Политика «пятой колонны»
В такой обстановке власть обязана с особой ответственностью подойти к формированию бюджета – важнейшего финансового документа, который должен в полной мере отвечать стоящим перед страной стратегическим задачам. Но анализ бюджетного проекта, внесенного в Думу кабинетом министров, заставляет сделать вывод: он таким задачам практически не соответствует.
Война против суверенитета и безопасности Российского государства, против благополучия и достоинства нашего народа приобретает все более явные и агрессивные формы. В этой войне задействованы три главных орудия.
Первое – глобальный кризис капиталистической системы. В XX веке два аналогичных кризиса закончились мировыми войнами, унесшими десятки миллионов жизней. Самый страшный удар был нанесен по нашей стране. Очевидно, что и сегодня мировой капитал не в состоянии найти мирные способы сохранения этой алчной системы. Он вновь готов идти ради своих барышей по пути кровопролития и грабежа. А главной его мишенью опять становится Россия.
Второе орудие – нарастающее политическое и экономическое давление Запада на нашу страну. Сегодня неприятель, никогда не оставлявший намерений поставить нас на колени и получить полный контроль над гигантскими российскими ресурсами, резко усиливает санкции. И все громче бряцает оружием у наших границ. Стремится увеличить армию противников Русского мира, в которую уже втянули Украину, а теперь пытаются втянуть и Белоруссию.
Третье – это бездарный и разрушительный социально-экономический курс, проводимый внутри страны и унаследованный нынешними либералами от ельцинской клики 90-х. Этот курс усугубляется коррупцией и некомпетентностью. Способствует разбазариванию государственной собственности и провалу важнейших стратегических задач.
Что мы имеем в результате этого «обстрела»?
Росстат констатирует: во втором квартале текущего года наша экономика сократилась на 8% в сравнении с прошлогодними показателями. Четверть руководителей оценивают положение своих предприятий как критическое. Только по официальным данным у нас с начала года произошло пятикратное увеличение безработицы. Каждый второй гражданин России живет на 7 долларов в день. По уровню обнищания мы приближаемся к отсталым африканским государствам.
КПРФ предложила ясный и убедительный ответ на эти вызовы. Мы сформировали антикризисную программу «10 шагов к достойной жизни». Получили поддержку на Орловском международном экономическом форуме. Внесли в Госдуму 12 законопроектов, которые позволяют реализовать нашу программу. Потребовали внесения 15 важнейших поправок в Конституцию, направленных на укрепление государства, поддержку экономики и защиту социальных интересов трудящихся, пенсионеров, семей с детьми. Подготовили свой проект бюджета развития, который позволяет достичь главных национальных целей: войти в пятерку ведущих экономик мира, осуществить технологический прорыв, победить бедность. Добиться реального импортозамещения, гарантирующего продовольственную безопасность России, и преодоления тотальной зависимости медицинской сферы от импорта.
Наши призывы полностью созвучны запросам большинства граждан, требующих социальной справедливости, усиления государственной поддержки здравоохранения и образования, отказа от грабительской пенсионной «реформы». Но даже в условиях нарастающего кризиса власть не желает всерьез прислушаться к требованиям народа.
Для их выполнения нужна принципиальная смена социально-экономического курса. Изменение финансовой и бюджетной политики. Корректировка налогового законодательства в интересах трудового народа. А не в интересах пьянеющей от безнаказанности и баснословных доходов олигархии.
Все это категорически расходится с идеологией либеральных фундаменталистов, рассматривающих государство в качестве послушного сторожа олигархического капитала. Упорно продолжающих следовать заветам «шоковых терапевтов» ельцинско-гайдаровского разлива. И выполняющих роль полпреда транснациональных структур внутри России. Роль пособника тех сил, которые хотят лишить нас возможности самостоятельно и успешно развиваться.
Идеология этих сил, которой настойчиво противостоят наша политика и наша программа, прямо отражается в проекте нового бюджета.
