Трасса перерезала «Родину», и два выстрела прозвучали в доме на Десне

В Новой Москве реконструируют поперечную дорогу, которая связывает Киевское шоссе с Калужским и проходит через деревни Середнево, Марьино и Десна. Открыть этот участок автодороги планируют до конца 2020 года. В целом, вся эпопея с освоением Новой Москвы принесла множество бед не только жителям Подмосковья, но и столицы. Такого варварского отношения к природе, интересам людей в современном мире найти достаточно сложно. Именно наплевательское отношение чиновников к людям, к их интересам и стало основной причиной трагедии в деревне Десна.

В мае этого года вышло распоряжение департамента городского имущества правительства Москвы. В нем указали земельные участки, которые необходимо «изъять для государственных нужд» – их должны выкупить у собственников, чтобы проложить дорогу М3 «Украина».  

Под изъятие попали 14 участков в деревне Десна и в поселке Сосенском. Большая часть жильцов отреагировала с возмущением, но смирилась с неизбежностью. Поэтому местные чиновники рассуждают о некоем спокойствии жителей, которых лишали собственных домов с участками земли. Но один из несогласных жителей пережить переселение не смог. Он и его мама в свой дом вложили не только большую часть жизни, строив его целое тридцатилетие, но и большую часть души.

Сергей Чаплыгин, житель Десны, рассказал журналистам о том, что три месяца назад им пришло постановление. Был общий сбор, на котором объявили, что приедут люди, чтобы оценить участки, а позднее будет вынесено решение о компенсациях. Погибший мужчина – он, по словам соседа, был в правлении СНТ «Родина», входящего в территорию деревни, – возмущение высказывал еще тогда.

– Никаких компромиссов и условий никто не предлагал, сказали: «Никаких условий вам не будет, деньгами выплатят, и все». Пришли, переписали, сфотографировали и сказали, что вызовут через месяц, сообщат сумму. Третий месяц уже прошел, до сих пор не вызвали. Никаких вариантов нам не предлагали. Сказали бы [сумму], я бы, может, в другом месте что-то подыскивал, жить-то где-то надо, – негодует Чаплыгин.

Около 30 лет назад Антон С. с еще живым отцом начал возводить семейное гнездо на Десне, на участке, полученном от «Мосметростроя». Он вкладывал в это дело душу и старался всё делать на совесть – об этом рассказали соседи и родственники. Домик получился загляденье: от цветов во дворе до резной деревянной лестницы внутри. Казалось бы, что еще для счастья нужно? Но три года назад выяснилось, что именно в этом месте по проекту должна проходить новая трасса. Мать с сыном обратились в суд, прошли десятки инстанций, но так и не смогли отстоять дом. И это надломило их обоих. То решение, к которому подвигала их ситуация, безусловно, было жестом отчаяния и протеста против системы, выстроенной нынешним режимом, в которой справедливость отброшена как помеха для «хозяйствующих субъектов».

В департаменте развития новых территорий вообще никакой своей вины в произошедшем не видят, потому как уверены, что решение принято для пользы и реализации планов государства, для которого жизнь граждан дело седьмое. Тем более что, по мнению чиновников, власть не просто «отбирает» жилье и участки, на которых многие прожили большую часть жизни, а собирается выкупить в пользу города «по цене, согласно выполненному независимой оценочной организацией отчету об оценке рыночной стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков».

В ведомстве также подтвердили, что жалобы от «погибшего мужчины» поступали на официальный интернет-портал правительства Москвы. Но это не повлекло за собой ровным счетом никаких последствий. Мало ли москвичей обращаются с какими-то жалобами на власть, так что, теперь из-за этого планы ломать, договоры перечеркивать? Миллиарды бюджетных рублей уже выделены, и их необходимо освоить под угрозой секвестра. Цена человеческой жизни в эту логику и расчеты на укладывается. А поэтому всё формально: «Обращения были рассмотрены в установленном порядке», – заявили в департаменте, но о том, какие выносились решения, не сказали. Кстати, про деньги, информации о том, в какую сумму город оценил участок, из-за которого погибли мать и сын, тоже нет – в департаменте заявили, что оценку домов пока не завершили.

По словам соседа Антона, того же Сергея Чаплыгина, большая часть людей, чьи участки попали «под снос» из-за дороги, живут там все время. Почти каждый своими руками строил дом, годами вкладывал все средства и силы в жилье и землю.

– Я смирился. Да, обидно, жалко – своими руками построил дом, никого не нанимал, сам рыл фундамент, заливал его…

По мнению Сергея Чаплыгина, стройку трассы могли бы вести в другом направлении, в обход домов.

– Это же дорога, ее можно было как-то повернуть. Тут люди и средства, и силы свои тратили. Нельзя так взять и под зад коленом – идите, – добавил сосед, который с болью переживает трагедию.

В современной России простому человеку фактически невозможно противостоять государственной машине. Честность и справедливость требуют, чтобы ответственность лежала на тех людях, которые должны были с жителями, чьи дома попадали под снос, обсудить все нюансы, рассказать, какие есть меры поддержки, какие есть предложения. Всё человеческое было упущено в этой истории, как и во многих других историях – вспомним хотя бы Химки или Лосиный Остров…

«Если бы с человеком велись переговоры в уважительном и конструктивном формате, – рассуждает профессор и психотерапевт Андрей Зберовский, – если бы ему показывали, что он важен как личность, обратили бы вовремя внимание на то, что человек в переговорах сильно подавлен, обратились бы в соцзащиту, то трагедии можно было бы избежать».

