Российскую сторону представляли заместитель председателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков, первый секретарь Иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко, первый секретарь Московского горкома КПРФ Валерий Рашкин, кандидат в губернаторы Иркутской области от КПРФ Михаил Щапов, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук Борис Кагарлицкий. В дистанционном режиме к конференции присоединились активисты левых движений из разных стран мира.
Одним из самых ожидаемых стало участие в конференции легенды мирового левого движения – лидера Лейбористской партии Великобритании Джереми Корбина. В своем выступлении он вернулся к недавним событиям, связанным с пандемией, отметив, что наши страны проходят через рецессии, имея исторический опыт борьбы с кризисами. Великобритания столкнулась с «предельной загруженностью медучреждений», и сейчас видны косвенные последствия эпидемии, включая рост смертности от хронических заболеваний. По словам политика, в марте он спросил у Бориса Джонсона: «Как вы считаете, учитывая эту ситуацию с эпидемией, кто сейчас более ценен и полезен для нашей экономики – обычная санитарка, которая убирает операционную, либо ведущий менеджер финансового фонда?». И Джонсон не смог на это ответить. Говоря о последствиях кризиса, главное, к чему британский политик хотел бы привлечь внимание, – это проблемы на рынке труда. В частности, он отметил, что видит такие трудности в этом плане, каких не замечал уже несколько десятилетий. Корбин также обратился к проблемам беженцев, затронул проблемы экологии и продовольственной безопасности, отметив, что впечатлен планами нового зеленого курса, предлагаемого Демократической партии США. Остановился он и на крайне важной для России мысли – что невозможно бороться с загрязнением экологии, просто вынося, например, грязные производства, или экспортируя отходы куда-то в другие страны.
Темой выступления экономиста Джаяти Гош Тема пандемия и реакции на нее правительства Индии. Гош отметила, что данные за последний квартал говорят о том, что страна потеряла до 24 % ВВП. Причем, ситуация связана не с самой эпидемией, а с действиями правительства – ранним локдауном и крайне быстрым – буквально за несколько часов, вводом стоп-мер, в то время как люди были к этому не готовы. Все это привело к масштабным сокращениям в экономике и совершенно неясным дальнейшим перспективам. «Локдаун был изначально введен на две недели, затем продлен еще на две, еще и еще, пока суммарно вся продолжительность не составила несколько месяцев, после которых началось постепенное открытие и оживление экономики». Все это время, по словам Джаяти Гош, люди не получали толком никакой социальной помощи – ни денежных компенсаций, ни продовольствия. Сильнее всего эта ситуация сказалась на более чем 130 миллионах внутренних трудовых мигрантов из сельских зон в города. Они оказались без средств к существованию, без перспектив и понимания будущего.
Теме разрушительных последствий корона-кризиса, в том числе для рынка труда, посвятил свое выступление и экономист из США Майкл Хадсон. Он сфокусировался на том, что кризис просто уничтожает средний класс. Специалист рассказал, что на этой неделе появились новые данные, согласно которым, несмотря на плохое состояние экономики, фондовый рынок чувствует себя замечательно, обновлены максимумы, которые были до кризиса, а крупному бизнесу и олигархам и вовсе становится только лучше – для них текущая ситуация близка к идеальной! «Чем больше будут разоряться средние и мелкие предприятия, чем больше будет безработицы, тем лучше они будут себя чувствовать». Хорошая новость для крупных компаний, занимающихся недвижимостью, и трагедия для простых людей – что многие не смогут оплачивать ипотеки, и будут вынуждены продать жилье. Компании дешево выкупят недвижимость, увеличат рентные платежи и смогут получать больше доходов за меньшие вложения.
Все это Хадсон предлагает назвать термином «новое огораживание» по аналогии с известными событиями в Великобритании XVI века. По словам экономиста, власть должна понимать, что это является политической угрозой, так как сначала новая аристократия получит дополнительные средства, землю, а потом они станут альтернативным центром власти, который сметет центральную, поэтому в былые времена принимались меры, ограничивающие подобное разорение.
Как видно из выступлений, страны разные, но проявления кризиса – одни и те же. В таком случае важно понимать и другие «общие места». Неслучайно экс-губернатор Иркутской области, первый секретарь Иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко в своем выступлении сделал акцент на слабых сторонах в деятельности современных оппозиционных партий. Один из них, – то, что партии пишут программы, предлагая режиму их выполнять, прекрасно понимая, что делать этого он не будет. «Либо мы начинаем, мечтать, — например, что национализация кем-то уже произведена. А над тем, что делать сейчас, когда на федеральном уровне этих изменений не произошло, мы вроде как пытаемся не задумываться».