Бухгалтерия ограбления
Даже несмотря на случившуюся в начале нынешнего года отставку правительства, его финансово-экономический блок остался нетронутым. Он по-прежнему действует в рамках сценариев западных финансовых институтов, диктующих государствам такие модели управления экономикой, которые подрывают их суверенитет. Фактически парализуют финансовую и бюджетную систему, не позволяя ей работать на благо общества.
Вот ключевое объяснение того, почему проект федерального бюджета категорически расходится с важнейшими национальными целями в области экономики, благосостояния народа и демографии. Они уже неоднократно были заявлены в посланиях и указах главы государства. Но страна так и не приблизилась к их выполнению. И не сможет приблизиться, пока государственный бюджет, стараниями «партии 90-х», будет выполнять роль кормушки для олигархии и чиновников.
Правительство пытается убедить нас, что эти цели могут быть достигнуты при сохранении нынешнего курса. И что новый бюджет будет способствовать реализации эффективных антикризисных мер. Но при внимательном изучении становится ясно: это далеко не так. При сохранении нынешних принципов формирования бюджета нет никаких оснований для роста его доходов.
Ожидается, что цена нефти на мировом рынке будет на 19%, а цена газа – на 16% ниже, чем прогнозировалось годом ранее. Одновременно с этим правительство предрекает пятипроцентное падение несырьевых доходов бюджета – с 71% до 66%. Тем самым оно расписывается в несостоятельности своих же уверений, что российская экономика пусть и медленно, но освобождается от сырьевой зависимости. Слезает с нефтегазовой иглы и становится все более высокотехнологичной. На то, что прогноз правительства лишь подтверждает закрепление нашей экономики в сырьевой кабале, обращает внимание и Счетная палата.
Мы постоянно настаиваем: сырьевая ориентированность российской экономики – это ловушка, из которой необходимо срочно выбираться. Освобождение из нее – вопрос спасения страны. Очевидна не только тенденция к снижению нефтегазовых цен, больно бьющему по нашей экономике, но и снижение спроса на российское сырье, подстегиваемое противниками, стремящимися выдавить Россию с мирового рынка. 20 лет назад на поставки из России приходилась половина европейского рынка газа. Сегодня – почти вдвое меньше. Падение спроса ведет и к снижению объема добычи полезных ископаемых. В этом году оно составило у нас 15%.
В ответ власть не только не предлагает программу реальной модернизации экономики, развития высокотехнологичных отраслей. Она откровенно перечеркивает перспективы такого развития. Отвергает и замалчивает нашу программу – единственную, которая отвечает этой задаче. При таком курсе экономика лишается реальной базы для роста. И, обещая его в бюджетном прогнозе, кабинет министров не в состоянии обосновать, откуда конкретно он возьмется.
Предусматривается, что нынешнее падение экономики в 2021–2023 гг. сменится ростом в районе 3,3% ежегодно. Но в прогнозе правительства нет предпосылок и для такого роста. Так, объем инвестиций в 2021 году снижается на 13% по сравнению с прогнозом, который правительство давало год назад. И это при том, что в нынешнем году они уже упали на 10% относительно 2019-го. Падение за два года почти на четверть! А без роста инвестиций невозможен и реальный рост экономики.
Прибыль предприятий и организаций снизится в течение следующей трехлетки на 4–5% по сравнению с показателями, заложенными в бюджетный проект, который принимался годом ранее.
Темпы снижения экспорта в 2021 году на 6% превысят темпы снижения импорта. Значит, правительству, проваливающему план масштабного импортозамещения, потребуются дополнительные валютные ресурсы на закупку зарубежных товаров. Что будет способствовать обесценению рубля, который с начала года уже подешевел на 20% по отношению к основным иностранным валютам. Результат – дальнейшее уменьшение покупательной способности граждан и снижение реальной заработной платы. И этим негативным процессам не положить конец до тех пор, пока будет сохраняться тотальная зависимость нашего рынка от импорта.
Между тем, фонд заработной платы в 2021 году вырастает, согласно бюджетному прогнозу, всего на 0,4% по сравнению с прошлогодним прогнозом. По темпам роста он будет в 10 раз отставать от прогнозируемой инфляции. И в 50 раз – от годовых темпов снижения курса рубля по отношению к доллару и евро. Это прямой путь к усугублению нищеты.
