НЕ СМЕТЬ ВОЗРОЖДАТЬ СЕЛО?!

Возрождение заброшенной пашни, создание рабочих мест на селе, ремонт деревенских дорог – казалось бы, важнейшие государственные задачи. О них рассуждают на представительных совещаниях, прописывают в многостраничных госпрограммах. Однако когда доходит до дела, выясняется, что региональные чиновники больше озабочены предвыборными рейтингами, а помощь селу зачастую так и остается на бумаге. 
Уникальное народное предприятие «Звениговский», расположенное в Республике Марий Эл, знают по всей стране. Мы неоднократно рассказывали о нем на страницах нашей газеты. Недавно на телеканале «Красная линия» вышел очередной репортаж о рабочих буднях совхоза – «Больше, чем крестьяне!». А жители 12 российских регионов не понаслышке знают о высоком качестве производимой продукции, приобретая ее без переплат в собственных фирменных магазинах. 
Совхоз «Звениговский», над которым гордо реет красный флаг, возглавляет Иван Иванович Казанков – руководитель, как говорится, от земли. Он всю жизнь работает на селе. Еще в советское время его направили поднимать отстающий колхоз имени Ульянова, который позже переименовали в совхоз «Звениговский». Сейчас это крупный агрокомплекс, один из лидеров отрасли, который много лет является настоящим локомотивом экономики Марий Эл. 
Масштабы хозяйства впечатляют. Более 208 тысяч голов свиней – две трети от республиканского поголовья, включая личные подворья. В «Звениговском» содержится более 22 тысяч голов крупного рогатого скота. Для сравнения: всего в Республике Марий Эл поголовье КРС составляет около 80 тысяч. Собственное мясоперерабатывающее, молочное, консервное производство, изготовление мороженого и безалкогольных напитков. Продукция предприятия неоднократно получала призы на российских и международных выставках. «Звениговский» входит в тройку крупнейших налогоплательщиков региона. Только за прошлый год перечислено в бюджеты и внебюджетные фонды более 1,202 миллиарда рублей. 
Такие успешные хозяйства – в наше время, к сожалению, скорее, исключение из правил. Вокруг совхоза обычная для российской глубинки картина. Колхозы разорились. Разбитые дороги многие годы никто не ремонтирует. Брошенные поля зарастают бурьяном. Местные жители и главы сельских администраций постоянно просили Ивана Казанкова взяться за возрождение залежных земель. Тем более что чиновников на местах наказывают за необрабатываемые пашни. 
Земледелие – не основное направление для «Звениговского», к тому же восстановление пашни в Нечерноземье – дело очень затратное и нерентабельное. Средств надо вложить много и сразу, а отдача если и будет, то только через много лет. Но земляки просят. Не сделаешь – скажут: оторвался от народа. Кстати, Казанков живет здесь же, рядом с производством, в обычной квартире в пятиэтажке рабочего поселка. 
И вот в 2018 году «Звениговский» взял в аренду участок земли неподалеку от совхоза, возле деревни Чингансола. Поля на этом участке не возделывали более 30 лет – еще с советских времен. В Марий Эл сплошь песчаные почвы. За четверть века без должного ухода заброшенная пашня пришла в негодность – заросла бурьяном, кустарниками, сосенками. 
Силами предприятия, без какой бы то ни было государственной поддержки, поля расчистили. Удобрять супесь нет смысла – все полезные вещества быстро уйдут в нижние слои. Поэтому верхний песчаный слой с полей сняли, а сверху стали завозить и укладывать обогащенную перегноем землю. Чтобы хоть как-то использовать супесь, стали ею выравнивать основание проселочной дороги, которая ведет в том числе и к новой строящейся ферме. Причем дорога эта муниципальная – ею пользуются все.
Может быть, в каком-нибудь другом регионе сказали бы: «Молодцы! Полезное дело делают!» Но не в Марий Эл. Еще при прежнем главе республики сложилась здесь особая каста чиновников, для которых душить успешные предприятия – дело всей жизни. 
Бывший глава Маркелов уже три с половиной года под следствием, содержится в изоляторе «Лефортово». Следователи до сих пор находят наворованные квартиры, машины и предметы роскоши. Маркелов сидит, но заложенные им традиции в Марий Эл, похоже, продолжают жить. Видимо, местные чиновники не могут примириться с тем фактом, что одно из самых успешных предприятий республики возглавляет коммунист. 
Иван Иванович Казанков – первый секретарь Марийского рескома КПРФ. Его жизненное кредо – добиваться высоких результатов в любом деле, за которое взялся. По итогам выборов в Госдуму России 2016 года Республика Марий Эл стала лидером среди регионов страны по проценту проголосовавших за список КПРФ. А в сентябре прошлого года число депутатов-коммунистов возросло в разы. В единый день голосования, 8 сентября 2019 года, здесь прошли выборы и в республиканский парламент, и в органы местного самоуправления. В итоге, несмотря на сокращение с 50% до 25% доли депутатских мандатов, распределяемых по партспискам, фракция КПРФ в Госсобрании РМЭ увеличилась вдвое – с 4 до 9 депутатов. Причем пятеро коммунистов одержали победу в одномандатных округах. Не менее успешными оказались и муниципальные выборы. 
