Недавно рассекречен ещё один документ советского времени – «Внешняя торговля Союза ССР за период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1945 г. Статистический справочник по данным оперативного учета». Справочник подготовлен Министерством внешней торговли СССР и датирован 1946 годом. Благодаря этому документу многие гипотезы и версии, относящиеся к советской истории, можно подтвердить или, наоборот, опровергнуть.
В моей книге «Золото в экономике и политике России» (М.: Анкил, 2009) несколько страниц были посвящены возможным поставкам золота союзникам СССР по антигитлеровской коалиции (США и Великобритании). Никакой статистики по советскому экспорту товаров, включая золото, у меня в то время не было. Существовали лишь воспоминания и переписка советских и зарубежных государственных деятелей (посла СССР в США К. Уманского, временного поверенного в делах СССР в США А. Громыко, Государственного секретаря США Д. Ачесона, американского дипломата А. Гарримана и др.), в которых говорилось о возможных поставках советского золота в США и Великобританию. Союзники настаивали на том, чтобы их помощь Советскому Союзу оплачивалась желтым металлом. В частности, американцы требовали, чтобы поставки товаров по ленд-лизу осуществлялись под залог золота, которое предлагалось переместить на территорию США.
Требования американцев были отбиты. Их удалось убедить, что у русских золото есть, что на востоке организована работа «валютного цеха» – золотодобыча. Что СССР платежеспособен и при необходимости покроет претензии США. Однако все эти вопросы урегулирования требований и обязательств сторон было договорено перенести на время после окончания войны и окончания действия программы ленд-лиза.
Высокопоставленные чиновники США дважды летали на советский Дальний Восток, чтобы удостовериться, что там действительно организована масштабная добыча драгоценного металла. В начале Великой Отечественной войны, когда между Москвой и Вашингтоном велись переговоры о распространении программы ленд-лиза на СССР (до этого программа действовала в отношении Великобритании), Д. Ачесон летал на самолете Сталина в Магадан. Американский чиновник был поражен размахом золотодобычи. После этого последние сомнения Вашингтона были сняты, и соглашение о ленд-лизе в конце 1941 года было подписано. В 1944 году с инспекционной поездкой на советском Дальнем Востоке был вице-президент США Г. Уоллес. Он подтвердил, что «валютный цех» СССР продолжает работать на полную мощность.
В американских и российских источниках встречается термин «обратный ленд-лиз». Под ним понимаются встречные поставки Советским Союзом в США некоторых товаров, прежде всего металлов (хромовая руда, марганец, платина), необходимых для военной промышленности. В этом списке фигурировало и золото. Я писал в своей книге 2009 года: «Никаких количественных данных о поставках золота в годы войны в США в открытых источниках не имеется» (с. 219).
И вот, наконец, статистические данные появились. В рассекреченном статистическом справочнике называется объем экспорта золота из СССР за период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1945 года. Он составил… 21 килограмм 629 граммов. Причем эта продажа была произведена только в 1945 году. В стоимостном выражении это 128,9 тыс. рублей, или менее 0,6% всей стоимости советского экспорта за указанный период.
Честно говоря, для меня это стало откровением. Ведь я полагал, что экспортные поставки золота могли измеряться тоннами, даже десятками тонн. Накануне войны годовая добыча золота в СССР составляла, согласно разным источникам, 180–200 тонн (с. 21). Можно предположить, что за период 22 июня 1941 года по 31 декабря 1945 года в стране было добыто не менее 1000 тонн драгоценного металла, вся добыча была направлена в золотой резерв государства. Данных о золотом запасе СССР в конце войны в открытом доступе нет до сих пор. Первая официальная цифра золотого запаса приходится на 1953 год – 2050 тонн. На тот момент СССР по этому показателю занимал второе место в мире после США (за Советским Союзом следовали Великобритания и Швейцария).