Свои рассуждения о якобы грядущем росте экономики авторы бюджета основывают на ими же обещанном увеличении потребительского спроса в предстоящие три года. Счетная палата в своем отзыве ставит такую перспективу под сомнение. И напоминает о риске дальнейшего падения реальных доходов граждан. На самом же деле при нынешнем курсе нужно говорить не о риске, а о фактической неизбежности еще большего обнищания народа. О каком увеличении потребления можно рассуждать в такой ситуации? Это откровенное шапкозакидательство, которым составители бюджета пытаются маскировать его опасные изъяны.
Антинародный принцип формирования бюджета красноречиво проявляется в постоянном снижении его доходов и расходов относительно валового внутреннего продукта.
ВВП – это сумма тех богатств, которые создаются трудом граждан. С каждым новым бюджетом его доходная и расходная часть по отношению к ВВП падает. Следовательно, все меньшая доля богатств попадает в казну, от наполнения которой зависит благополучие страны и общества.
За счет чего происходит это, по сути, преступное уменьшение? За счет того, что все большая часть прибыли утекает в карманы олигархии. Тем, кто эксплуатирует, достается все больше. Тем, кто трудится – все меньше. В этом и состоит сущность капиталистической экономики, прямо отраженная в цифрах, которые мы видим в новом проекте бюджета.
В текущем году ВВП России составит 107 триллионов рублей, а доходы бюджета – 17,8 триллиона, то есть 18% от ВВП. В следующем году ВВП увеличится до 115 триллионов. Но доходы бюджета вырастут меньше чем на триллион, а по отношению к ВВП снизятся до 16%.
Аналогичное падение по отношению к ВВП наблюдается и в сфере бюджетных расходов. Если в нынешнем году они составят 23,7 триллиона рублей, – 21% от ВВП, – то в следующем сократятся как в денежном выражении, – до 21,5 триллиона, – так и относительно ВВП – до 18,6%. Правительство не только урезает денежный размер государственных расходов на 9%, но и продолжает сокращать их долю относительно богатств, созданных трудом нашего народа.
Несколько лет подряд нас убеждали, что распределение бюджетных средств по нацпроектам обеспечит более эффективное использование финансовых ресурсов. Что будет способствовать научно-техническому прогрессу. Новый проект бюджета свидетельствует о том, что данный метод распределения теряет свой смысл.
Вот убедительное подтверждение этому. Годом ранее в бюджете на 2021-й на реализацию национальных проектов предусматривалось 2,5 триллиона рублей. Новый проект урезает эту сумму почти на 10% – до 2,3 триллиона. По сравнению с тем, что было обещано год назад, сокращается финансирование всех важнейших нацпроектов. А совокупные расходы на государственные программы сократятся в 2021 году на 3 триллиона 128 миллиардов рублей по сравнению с текущим годом. И даже в конце следующей трехлетки объем их финансирования не вернется хотя бы к объему нынешнего года.
Получается, что с ведома руководства страны у финансового руля стоят те, чья политика откровенно саботирует указания президента: остановить вымирание, справиться с массовой бедностью, достичь уверенного роста, войти в число ведущих мировых экономик. Проект бюджета, который нам подсовывают, не имеет никакого отношения к выполнению этих обещаний. Он подталкивает страну к прямо противоположным результатам.
Проект национальной опасности
Власть постоянно напоминает нам, что внешняя политика России становится все более независимой и уверенно опирается на растущую оборонную мощь. Но расходы бюджета по разделу «Национальная оборона» будут в 2021 году сокращены на 196 миллиардов рублей, или на 4%. Это категорически расходится с обещаниями укреплять безопасность нашего государства перед лицом внешних угроз.
Так же откровенно проект бюджета расходится и с уверениями об укреплении нашей экономической безопасности. В указе президента о национальных целях развития прямо заявлено: мы должны добиться технологического прорыва, который гарантирует нашу конкурентоспособность. Но чем это обеспечивается на деле?