Характерно, что после каждой победы коммунистов в Марий Эл и без того многочисленные проверки совхоза усиливаются. 
В 2020 году не помогло даже распоряжение президента России – не мучить предприятия во время пандемии. Количество проверок на «Звениговском» в этом году возросло в полтора раза по сравнению прошлым годом. Видимо, проверяющих особенно раздражал тот факт, что обнаружить крупные нарушения никак не получалось. 
Сотрудники контрольных и надзорных органов стали выезжать на рекультивируемые поля чуть ли не чаще, чем трактористы. В административном здании совхоза пришлось оборудовать отдельный кабинет для проверяющих, потому что проверки идут одна за другой. 
Особо отличилось министерство природных ресурсов республики. Стоило во время очередной проверки клерку из министерства обнаружить реестровую ошибку при межевании земли, как в адрес СПК «Звениговский» отправляется требование о демонтаже и сносе 26 объектов, в том числе свинарников. И это несмотря на то, что все строения зарегистрированы в Росреестре и на них имеются соответствующие разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. 
Находят сотрудники минприроды очередную неточность в бумагах – тут же направляют в адрес СПК «Звениговский» предписание с требованием освободить территорию, на которой уже более 4 лет расположены загон для КРС и помещения двух телятников. 
Порой желание министерских чиновников насолить совхозу принимало совсем уж гротескные формы. В середине апреля, в разгар пандемии, охранники совхоза обнаружили группу граждан, которая прогуливалась вдоль забора предприятия. Выяснилось, что это проверка из минприроды Республики Марий Эл, которой приспичило именно в этот сложный период проводить обход лесничества, примыкающего к территории «Звениговского». Причем совхоз о предстоящей проверке никто не предупредил, а за последнее десятилетие подобные обходы ни разу не проводились. Пока большинство жителей республики сидело дома на самоизоляции, министерские чиновники без индивидуальных средств защиты разгуливали вокруг сельхозпредприятия. Это в то время, когда за нарушение карантинных мер производство могли остановить. 
Организованные группы чиновников тщательно искали поводы для возбуждения уголовного дела против совхоза или его руководства. 
Сначала попытались выдвинуть обвинение в причинении вреда экологии из-за выкорчевывания зарослей на заброшенном поле. Но достаточно быстро выяснилось: на сельхозугодьях бурьян и кустарники расти и не должны. 
Тогда проверяющие зашли с другого конца и обвинили Ивана Ивановича Казанкова – ни много ни мало – в «краже полезных ископаемых» в особо крупных размерах! По мнению следствия, супесь, слой которой сняли с заброшенных полей, является полезным ископаемым. Так сказать, государственным достоянием. Для тех, кто хоть раз бывал в Марий Эл, абсурдность обвинения особо очевидна. Песчаные почвы занимают почти всю территорию республики. К тому же, как показали две независимые экспертизы, вывезенный с полей грунт не представлял собой ценности – обычный мелкий песок, непригодный для использования в качестве строительного. Да и вывозили его не куда-то на продажу, а через несколько километров, на откосы муниципальной дороги, через овраг, и лежит он себе спокойно, защищая ее от размытия. 
Но, по мнению следствия, песок надо было собрать и хранить отдельно. Как и зачем это делать – непонятно. Хранить – и всё тут! Можно было, к примеру, свалить его в большую кучу и любоваться, как ветер разносит «государственное достояние», засыпая окрестные поля. 
Сумма «ущерба», которую насчитали следователи, составляет 2,5 млн рублей. Для сравнения: за прошлый год на социальную помощь и благотворительность «Звениговский» потратил более 106 млн рублей. В этом году только на строительство асфальтированных дорог между деревнями республики предприятие выделило из собственных средств 13 млн рублей. Зачем руководителю успешного предприятия похищать ни на что не годный песок? Что с ним потом делать? 
Все эти факты прекрасно известны следователям. Тем не менее Казанкову было предъявлено обвинение, а дело передано в суд. 
Трудовой стаж Ивана Ивановича Казанкова – 66 лет. В советское время Иван Иванович был удостоен многих наград, в том числе ордена Трудового Красного Знамени и ордена «Знак Почета». А теперь его ждет судебное разбирательство. Иван Иванович искренне не понимает, за что его судят. Кстати, в соседней Республике Татарстан у «Звениговского» есть филиал – СПК «Алексеевское». Не так давно Ивану Ивановичу было присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Татарстан» практически за то же самое – поднимал брошенные земли. 
Похоже, чиновники Марий Эл не понимают очевидного – чем больше они будут давить на народное предприятие, тем выше будет народная поддержка. 

Другие материалы номера