В июле 2019 года американские власти начали масштабное расследование в отношении четырех IT-компаний для проверки возможных нарушений с их стороны антимонопольного законодательства. Федеральная торговая комиссия США решила взять под надзор Amazon и Facebook, минюст занялся расследованием Apple и Google. О начале собственного расследования объявили в палате представителей конгресса США.
29 июля сего года состоялись специальные слушания в подкомитете по антимонопольной политике палаты представителей США. В распоряжении властей оказалось больше 1,3 млн документов и сотни часов записей интервью. Президент США выразил поддержку расследованию конгресса, рассчитывая, что оно поможет поставить американские IT-гиганты на место. Особенно учитывая, что эти гиганты настроены против Трампа, играя в пользу Джо Байдена. В конце июля глава Белого дома записал в Twitter: «Если конгресс не поступит справедливо в отношении больших технологических корпораций… я сделаю это сам с помощью исполнительного указа. В Вашингтоне в течение многих лет были одни лишь разговоры и никаких действий, и народ нашей страны уже сыт этим по горло».
После слушаний в конгрессе прошло еще два с лишним месяца, и в начале октября подкомитет по антимонопольной политике опубликовал 450-страничный доклад по итогам 16-месячного расследования действий Facebook, Google, Apple и Amazon. Определен список главных грехов всех четырех. Самая общая формулировка – злоупотребление властью, порождаемое монополизмом. Более конкретно злоупотребления сводятся к следующему: 1) навязывание неконкурентоспособных (невыгодных) условий клиентам и партнерам; 2) неконтролируемый сбор данных; 3) завышение сборов и цен; 4) навязывание рынку своих правил, но игнорирование этими корпорациями собственных правил; 5) слабая защита данных и снижающееся качество услуг; 6) контроль над подавляющей частью стартапов.
Доклад определил основные сферы деятельности IT-монополистов: Amazon – в онлайн-торговле; Facebook – на рынке соцсетей и онлайн-рекламы; Apple – в сфере iOS-устройств (мобильных операционных систем для смартфонов и электронных планшетов); Google – на рынке поиска и поисковой рекламы.
В конгрессе США нет единого мнения по поводу того, как обуздывать IT-гигантов. Наиболее радикальные предложения – приступить к разделению их на части. Например, из Facebook выделить в отдельные независимые структуры сервисы Instagram и WhatsApp. А из Google выделить YouTube.
Нечто подобное, отмечают эксперты, происходило в США в начале 1930-х годов в банковской сфере. В 1933 году был принят закон Гласса–Стиголла, который предусматривал разделение многих банковских гигантов Уолл-стрит на инвестиционные и коммерческие банки. Менее радикальные конгрессмены предлагают ограничиться такими общими мерами, как предоставление антимонопольным службам больших полномочий, ужесточение стандартов сделок по слиянию и поглощению и т.д.
Конгресс планирует доработать отчет после ноябрьских выборов и перерыва в работе конгрессменов. После опубликования предварительного отчета корпорации «силиконовой мафии» почти мгновенно прореагировали. В целом они не согласились с выводами конгресса и дали понять, что будут активно защищаться. Так, например, Google заявила, что ведет честную конкурентную борьбу на быстро развивающемся рынке. Этот гигант раскритиковал отчет, сказав, что в нем содержатся «устаревшие и неточные утверждения о конкуренции в поиске и других сервисах».
Однако 20 октября власти США от общих разговоров перешли к действиям: министерство юстиции США подало иск против Google, обвинив компанию в нарушении антимонопольного законодательства. Напомню, что рыночная капитализация Google превысила один триллион долларов, он входит в топ-5 самых дорогих компаний США. Выручка (продажи) по итогам прошлого года – 162 млрд долларов (сопоставимо с ВВП таких стран, как Венгрия или Казахстан). Империя Google включает в себя дочерние компании с известными во всем мире брендами: YouTube, DoubleClick, On2 Technologies, Google Voice, Picnik, Aardvark, AdMob. Над Google в 2015 году была надстроена холдинговая структура под названием Alphabet.