Правительство заявляет, что на реализацию его плана восстановления экономики потребуется в общей сложности 5 триллионов бюджетных рублей. В Германии по линии правительства на восстановление экономики выделено, в пересчете на рубли, 52 триллиона, в США – 47 триллионов. Получается, что наиболее сильные страны в условиях кризиса инвестируют в поддержку национальной экономики в 10 раз больше, чем наша. Но при таком разительном отставании государственных инвестиций в развитие мы не можем быть конкурентоспособными и укреплять национальную безопасность.
Да, согласно проекту бюджета, на 2021 год намечается четырехпроцентное увеличение расходов на поддержку национальной экономики – до 3,3 триллиона рублей. Но, как прогнозирует кабинет министров, ежегодная инфляция в течение предстоящей трехлетки будет составлять те же 4%. Значит, в следующем году она «съест» эту прибавку. И в реальном выражении никакой прибавки не будет. А на 2022 год и вовсе запланировано сокращение этих расходов почти на 10% к 2021-му.
Ничего, кроме возмущения, не может вызывать и то, что государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2021 г. «усохнет» до 180 миллиардов по сравнению с 400 миллиардами нынешнего года. Сокращение в 2,2 раза – вот что правительство уготовило программе, самым непосредственным образом вытекающей из заявленных в указе президента целей: добиться интенсивного технологического роста экономики страны и ее вхождения в первую мировую пятерку!
В предыдущем проекте бюджета предусматривалось выделить в 2021 году на госпрограмму «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» 540 миллиардов рублей. А в проекте, который нам предлагают теперь, расходы на нее урезаются на 62 миллиарда – более чем на 11%. О каком вхождении в число мировых лидеров можно говорить при таком подходе к бюджету?
Образец честного и успешного труда, опережающие темпы развития показывают народные предприятия, работающие в тесном сотрудничестве с КПРФ. Среди них – известный во всем мире Совхоз имени Ленина под руководством кандидата в президенты России Павла Грудинина. Но его безостановочно осаждают криминальные рейдеры. А люди в погонах и судебных мантиях спокойно взирают на это. И за их спинами маячит все та же «пятая колонна» из высоких властных кабинетов.
Эти огрызки ельцинской эпохи не только не желают признать, что лучшие результаты сегодня показывают предприятия, управляемые коммунистами и основывающие свою деятельность на социалистических принципах. Они стремится полностью зачеркнуть этот опыт. Разрушить созданное теми, кто делом доказывает верность наших идей. Эффективность нашей программы и необходимость построения в России государства социальной справедливости.
Политика «пятой колонны» – это прямой путь к окончательной колонизации нашей экономики, к разгрому отечественной промышленности. В том числе и тех ее сфер, которые с вопросами национальной безопасности связаны в первую очередь.
Сегодня почти вся электроника, работающая в стране, – импортная. И это в эпоху цифровизации, о якобы успешном развитии которой в России рапортует власть! 9 из 10 самолетов в нашей гражданской авиации – это машины иностранного производства. Если «Боинг» и «Эйрбас», в соответствии с тактикой санкционной войны, прекратят поставлять нам запчасти, страна, охватывающая десять часовых поясов, останется без воздушного флота.
В конце сентября в Москве прошел форум «Микроэлектроника – 2020». На нем прозвучали тревожные выводы: иностранные компании, поставляющие готовые системы для российских гражданских самолетов, отказываются от сотрудничества с нами – даже без официального объявления санкций. За этим явно просматривается желание парализовать наше гражданское авиастроение. Аналогичные решения могут быть приняты в сфере микроэлектроники.
Вот пример: доля импортных деталей в компоновке лайнера «Сухой Суперджет 100» – 70%. Теперь производитель вынужден будет их замещать. На это потребуется 120–130 миллиардов рублей – сумма, за которую можно было разработать собственный, полностью отечественный самолет. Вывод руководства департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга, прозвучавший на форуме, таков: нужно срочно создавать собственную радиоэлектронную промышленность, иначе будет поздно. Это вопрос безопасности и суверенитета России.