Но в реальности все выглядит необъявленной войной со своими же гражданами, которых большие хозяева называют просто «шелупонью». Без предупреждений и уведомлений: «Подошли, начали лес рубить, прямо перед его (Антона) домом. Дорога пойдет через это место, он, наверное, окончательно сломался, не выдержал», – рассказывает местный житель Юрий Кардаков.

Три года люди ждали хоть какого-то элементарного диалога с властями. В попытке отстоять, сохранить свое жилье владельцы домов организовывали собрания, подавали в суд, писали во все инстанции. Антон был одним из активистов. Его знали все местные жители. Он лично собирал подписи за отмену строительства дороги. Но несмотря на все усилия дома отстоять так и не смогли. На днях на место прибыла строительная техника…

Земля в садовом товариществе «Родина» дорогая. Стоимость участка вместе с домом Антона – около 10 миллионов рублей. Однако какую сумму ему бы выплатили при сносе дома, останется загадкой. Как и то, почему дорогу нужно было проложить именно через жилые дома.

Антон – внук ученого, человек, без сомнения, интеллигентный. Его дед был ректором знаменитого Института нефти и газа им. Губкина. Отчасти это объясняет и тон, и смысл последнего послания. Строки в корректной, но категорической форме обвинили в трагедии чиновников, продавивших строительство трассы через поселок.

Осиротев, Антон остался жить с матерью – переводчицей с немецкого языка. Он закончил институт и стал неплохим автомастером – значительную часть своей биографии проработав в компании, официальном дилере «Мерседеса». Кроме машин, увлекался хоккеем, но главным делом жизни было строительство дома. Местные жители отмечают, что несмотря на всю «колючесть» и «остроту характера» человек он был жизнерадостный.

По мнению местных жителей, окончательно развеяло сомнения в реальности проекта, а может, и подтолкнуло к ужасному решению Антона с мамой то, что за последние несколько дней недалеко от их дома была вырублена целая лесополоса… Другим возможным катализатором, это уже по мнению следователей, стало то, что на среду, 23 сентября, было назначено собрание, где представители коммунальных структур должны были персонально каждому собственнику объекта, попавшему под изъятие, сообщить сумму компенсации.

…22 сентября один из друзей Антона приехал в Десну. Около 15.00 Антон встретил его у ворот своего дома. Попросил подождать друга в машине, а сам вернулся в дом якобы приодеться. Через несколько минут друг услышал два выстрела… Прибывшие на место стражи порядка обнаружили в жилище бездыханные тела матери и сына, три гладкоствольных ружья и травматический пистолет. Около мертвых сына с матерью лежала предсмертная записка. Вот ее текст:

«Мы строили этот дом 30 лет и вложили в него наши души и большую часть жизни. Я не в состоянии морально перенести эту личную трагедию и решил добровольно уйти из жизни. Моя мама не сможет выжить без меня, так как на мне завязаны все функции по организации нашей совместной жизни, поэтому вынуждена пойти моим же путем. В нашей трагедии прошу винить коррупционеров, изменивших в своих целях направление дороги (Я писал об этом во все инстанции, включая Президента)».

Не сошлись цели и пути у простой российской семьи с олигархической властью.

…В нормальном, справедливом государстве все местные начальники должны были бы быть немедленно уволены, а правоохранители – возбудить против них уголовное производство. Но не в нашей «стабильной» стране, где жизнь человека так мало стоит. А уж его жизненные интересы тем более.

В целом, в тех странах, где человека считают гражданином, а его права приоритетом, власть ломает любые свои планы. Далеко не единичны случаи, когда чей-то дом встает на пути грандиозных проектов властей, крупных застройщиков. В таких ситуациях с домовладельцем ищут компромисс. Но если человек категорически не хочет переезжать? Вот всего несколько случаев.

В 1957 году в Торонто планировались массовые застройки многоэтажными домами, поэтому скупали старенькие более мелкие дома. Дело дошло до трехэтажного дуплекса. На переезд согласилась лишь одна семья, жители второй половины наотрез отказались. Тогда строители просто отрезали половину дома, но так аккуратно, что вторая часть не пострадала. Этот дом до сегодняшнего дня стоит в таком виде.

В Японии аэропорт Нарита построен в 1978 году. Раньше здесь располагались земли фермеров, которые получили компенсацию и съехали в другие места. Было это непросто, фермеры держались до последнего, поэтому в аэропорту много лет действовала лишь одна полоса. Однако один житель – Такао Шайто и вовсе отказался съезжать. Его ферма так и осталась посреди взлётно-посадочного поля. А одна из полос даже имеет изгиб, чтобы объехать домовладение упрямца. Для 68-летнего мужчины построили подземный тоннель, чтобы он мог безопасно попасть на свой участок…

А вот полуторамиллиардный Китай. В Шанхае местные власти запланировали строительство большой дороги, но одна семья посчитала предложенную компенсацию ничтожной и съезжать отказалась. Дорогу всё же построили, а дом стоит прямо посередине. Кстати, в Китае чаще всего встречаются упрямые домовладельцы, они не соглашаются даже на крупные суммы возмещения.

[img=-15146]

В Гуанчжоу правительство было вынуждено построить транспортное кольцо вокруг многоквартирного дома, потому что три семьи не захотели оттуда переезжать. 

 

И таких примеров тысячи по всему миру. Печально, что нынешняя власть России заимствует у мира исключительно пороки, а не положительные идеи и правила.

 

Другие материалы номера