров», которые только и умели, что высасывать все из того, что приобрели. Затем их банкротили и сдавали в металлолом. 
В результате дикой приватизации исчезло 70 тысяч предприятий. Страна скатилась на 6-е место в мире. Тем не менее правительство на этом не остановилось и продолжало политику геноцида в промышленности. В результате мы опустились до 12-го места в мире. И стали слаборазвитой страной. 
Возникает вопрос: так почему же у нас не развивается машиностроение? 
Ответ: да потому, что сроки окупаемости построенных объектов – 5–7 лет, а может, и больше. Объекты очень дорогие, и таких денег у бизнесменов нет. А предприниматели хотят получить отдачу от вложенных средств как можно быстрее. 

***

Нужно отметить, что дорогие объекты под силу строить только крупным объединениям типа концернов, корпораций. 
В советское время это выполняли главки и министерства. Кроме этого, они имели прикладную науку и базы для внедрения ее в производство, которых теперь нет. 
Раньше, можно сказать, мы были самообеспеченными. Выпускали 64,6 тысячи станков и продавали их в 70 стран мира, Теперь выпускаем 5 тысяч станков. А заводы мы уже строить не можем. 
Западу запретили поставлять нам наукоемкое оборудование. И теперь мы оказались в патовом положении. 
Мы теперь также    перестали выпускать автоматические линии и промышленных роботов.
Такой пример. Китай, социалистическая страна, занял наше 2-е место в мире. 
Белоруссия увеличила свое производство в несколько раз. 
Многие из капиталистических стран стали передовыми, а мы всё топчемся на месте. 
Всем известно, что могущество страны зависит от трех китов, на которых они опираются. Это промышленность, сельское хозяйство и оборонка. 
Оборонка сохранилась с советских времен – и ее поддерживает президент. Машиностроение стало хилым, а сельское хозяйство – полуживое. А о развитии промышленности и сельского хозяйства у нас даже и разговоров не ведется. Про них просто забыли. И зря! Это наши кормильцы, наши созидатели. От них зависит благосостояние всего народа, инфраструктура, социалка… 
Они – наши кормильцы, а все остальные категории людей – это потребители. 
Как подсказывает практика, развитие экономики стран зависит не от политики, а от профессионализма правительства и правильной хозяйственной деятельности. Об этом говорят успехи развития – как социалистических, так и капиталистических стран. 
В советское время правительство направило страну на развитие промышленности. Ею правили не гуманитарии-дилетанты, а технари, специалисты своего дела. 
Министрами назначали профессионалов. Существовала ротация кадров с заводами. В техникумах, вузах готовили специалистов – в основном для производства, созидателей. 
Теперь же все наоборот. В основном готовят гуманитариев-потребителей. И все крутится вокруг бизнеса, торговли, денег, социалки, а не вокруг промышленности. 
Подводя итоги развития страны, можно отметить, что ее экономическое положение ну очень тяжелое. Почему наша страна не развивается, а все 28 лет катится вниз? 
Все страны мира дают ежегодный прирост ВВП до 4% в год, а мы – только 1%. 
Две определяющие экономику отрасли страны находятся в критическом положении. Особенно отстает у нас промышленность. 
Положение патовое – предприятия строить некому! Наши предприниматели не могут, а заграница не хочет. И предложить что-либо для ликвидации такого положения очень трудно. 
Для сельского хозяйства можно предложить создание колхозов, что сразу решит все проблемы. Будут возвращены земли, что даст крестьянам работу. Появятся МТС, механизация, орошение, авиация, животноводство. Вернутся школы, больницы, поликлиники, почты, клубы. Улучшится и демография. Причем все это нетрудно осуществить. Так как еще сохранились колхозы, которые показывают образцы хорошего хозяйствования. 
Дело еще в том, что фермерство у нас не прижилось – за редким исключением. А агрохолдинги не устраивают крестьян. Из-за них крестьяне покидают села. 
Теперь поговорим о смене правительства. 
Вместо Д. Медведева премьер-министром назначили В. Мишустина, который с 1998 года возглавлял налоговые службы страны. Его уже назвали лучшим налогосборщиком в мире. Правда, у нас уже есть экономист мирового уровня Кудрин, который довел страну до ручки. 
Что можно добавить к этому? Во-первых, Мишустин – тоже гуманитарий, а нам позарез нужен хозяйственник-технарь, способный поднять производство и страну с колен. А не мытарь, только умеющий собирать налоги. 
Как говорят отчеты, Мишустин успешно собирал налоги, увеличивая сбор по 20% в год. В то же время росли налоги с населения, с предприятий – и цены в магазинах росли, понижая уровень жизни  населения. 
У регионов отбиралась большая часть доходов для центра. 
Свою деятельность Мишустин начал с повышения зарплат не у населения, а у Росгвардии – с тем чтобы они усерднее освобождали улицы столиц от не угодных для правительства людей. 
Правда, это – уже не экономическая, а политическая операция. 
То, что Мишустин – отличный специалист по сбору налогов, собственности, по цифровым технологиям, разбирается в денежных потоках и информатике, это очень хорошо. Но это – меньшая часть хозяйственных проблем страны. 
И это не увеличивает материальные ценности страны. Не дает роста ВВП, а изымает и ликвидирует все недостатки в денежных потоках. Это – как бы продолжение проводимой у нас в стране «оптимизации». То есть выжимание денежных соков у всех, оставляя возможность только дышать, но не развиваться. 
Все говорят о том, что серьезных изменений в работе правительства не предвидится. Как и прежде, весь состав правительства состоит из гуманитариев. Технарей и производственников не видно. 
На Западе говорят, что Россия слабая страна, но с сильной оборонкой. 
Обращает на себя внимание то, что во всех выступлениях правительства не звучат предложения о развитии наших кормильцев – промышленности и сельского хозяйства. Не говорится об этом и в президентском Послании Федеральному собранию. А без них будущего у нас не будет. 

г. Самара

инженер-металлург, пенсионер

Другие материалы номера