Что же нам предлагают составители проекта бюджета? А они хотят урезать на 8 миллиардов рублей, то есть на 10%, и без того жалкие расходы по программе «Развитие авиационной промышленности». Год назад на нее обещали в 2021-м выделить 83 миллиарда, а теперь от этой суммы оставляют только 75. На те же 10% урезается важнейшая программа «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности». Можно сказать, что и в этом году на ее финансирование выделены копейки в сравнении с тем, что власть обязана в нее вложить – всего 10,4 миллиарда рублей. А на 2021 год от ее бюджета хотят оставить лишь 9,7 миллиарда.
Крайне опасная зависимость от зарубежной продукции сложилась и на российском рынке лекарств. Сегодня на нем 70% препаратов – импортные. Но и российские лекарства можно назвать таковыми лишь условно – 80% из них производится с применением зарубежных субстанций. Причем, как отмечают специалисты, и импорт готовых зарубежных препаратов, и импорт иностранных лекарственных субстанций в нашу страну в последнее время растет головокружительными темпами. Такая ситуация несет прямую угрозу здоровью вымирающей нации. Тем более, в условиях нарастающего внешнего давления и усиления антироссийских санкций, когда жизненно важные лекарства могут послужить средством не только экономического, но и политического шантажа со стороны наших иностранных недоброжелателей.
Учитывая новые вызовы, с которыми столкнулась наша медицина в условиях пандемии, только безумцы могут сомневаться в важности поддержки отечественной фармацевтики. Но на программу «Развитие фармацевтической отрасли и медицинской промышленности» в 2021 году планируют выделить всего 9,9 миллиарда рублей против 14,2 миллиарда в 2020-м. Сокращение на 30%! Иначе как прямым вредительством такой подход к федеральному бюджету назвать невозможно!
Курс деградации
Говоря о расходах на национальную экономику, нельзя не уделить особого внимания затратам государства на сельскохозяйственную сферу. Именно от нее зависит продовольственная безопасность страны, требующая доступности качественных продуктов питания для граждан и успешного импортозамещения в условиях враждебных санкций. Но планы, которые вынашивают составители бюджета, категорически противоречат этим задачам.
В рамках раздела «Национальная экономика» на текущий год в качестве расходов по подразделу «Сельское хозяйство» заложено 296 миллиардов рублей. В следующем году эта сумма, согласно проекту бюджета, уменьшится до 288 миллиардов – почти на 3%. В 2022-м она вернется к показателю в 296 миллиардов. Но в 2023-м ее ждет новое уменьшение до уровня 2021 года. А с учетом инфляции снижение расходов на сельскохозяйственную отрасль составит 14–15%. Относительно ВВП они тоже снизятся с жалких 0,3% в 2020 году до 0,2% в следующие три года. Для сравнения, страны ЕС вкладывают в сельское хозяйство порядка 15% бюджетных средств. У нас же оно, по сути, выведено из бюджетного финансирования.
Расходы по госпрограмме развития сельского хозяйства намечено в следующем году сократить на 43 миллиарда рублей – на 15%. В нынешнем году они профинансированы на 300 миллиардов, а на следующий год под них отведено только 257. Это абсолютно антигосударственный подход!
КПРФ предложила свою программу устойчивого развития сельских территорий, которую поддержал президент. Но кабинет министров фактически блокирует возможность ее реализации.
Финансирование госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» сокращается в следующем году на 13% – с 36 до 31 миллиарда. Невозможно поверить, что Минфин не мог найти средства, чтобы не усугублять ограбление русского крестьянина! Те, кто верстал бюджетный проект, просто не пожелали их искать. Потому что защитников олигархии и выгодного ей грабительского курса не волнует судьба тех, кто трудится на земле.
В стране каждый год бушуют лесные пожары. В этом году площадь выгоревших лесных массивов оказалась равна территории Австрии. А составители бюджета делают все, чтобы стало еще хуже. Расходы по бюджетному направлению «Лесное хозяйство» кабинет министров намерен сокращать и в следующем году, и в 2022-м, когда они составят три сотых процента от ВВП – 41 миллиард рублей против нынешних 44-х. Финансирование госпрограммы «Развитие лесного хозяйства» в 2021 году тоже сокращается – на 1,3 миллиарда по сравнению с 2020-м.