Мы выиграли войну, не используя золото. Выиграли, поддерживая и наращивая добычу драгоценного металла и постоянно накапливая государственный золотой запас. Такая линия поведения диктовалась в первую очередь соображениями военной безопасности. В годы войн золото становится универсальными мировыми деньгами. Бумажные деньги перестают работать. Только с помощью монетарного золота можно осуществлять жизненно необходимые закупки на мировом рынке (в том числе закупки оружия, военного снаряжения, боеприпасов). Вспомогательную роль могут играть бартерные (встречные) поставки товаров. Мы сумели покрывать свои импортные потребности благодаря программе ленд-лиза и бартерной торговле, накапливая золотой запас про черный день, который, к счастью, не наступил. Вероятно, дополнительным соображением сохранения курса CCCР на накопление золота стало принятие на Международной конференции в Бреттон-Вудсе (1944 г.) золотодолларового стандарта. Стандарт устанавливал, что мировыми валютами являются золото и доллар США. Для СССР золото как мировая валюта было более привлекательным, чем доллар, так как гарантировало Советскому Союзу от независимость по от Соединенных Штатов.
Перенесемся в сегодняшний день. Цена золота на мировых рынках стремится ввысь. Еще в прошлом году средняя цена недотягивала до планки 1400 долларов за тройскую унцию. Сегодня она вплотную приблизилась к 2000 долларов. Все финансисты хорошо знают: чем сильнее желтый металл, тем слабее зеленая бумага (доллар США). Сейчас зеленая бумага слабеет не только по отношению к золоту, но и по отношению к ключевым валютам, на основе которых исчисляется индекс доллара (евро, фунт стерлингов и др.). На Международной валютно-финансовой конференции на Ямайке в 1976 году золото из монетарного металла было разжаловано в биржевой товар, произошла демонетизация золота. Однако сегодня золото восстанавливает свой монетарный статус, оно выигрывает на фоне и доллара США и других ключевых валют. Сегодня как никогда становится и выгодным и стратегически важным курс на накопление золота в официальных международных резервах.
В 1990–2000-е годы золотой запас РФ был весьма скромным. Так, в 2008 году он был равен 466,2 т, а его доля в общем объеме золотовалютных резервов упала до минимального значения в 2,5%. Во втором десятилетии ХХI века Центральный банк Российской Федерации стал наращивать золотой запас. В 2018 году был зафиксирован пик закупок золота Центробанком – 273,7 т. (Производство золота в указанном году составило 314,4 т, в золотой запас было направлено 87% произведенного металла.) Однако уже в 2019 году Центробанк снизил закупки золота до 158,6 т (производство золота в 2019 году составило 368,0 т; в золотой запас было направлено 43% произведенного металла). В первом квартале 2020 года Центробанк закупал золото, но в еще более скромных объемах, чем в прошлом году, – 28 тонн. И самое удивительное: на фоне резко ускорившегося роста цен на золото Банк России объявил о прекращении закупок желтого металла с 1 апреля 2020 года и по сей день таких закупок не производит…
Куда вывозят золото России?
Из интервью В.Ю. Катасонова
Корр.: Вы сказали, что идет финансовый цунами. Признанным способом борьбы с гиперинфляцией является вложение в золото. Даже Рузвельт во времена Великой депрессии заставил американцев под угрозой тюрьмы сдать всё золото, которое было в личном владении, по государственной цене. У нас же происходят с золотом непонятные вещи. Цена на золото растет. Наш ЦБ вместо того, чтобы закупать золото, как он это делал в предыдущий, 2019 год, золото продает. Он разрешил всем продавать золото. У нас страна хвалится тем, что в этом году от продажи золота получили денег больше, чем от экспорта газа. Есть ли тут чем хвалиться или в пору заплакать горькими слезами?
Валентин Катасонов: Вы иногда употребляете некие эвфемизмы типа «наш Центральный банк». Ну, говорите: филиал Федеральной Резервной системы (ФРС) США. И все вопросы отпадут. Он действует аккуратно против интересов России. И золото – это яркий тому пример.
25 марта Путин выступал с обращением к народу по поводу этого COVID-19. Там излагал некоторые пункты программы, что надо делать. Буквально через 2 дня после этого обращения ЦБ на своем сайте вывесил информацию, что с 1 апреля ЦБ прекращает закупку желтого металла. Это происходило на фоне бурного роста цен на желтый металл. Никаких комментариев, никаких объяснений этого странного, парадоксального решения…
Тут можно вспомнить слова Д.И. Менделеева, который говорил, что жечь нефть – это то же, что жечь ассигнации. Так вот, поставлять за рубеж золото – это всё равно что мостить золотом улицы. Помните, у Ленина была работа, в которой он говорил, что при коммунизме золото будет бесполезным товаром, бесполезным металлом и из него только нужники будут делать. Примерно так.
