Что происходит  с ценами на нефть?

Каковы три главные причины, вызвавшие неожиданный обвал цен на нефть? Почему мы полагаем, что прошлое не вернуть, а будущее будет еще хуже? Какие серьезные изменения ждут арабский регион и страны Персидского залива в свете новых угроз Трампа? Почему мы требуем поддержать наших братьев в Персидском заливе в этом нелегком испытании?
Нынешний глобальный нефтяной кризис, повлекший за собой падение цены барреля марки WTI на 37 долларов ниже нулевой отметки, когда производителям приходится доплачивать покупателям за покупку, произошел по трем главным причинам. Первая причина – это российско-саудовская нефтяная война, которая привела к наводнению рынков миллионами лишних баррелей нефти. Вторая причина – низкий уровень спроса на нефть из-за экономического закрытия стран в целях предотвращения распространения коронавируса. Третья – отсутствие возможностей для хранения нефти, поскольку стоимость ее хранения в танкерах на море стала выше самой цены на нефть.
Здесь идет речь о кризисе вокруг майских нефтяных фьючерсов по итогам торгов, завершившихся в понедельник, в то время как трехстороннее соглашение между Россией, Саудовской Аравией и Соединенными Штатами будет реализовано в отношении июньских поставок нефти, цены на баррель которой по-прежнему находятся в пределах 20 долларов. Также верно и то, что нет никаких гарантий, что цена не снизится до менее чем десяти долларов, так как июньские фьючерсы сегодня продаются за двадцать долларов. Это значит, что 533 американские компании объявят о банкротстве, а если цены упадут до 10 долларов за баррель в ближайшие месяцы, то количество таких компаний удвоится до 1100.
Картина выглядит очень мрачной, если учитывать прогнозы Международного валютного фонда. По его ожиданиям, мировой спрос на нефть упадет и будет находиться в пределах 29 миллионов баррелей в сутки, что близко к общему объему добычи в странах ОПЕК (около 30 млн баррелей в сутки). Даже если соглашение между Россией и Саудовской Аравией будет реализовано, то есть если страны сократят добычу на 10 миллионов баррелей, то профицит по-прежнему будет составлять около 19 миллионов баррелей. Другими словами, в большинстве случаев падение цен на нефть продолжится.
Стоимость добычи нефти в будущем будет выше ее рыночной цены, что приведет к решениям о добровольной приостановке производства, увольнению тысяч рабочих, банкротству сотен компаний и увеличению дефицита бюджета большинства арабских стран, в частности, в регионе Персидского залива. В большей степени это коснется тех игроков, чьи доходы от нефти составляют основу бюджета и национального дохода в целом, а именно Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара и Кувейта. Последний, однако, способен смягчить для себя последствия кризиса благодаря средствам из суверенного фонда.
Если цены на нефть останутся ниже отметки 20 долларов, то дефицит бюджета Саудовской Аравии достигнет 432 миллиардов риалов, что составит более 40%. Объем дефицита увеличится с 50 миллиардов долларов в рамках бюджета этого года по меньшей мере до 100 миллиардов долларов. Возможно, по этой причине, саудовские власти заимствовали 7 миллиардов долларов путем размещения облигаций на местном рынке. ОАЭ идут по тому же пути, в то время как Бахрейн заимствовал один миллиард долларов, а Оман сократил свои государственные расходы на 1,5 миллиарда долларов.
В свете нынешнего обвала цен на нефть страны Персидского залива столкнутся с серьезными проблемами в будущем, поскольку ОПЕК, которая контролировала цены на мировом уровне, ослабла и практически исчезла – у нее нет даже четверти прошлого влияния. Кроме того, в условиях эпидемии коронавируса, закрытия авиасообщения и ограничения перемещения граждан уровень мирового потребления нефти будет снижаться и вперед выйдут альтернативные источники энергии: солнечная, ветряная и атомная энергия.
Несколько месяцев назад Международный валютный фонд предсказывал, что мир перестанет зависеть от нефти в 2034 году, а большинство стран Персидского залива окажутся банкротами, будут вынуждены прибегнуть к заимствованиям и взимать высокие налоги со своих граждан для восполнения дефицита своих бюджетов или сократить государственные расходы до самого низкого уровня. По нашему мнению, необходимо внести поправки в данный прогноз, поскольку всё упомянутое может произойти намного раньше, то есть до 2034 года, ведь после завершения пандемии коронавируса ожидается изменение привычных процессов, включая масштаб перемещений граждан. Из-за спада в туристическом секторе авиакомпании будут чаще сталкиваться с банкротством, а автомобильные компании сделают ставку на производство электрических автомобилей.
Психологические последствия нынешнего глобального нефтяного кризиса для нефтедобывающих стран чрезвычайно опасны, и образ жизни их граждан может радикально измениться, так же, как условия общественного договора между ними и правящими режимами. Возможно, это станет причиной исчезновения государств-рантье и повысит требования народов к участию в политической жизни, пока они платят налоги.
Несмотря на многочисленные оговорки в отношении политики некоторых правительств Персидского залива, особенно их военного, финансового и политического вмешательства в дела таких государств, как Сирия, Ливия, Ирак и Йемен, народы этих стран остаются нашими братьями и заслуживают всяческой поддержки и помощи в преодолении текущего кризиса. Это особенно актуально в данный момент, когда Дональд Трамп готовится к очередному финансовому вымогательству, на которое он намекал. По его словам, американское правительство рассматривает возможность прекращения поставок нефти из Саудовской Аравии, ведь друзья, которых оно защищает, должны платить за это.
Международный валютный фонд прогнозирует экономический спад во всех арабских государствах, за исключением Египта. Сокращение экономики стран Персидского залива означает потерю миллионами жителей своих рабочих мест, и этот вопрос должен быть принят во внимание, поскольку граждане стран Залива всегда помогали своим арабским братьям, а их правительства выделяли им десятки миллиардов долларов в качестве помощи.
По иронии судьбы, бойкотируемые США страны, которым запрещено экспортировать нефть, такие как Иран, Сирия и Йемен, и в меньшей степени Ливия, переживающая гражданскую войну, меньше всего пострадали от текущего нефтяного кризиса, и большинству из них удалось найти альтернативные источники дохода, не связанные с нефтью.
Пандемия коронавируса и ее последствия изменят мир, и в частности Ближний Восток и Северную Африку. Она может переформатировать международные отношения и альянсы, помочь странам выйти из подчинения Америке и отказаться от нормализации отношений с государством-оккупантом.
В заключение мы хотим призвать большинство правительств стран Персидского залива увидеть все эти тенденции и изменить свою внутреннюю и внешнюю политику при первой же возможности, предоставив своим гражданам большую свободу, стабильность и удовлетворяя их требования. Мы также призываем их вернуться в семью арабских государств и продвигать межарабскую солидарность на новых основах, далеких от идей превосходства, возвращаясь к главным арабским и исламским константам, первая из которых – противостояние израильской оккупации, а не нормализация отношений с Израилем. В будущем все будут равны. Бог знает лучше.

Абдель БАРИ АТВАН
Rai Al Youm (Великобритания)

Другие материалы номера