Выход, по мнению Левченко, из этого один – нужно иметь программу из двух этапов. Первый – что делать сейчас, второй – что делать после прихода к власти. И это могут быть совершенно отличающиеся друг от друга методы, направления и структуры работы. «И задача левых сил, которые мы с вами представляем, — быть максимально подготовленными к каждому из этапов». В своем выступлении Левченко постарался также ответить на вопрос, что левые силы могут сделать на сегодняшнем этапе с точки зрения муниципальных, региональных условий, и какую роль должно играть государство, чьи интересы должны им защищаться в первую очередь. Согласно Конституции главным является народ, и именно его интересы должны играть ключевую роль, однако на практике мы часто имеем совершенно иную картину: например, перекос в сторону интересов крупного бизнеса. В рамках поиска путей решения проблемы Сергей Георгиевич подробно остановился на опыте применения планового подхода в управлении на примере Иркутской области. Как подчеркнул Левченко, озвучивая результаты работы в области с 2015 по 2019 годы, этот подход на практике доказал свою эффективность.
Согласен с ним и Борис Кагарлицкий, отметивший, что действительно есть такая проблема, когда представители оппозиционных движений сидят и думают о том, как бы они осчастливили людей, получив власть, в то время, как речь должна идти о том, как вовлечь людей в какую-то конструктивную деятельность. «И в этом, мне кажется, как раз суть подхода именно левых сил, потому что не благодеяние от начальства, а реализация социальных прав и возможностей. И задача в том, чтобы координацией, помощью, информацией помочь людям самим работать».
Подводя итоги состоявшейся дискуссии, заместитель Председателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков отметил, что основная характеристика двухдневной работы участников – это «многотемье». «Я прошу не усматривать в такой формулировке никакой негативной коннотации, скорее наоборот – разнообразие проблем, которые были затронуты. Это сильная сторона нашей конференции». Широта мероприятия, по мнению Дмитрия Новикова, представлена как в участниках обсуждения – людях, которые реализуют себя в разных сферах деятельности – политике, экономике и так далее, так и чисто географической широтой, что тоже важно. Есть, по мнению заместителя Председателя, в многотемье и обратная сторона – это сложность суммировать и подводить итоги. «Я смотрю на нашу программу, одна из ключевых тем, заранее сформулированная организаторами, выглядит так: «Антикризисный план левых, взгляд из Сибири». Мне, как представителю конкретной политической силы, и просто, и сложно говорить о программе, о плане действий, так как у КПРФ такая программа есть. Если браться характеризовать антикризисный план КПРФ, то от точки просмотра – из Сибири, из Хабаровска, из Калининграда, это не очень зависит, потому что это программа для страны в целом. Перечисляя составляющие, Новиков заметил: «Здесь есть место такой идее, как национализация ключевых отраслей и банковской системы, есть предложения, связанные с дифференцированной шкалой подоходного налога, меры по предотвращению утечки капитала, и здесь прямая связь с тезисом о национализации, потому что тяжело пресекать утечку капитала, если банковская сфера не находится в руках государства под его плотным контролем». Целый отдельный блок посвящен предложениям социального характера, причем, по словам заместителя Председателя, предлагается не просто «политика собеса», но та, которая обеспечит нацеленность на решение проблемы «расчеловечивания человека», возникающей при капитализме. Как отметил Дмитрий Новиков, социальная политика левых должна этому активно противостоять. Именно поэтому в программных документах компартий больше внимания уделяется проблемам семьи, детства, молодежи, чем в программах других политических сил. Сильная сторона программы КПРФ – это и ее просчитанность: «Мы действительно показали на цифрах, какие есть возможности удвоить доходы бюджета. Но также понятно, что ни удвоение, ни утроение бюджета не решает проблем, если нет политической силы, которая обладает рычагами давления и готова эти возможности использовать для экономического и социального развития страны». Кроме того, программа КПРФ не является «чисто умозрительной»: имеется практика ее воплощения, включая, опыт народных предприятий.
Как отметил Дмитрий Георгиевич, подводя итог всем выступлениям, левое движение, находится сейчас в таком состоянии, что на пути его консолидации предстоит обсудить еще очень много важных, разнообразных тем, и чем чаще мы будем это делать, тем лучше: без обсуждения разных вопросов не обойтись, для этого нужно использовать каждую достойную площадку.
Интересные доклады с анализом последствий пандемии, основных аспектов системного мирового кризиса и путей выхода из него представили также канадские экономисты Алан Фриман и Радика Десай, один из ведущих российских журналистов Максим Шевченко, координатор Левого Фронта Леонид Развозжае, и другие участники конференции.