Мы живем в этом диком мире. Джон Кейнс в свое время сказал: «Золото – это пережиток варварства». Я согласен. Но мы живем в варварском мире. И варвары почему-то очень любят золото. И поэтому мы вынуждены учитывать эти привычки, эти потребности варваров, и, соответственно, мы должны накапливать желтый металл.
Недавно вышел годовой отчет Центрального банка за 2019 год. Там результаты управления международными резервами, вы понимаете – это набор валют и желтый металл. По валютам получился минус, когда они пересчитали всё в единую валюту под названием доллар. Когда пересчитали золото, то получилось +16,5 млрд. Даже по прошлому году, когда рост цен на золото был достаточно аккуратный, не ярко выраженный – и то какой прирост! Я так понимаю, что филиал Федеральной системы дал команду обслуживать хозяев денег, потому что экспорт золота идет по двум каналам. Либо он идет через коммерческие российские банки, как это было раньше, либо они в апреле месяце стали получать прямые экспортные лицензии и могут напрямую гнать желтый металл.
Я разговаривал с золотодобытчиками. Они, конечно, в растерянности. Это наши люди – граждане России. И они прекрасно понимают, что такое поставлять золото на Неглинку и что такое поставлять желтый металл куда-нибудь в Лондон, на товарную или фондовую биржу. На самом деле этот металл оседает в Лондоне. Лондон на сегодняшний день является крупнейшим в мире экспортером и импортером золота.
Две страны – Швейцария и Лондон. Даже если Россия будет экспортировать все 100% добычи золота, то ей все равно ни за Швейцарией не угнаться, ни за Великобританией. И главное, этого не надо делать.
Ни одной унции драгоценного металла из страны не должно уходить. То, что у нас десятками тонн уходит каждый месяц, – это преступление.
Корр: Кроме того, ведь вывозят еще и частные лица. За первые 3 месяца этого года из страны частными рейсами вывезено 17 тонн золота.
Валентин Катасонов: По моим данным, большая часть золота идет контрабандными путями. 17 – это, видимо, то, что декларировано. Насколько я знаю, предпочитают не декларировать и обходить таможенные посты.
Корр: Обычно такие вещи элита делает, когда мы накануне больших потрясений.
Валентин Катасонов: Вы же знаете, куда они гонят? Они размещают на депозитах и в сейфах, ячейках швейцарских банков. Но это тоже очень смешно. Это как в сказке про Буратино. Лиса Алиса и Кот Базилио в Стране Дураков на поле Чудес.
Достаточно вспомнить пример Ливии, которой сказали, что эти деньги арестовываем и передаем другому ливийскому правительству, которое мы признаем. Один в один. Могут это всё конфисковать одним часом. Повод найдется, тем более что объяснить происхождение золота многие не смогут.
Мне действительно некоторые любители швейцарских банков жаловались, что при попытке снять или перевести большие суммы от них начинают требовать справки о происхождении этих денег, в соответствии со стандартами ФАТФ – это такая международная организация, которая борется с отмыванием грязных денег. Это такая примитивная мышеловка, что мне даже как-то неудобно. Неужели у нас клептоманы такие дебилы? Судя по всему – да.
Корр: Их-то мне не жалко. Мне жалко, что золото уходит из страны… Если подвести резюме к золотой теме, то можно ли сказать, что те, кто сегодня занимается вывозом золота – при том, что оно дешевеет и может стать единственным гарантом устойчивости будущего российского рубля, эти люди являются преступниками и работают против России. Это правомочно такое утверждение?
Валентин Катасонов: Я вам приведу один простой пример. В 30-е годы в Советском Союзе проводилась индустриализация. Понятно, что требовалась валюта. Одним источником валюты была добыча золота. Валютный цех был организован на Дальнем Востоке. Сначала всё сложно давалось, но уже к началу Великой Отечественной войны, по некоторым оценкам, добыча золота в СССР составляла 150 тонн в год. Это очень серьезно по тем меркам, потому что мы начинали с показателей 20–25 тонн годовой добычи. Это были совершенно стахановские темпы.
Я хочу сказать, что мы прошли индустриализацию, и мы при этом накопили золотой резерв – 2600 тонн. Мы встретили Великую Отечественную войну с таким запасом.