Расколотая совесть Европы

Вот как вспоминал последний поход голубоглазый красавец-лейтенант Сергей Наровчатов в стихотворении 1945 года «Солдаты свободы»:
Полощут небывалые ветра
Наш гордый флаг 
над старым магистратом.
И город взят. 
И отдыхать пора,
Раз замолчать приказано 
гранатам…
И вдруг в безлюдье на грудь к лейтенанту бросилась девушка в простом платьишке:
Какая боль на дне 
бессонных глаз,
Какую сердце вынесло 
невзгоду…
Так вот кого от гибели 
я спас!
Так вот кому я возвратил 
свободу!
Далекие и грустные края,
Свободы незатоптанные 
тропы…
– Как звать тебя, 
печальница моя?
– Европа!
Недолго Европа-печальница лелеяла свои горести и чувство естественной благодарности тем, кто возвратил свободу. Самое последнее и отвратительное кощунство – снос памятника маршалу Коневу в Праге, которую он освобождал, когда уже была подписана капитуляция в Берлине, когда проливалась самая святая русская кровь. Какой-то неадекватный пузатый староста принял подлое решение, особо и не советуясь с жителями, – это демократия? Варвары свергли памятник не только русскому маршалу, но и герою столь любезных им западных стран. Иван Степанович Конев встречал американцев на Эльбе, стал кавалером штатовского ордена «Легион Почета», кавалером французского ордена Почетного легиона. От Великобритании он получил орден Бани и стал почетным рыцарем-командором. Так что верные последователи Гитлера свергли образ рыцаря-командора Великобритании. Может, и поэтому последняя бросила ЕС, с такими-то дикарями?!
Стихотворение «Последний парад» Станислав Куняев написал еще в 1991 году, когда подлое безумие только начиналось, когда Восточная Европа, покинутая в преступной спешке советскими войсками, начала изображать из себя «освободившиеся демократии» и проклинать социалистическое, да и христианское, прошлое. Стихотворение о памятниках, покидающих неблагодарную Европу, было опубликовано в «Дне», разгромленном кровавой осенью 1993 года. После этого разгул бессовестности и русофобии принял общеевропейские масштабы, затронул и саму Россию. Как актуальны сегодня провидческие строки поэта!..
Донесся голос 
из далекой Праги:
– Минуло время славы 
и отваги,
Нас одолели, 
как на фронте вши,
Парламентарии 
да бизнесмены,
Нас предали 
на набережных Сены,
Где проданы все наши рубежи.
Айда домой! – 
От Вислы до Дуная
Аж застонала вся земля 
сырая:
– Прощайтесь с теми,
кто во мне лежат!
– Уже навек простите нас, 
ребята,
Коль в этом мире 
ничего не свято –
Тогда пошли!..
Но куда идти? В России 2020 год – год 75-летия Победы, объявлен Годом памяти и славы, но нагрянувшая пандемия вмешалась в ход событий, сорвала многое из задуманного, скомкала запланированные грандиозные торжества  и скромные вечера поэзии. Более того, вмешалась в издательский процесс, приостановился выход книг, включая традиционные антологии стихов о подвиге и благодарности потомкам. Так, поэт и полковник Владимир Силкин прислал авторам готовый макет любовно составленного и сверстанного сборника «День Победы», признавшись, что уже не предрекает ему печатной судьбы. В эту обширную подборку журнала включены некоторые стихи упомянутой антологии, подходящие по духу и смыслу. Каковы же они? Если выразиться кратко: клятва на верность и благодарность – вопреки предательству и забвению. Александр Ананичев из Сергиева Посада так начал свое стихотворение:
Нас вытесняют 
из этого мира 
Страны-шакалы, 
страны-проныры. 
Даже кого мы спасали не раз, 
Стаей единой идут 
против нас! 

Пыль о России пускают 
по свету, 
Нашу хотят обесценить 
Победу 
В той самой страшной 
недавней войне. 
Бесы коварнее нынче вдвойне! 
Поэтическое слово – сродни молитвенному, изгоняющему бесов. В третий раз я составляю подобную подборку – малую антологию – для журнала и, как в былые пятилетия, кроме напоминания о хрестоматийных стихах, снова задумался об ее неповторяемом составе и стержневой идее. Сама жизнь и образ мыслей ее диктуют: я ведь не только поэт, публицист и критик, но и профессор кафедры журналистики, боец информационного фронта, много выступающий, общающийся с молодежью, и я вижу, какую силу обретают майданные технологии, фашистские приемы пропаганды, подлые манипуляции сознанием. Один из самых действенных приемов – даже не откровенная, разоблачаемая ложь, а полуправда. Или – полное замалчивание! 
Зимой этого года, накануне 75-летия освобождения Варшавы и Кракова, я снова побывал в Польше и воочию убедился, что такое информационная война против России (с переменным успехом) и против своего же народа (тут – полная победа, как мне показалось). Об этом зримо свидетельствуют не только сотни демонтированных и сокрушенных памятников советским солдатам-освободителям, как и польским братьям по оружию тоже, но сама разлитая атмосфера под серым небом в долине Вислы. Ни власти, ни СМИ не только не собирались отмечать 75-летие спасения Польши и восстановления ее как государства, но и просто – не упоминали в СМИ, не писали, не говорили об этом. Молодежь знает только о спровоцированном раньше времени Варшавском восстании и о том, что красные не пришли на помощь, радуясь, дескать, польским и еврейским жертвам. Редкие честные профессора и историки пытались напомнить хотя бы слова Черчилля 1945 года о судьбе Речи Посполитой, если бы не Красная армия: «Гитлер собирался уничтожить не только Польшу как государство, но и поляков как народ, самое меньшее – превратить их в рабов». 
Нам в условиях ожесточенной информационной войны с нервным тиком коронавируса пора решительно отказываться от отголосков подобной русофобии и антисоветчины. 
Запечатлеть, воспеть, 
восславить –
Так было испокон веков.
Поэзия – святая память
О тех, кому не до стихов.
О тех, кто, повинуясь знаку
Каких-то высших сил, 
за нас
Окопы рыл и шел в атаку,
Работал, не смыкая глаз.
Они встают в полки и роты
И слышат в небесах слова…
Беспамятство – 
позор Европы,
Где и Поэзия – мертва!
В России Поэзия еще живет, дышит горем и гордостью, благодарностью к предкам и хранит народную память. 

[img=-13835]

Другие материалы номера