Вирус или Голод
Юлия Васильевна,
Воронежская область
Досталось и нам, индивидуальным предпринимателям. Открыли в Усмане небольшое кафе, маленький семейный бизнес, продавали пирожки, чебуреки. Залезли в кредит из-за этого. После выплаты кредита и аренды помещения денег оставалось не так много, но на жизнь хватало, у нас двое детей. Сейчас кафе из-за карантина по решению властей вынужденно закрыли. А кредит и аренда остались. Если с банком получится договориться, то кредит отсрочат, хотя в это мало верится. Но аренду все равно надо платить. А как платить, если нет сбережений и дохода? Пришлось отказаться от помещения. Муж на почве переживаний начал болеть – как теперь кормить семью, если деньги кончились, заработать их негде, а государство не помогает? Как теперь протянуть месяц-два, если режим самоизоляции продлят еще? И в такой ситуации оказались миллионы людей.
Я не специалист и не могу ничего сказать про новый вирус, насколько он страшный. Может, от него и правда есть опасность. Но я вижу, как страдают люди рядом и без этого вируса. И у меня возникает вопрос: а что на самом деле страшнее? Вирус или голод, когда не знаешь, чем накормить детей?..
800 пакетов с едой предложил Яссин красногорцам.
И прибыла полиция
Особый резонанс в конце уходящей недели вызвала история египтянина, бизнесмена из Подмосковья, Яссина Эль Нуби, который организовал раздачу еды людям, попавшим в сложную ситуацию из-за пандемии COVID-19, но вместо поощрения получил от властей протокол за нарушение режима самоизоляции и теперь находится в ожидании суда, который может помешать ему вести бизнес в России.
[img=-14087]
Яссину Эль Нуби 37 лет, он родился и вырос в Египте, работал в туристическом бизнесе, но в 2011 году познакомился c девушкой из Подмосковья и влюбился. Переезжать на родину Яссина возлюбленная отказалась: к тому времени в Египте уже началась революция, в стране ввели чрезвычайное положение и комендантский час. Тогда он принял решение самому отправиться в Москву. Отношения в итоге не сложились, но египтянин принял решение остаться: «Россия – хорошая страна, самая лучшая в мире! – эмоционально рассказывает Яссин о своих впечатлениях. – Народ хороший, добрый».
В Подмосковье Эль Нуби занимается торговлей: получил российскую деловую визу и по запросам торговых складов заказывает из Египта фрукты и овощи, занимается их транспортировкой и таможенным оформлением. В помощь к нему приехал его младший брат Тито. Недавно вместе они осуществили давнюю мечту Яссина – открыли кальянную. Все сделали, как положено: зарегистрировали юридическое лицо, нашли подходящее помещение недалеко от дома, заключили договор аренды и в декабре 2019-го начали работать. Спустя два месяца после открытия начался карантин… Однако и сейчас предприниматель платит все налоги и планирует вновь открыть кальянную после окончания карантина.
Что касается благотворительности, тем моментом, когда Яссин понял, что не может остаться в стороне, стала случайная встреча в разгар самоизоляции: в очереди на кассу местного магазина пожилой женщине не хватило денег, чтобы рассчитаться за небольшое количество продуктов.
– Она взяла рис, кашу, сметану, хлеб, то есть самые главные продукты, – рассказывает Яссин, – у нее вышло где-то на 500 или 600 рублей, мне трудно было смотреть на эту женщину: ей стыдно, она стоит на кассе и просит вычесть товары на 200 руб., которых ей не хватает. Я предложил заплатить, но она сначала не согласилась. Потом я все-таки заплатил и предложил ей взять еще что-то, что нужно. Потом я пришел домой, посидел и подумал, сколько людей остались без работы. Я не богатый, не бизнесмен-миллиардер. Когда я приехал в Россию, 4–5 лет работал в ресторане, в баре, вставал на ноги, потом появились уже знакомые, друзья, начал думать о торговле, бизнесе. Люди отнеслись ко мне очень по-доброму, много помогали: оформить документы, чтобы открыть фирму, найти бухгалтера, чтобы меня не обманули. У меня есть деньги – почему не помочь?