Можно сказать, что поданный против Google иск – коллективный. К заявлению минюста приобщены иски, ранее составленные 11 штатами. Иски штатов готовились их генеральными прокурорами, и все они республиканцы.
В исковом заявлении содержится обвинение (точнее, подозрение) в том, что корпорация нарушает закон Шермана. Это был первый антимонопольный закон в США, принятый в 1890 году. Причиной его принятия стало создание Джоном Рокфеллером в конце XIX века гигантского нефтяного треста Standard Oil. После принятия данного закона произошло разукрупнение монополии Рокфеллера. Позднее этот закон тоже не раз применялся, наиболее известный случай – разукрупнение телефонной компании AT&T в 1980-е годы.
Судебное дело против Google курирует лично генпрокурор Уильям Барр, который считается человеком Трампа. Разбирательство с Google – «монументальное дело для минюста и народа США», заявил Барр. Его заместитель Джеффри Розен на брифинге для журналистов подчеркнул, что Google превратился в «контролера интернета» и стал «одной из богатейших компаний планеты» с помощью незаконных ограничений доступа конкурентов на рынок. Розен также отметил, что Google как монополист тормозит технический прогресс в отрасли.
Минюст обвиняет компанию в заключении тайных соглашений с производителями мобильных телефонов, а также операторами связи и интернет-браузеров: в аппараты и оборудование изначально закладывались поисковики Google (предустановка поисковиков), за что IT-гигант заранее переводил деньги своим неофициальным «партнерам».
В исковом заявлении повторено также постоянно звучащее обвинение в том, что Google владеет или контролирует каналы, на которые приходится примерно 80% поисковых запросов в США. Такая монополизация поискового сервиса завышает цены для рекламодателей и ограничивает выбор для потребителей.
Для справки скажу, что Google фактически является монополистом на рынке поисковых сервисов и за пределами США. В среднем по миру доля Google на этом рынке, согласно оценкам, превышает 70%; в России этот показатель составляет около 60%.
О том, чего добиваются минюст и генеральный прокурор в ходе этого судебного разбирательства, сообщает американское информационное агентство Politico. 12 октября ряд американских СМИ со ссылкой на Politico распространил новость о том, что минюст США и генеральные прокуроры штатов потребуют от Google продать браузер Chrome и часть рекламного бизнеса. Для справки: Google Chrome – самый популярный браузер не только в США, но и во всем мире. Согласно упомянутому выше антимонопольному докладу конгресса, в стране около 81% поисковых запросов на компьютерах и 94% на мобильных устройствах приходится на долю Google Chrome. По источникам Politico, минюст США при подготовке искового заявления интересовался у конкурентов компании и третьих лиц, какую часть бизнеса Google следует продать, чтобы гигант перестал быть монополистом.
Самый благоприятный исход судебного разбирательства для Google – решение об уплате штрафа. К таким вердиктам IT-гигант привык. Так, в 2017 году корпорация была оштрафована на 2,6 млрд долларов за продвижение собственного торгового бизнеса в поисковой системе. В 2018 году – на 4,9 млрд долларов за блокировку конкурентов в операционной системе Android. В 2019 году Google была оштрафована в Европейском союзе на 1,7 млрд долларов за то, что американский гигант препятствовал сайтам использовать для привлечения рекламодателей конкурирующие фирмы. Итого в сумме – 9,2 млрд долларов. Для Google – это что слону дробина. Чистая прибыль корпорации составляет (млрд долл.): 2017 год – 32,3; 2018 год – 36,5; 2019 год – 34,3. Итого за три года чистая прибыль достигла 103,1 млрд. долларов. Штрафы по отношению к прибыли за три года – не более 8,9%.
Скептики полагают, что будет «как всегда»: компания отделается штрафом. Впрочем, неопределенность исхода судебного разбирательства повышается в связи с тем, что в Америке приближаются президентские выборы. Если в Белом доме останется Дональд Трамп, для Google это будет неприятным исходом. Эксперты полагают, что за нынешним иском к IT-гиганту стоит действующий президент США.