По словам предпринимателя, он решил поступить так, как заведено у него на родине:
– У нас в Египте мы так делаем. Когда человек сам хорошо живет, он должен помогать. Не обязательно быть богатым: помогаем, когда есть возможность – кто-то каждый месяц, кто-то 1–2 раза в год, у кого как получается. Если все будут помогать – не будет бедных… Я тоже живу в России. Я знаю, что сейчас много безработных, я знаю, что один день без работы – уже тяжело. Я помню, один раз меня уволили из ресторана, в котором я работал, и я плакал, как девочка, на улице, потому что не знал, как оплатить аренду за квартиру, в которой жил, я плакал, потому что не знал, как буду жить дальше, – вспоминает египтянин.
Яссин с братом решили помочь соседям, которые в разгар самоизоляции оказались в нужде, – обошли свой район и попытались выяснить у консьержек, кто из жильцов испытывает финансовые трудности. Однако те в ответ только пожимали плечами. Тогда братья решили просто купить несколько пакетов с продуктами и раздать их людям на улице. Кто-то сфотографировал активистов и разместил информацию в группе района в социальных сетях. После этого многие стали звонить и благодарить. Обращались, по его словам, в основном женщины с маленькими детьми, старики. Он со всеми старался разговаривать так, чтобы людям было не стыдно принимать помощь, а если видел, что человек стесняется попросить – предлагал попробовать питание, «чтобы приходить в гости и быть нашим клиентом». Поток нуждающихся людей быстро увеличивался. Но нашлись и другие желающие принять участие в благотворительном проекте, которые стали переводить деньги на карту Яссина, предлагать свою помощь в раздаче. Как он отмечает, «это люди, которые живут в нашем районе, у меня есть их имена и телефоны, то есть много есть хороших людей»:
– Я был рад слышать слово «молодец» и стал еще больше стараться. С базы брал фрукты и овощи, которые поставлял, а лук, картошку, масло, крупу выкупал с других складов у знакомых, – поясняет Яссин. – Еще у моего друга есть ферма, он выращивает яблоки, он тоже сказал: дам тебе сколько нужно.
Однако кому-то эта благотворительность не понравилась. 5 мая предприниматель собрал 800 пакетов с едой, поставил стул около входа в кальянную и вынес пакеты с продуктами – встречали людей и раздавали на улице. В этот день пришло очень много желающих: начать раздачу должны были в час дня, а собираться очередь начала уже с десяти утра. Сколько точно было людей – Яссин сказать и сам не может… А потом приехала полиция – по свидетельству очевидцев, машин пять. На Яссина и его брата составили два протокола: за нарушение карантинных мер и за не продленную в университете регистрацию Тито. Также хозяину арендованного помещения позвонили из администрации Красногорска и пригрозили штрафом.
– Я не знаю, зачем администрация Красногорска так сделала, – недоумевает предприниматель. – Можно же было просто предупредить, сказать, что «если ты еще раз, то…», и все, я бы, конечно, больше так делать не стал. А раз протокол составлен – теперь только в суд.
Кто вызвал полицию, до сих пор неизвестно, сам Яссин говорит, что и не пытался это выяснить: «Мне, в принципе, неважно, кто это сделал, но я уверен, что тот, кто сдал меня полиции – он не русский, это сто процентов! Я здесь уже 10 лет, знаю характер наших людей».
Сейчас Яссин переживает даже не за себя, а за брата – иностранец, проживающий в России по визе, может быть выслан за пределы страны всего за одно административное правонарушение, а Тито еще не закончил университет.
Информацию о неприятностях русского египтянина с большим сердцем вновь разместила у себя местная группа. Когда это прочитали соседи – возмутились не только те, кому он помогал, но даже и те, кто раньше о Яссине даже не слышал. Люди начали активно делать репосты, обращаться в СМИ, интервью с Яссином записала съемочная группа телевидения. Сейчас он находится в тревожном ожидании – в середине июня должен состояться суд. Предприниматель уверен, что все получилось так, потому что он не знал, как правильно организовать благотворительную помощь:
– Если бы я знал, как делать, так бы не случилось… Я уважаю законы страны. Я египтянин, но я уже русский. Мне здесь очень нравится, я не хочу все потерять!