Любому здравомыслящему человеку ясно: обеспечить экономический рост в современных условиях можно только тогда, когда в реальную экономику внедряются новейшие научные достижения. Когда на предприятия приходят высокообразованные специалисты. Для этого наука и образование должны быть достойно представлены в бюджете государства. Что же обещают нам составители проекта бюджета 2021–2023 гг.?
На 2021 год запланировано семипроцентное увеличение расходов по разделу «Образование». Но годом позже они будут сокращены на 3%. Таким образом, с учетом инфляции, в бюджете образовательной сферы на 2022 год не будет реальной прибавки в сравнении с 2020-м. А у нацпроекта «Образование» в следующем году и вовсе отберут 5% финансирования.
КПРФ подготовила свой проект закона «Образование для всех». Он в полной мере отвечает задаче подготовки достойного кадрового резерва, позволяющего выйти на опережающие темпы развития в промышленной, научной, медицинской сфере. Множество авторитетных специалистов признали: стране необходимо принятие закона об образовании, основанного на нашем проекте.
Но те, кто держит в руках бюджетную политику государства, делают все, чтобы отечественные образование и наука не пошли по пути возрождения. Не стали локомотивом спасения России от одичания и деградации. Ее возвращения в число лидеров мирового развития.
На поддержку фундаментальной науки в текущем бюджете предусмотрено 195 миллиардов рублей – 0,2% от общей суммы расходов казны. И на протяжении всей следующей трехлетки расходы на фундаментальную науку будут составлять все ту же ничтожную часть от суммарных бюджетных расходов. Увеличение будет сугубо формальным – в пределах роста ВВП и уровня инфляции. Иными словами, реального увеличения не будет вообще.
Еще более плачевная участь отводится в проекте бюджета прикладной науке. Расходы 2020 года на нее – 772 миллиарда рублей. К концу следующей трехлетки правительство намеревается оставить от них в бюджете лишь 688 миллиардов, сократив финансирование на 11%. А если учесть, что даже официальный прогноз обещает минимум 12-процентный рост инфляции в 2023 году по сравнению с 2020-м, то, с поправкой на нее, произойдет сокращение финансирования прикладной науки почти на четверть.
Наконец, национальный проект «Наука», без успешной реализации которого тоже не может быть речи ни о каком технологическом прорыве, не только не получит дополнительного финансирования, но потеряет в 2021-м 200 миллионов по сравнению с ранее обещанной суммой.
При такой бюджетной политике, демонстрирующей откровенно издевательское отношение к отечественной науке, любые обещания добиться технологического прорыва и успешно развивать цифровую экономику оборачиваются блефом. О каком росте конкурентоспособности России, о каком увеличении производительности труда, о каком экономическом и социальном прорыве можно говорить, если нам вновь навязывают не проект развития, а проект одичания и деградации?
Что это, если не откровенно антинациональная политика, пронизывающая все бюджетные разделы, государственные программы и национальные проекты, от которых зависит будущее страны?!
Антисоциальные расходы
Социальные статьи бюджета с наибольшей ясностью показывают истинное отношение власти к народу. Чтобы в полной мере осознать, как обошлись с этими статьями авторы бюджета, необходимо напомнить о той, без преувеличения, социальной катастрофе, в которую погружается наше общество благодаря проводимому в стране курсу. О катастрофе, которая лишь приумножится, если федеральный бюджет будет сформирован на основе предложенного кабинетом министров проекта.
Число живущих за чертой бедности в этом году увеличилось в России на 1,3 миллиона и достигло 20-миллионной отметки.
Сегодня официальный прожиточный минимум – 11 468 рублей. С 2021 года его планируется повысить до 11 653 – на 185 рублей, или на 1,6%. Но даже явно заниженная официальная инфляция, которую правительство внесло в бюджетный прогноз на 2021–2023 гг., составляет порядка 4% ежегодно. То есть у нас нищенский прожиточный минимум растет в 2,5 раза медленнее официальной инфляции. Такая политика прямо провоцирует дальнейшее обнищание и ведет к социальному взрыву.
КПРФ давно настаивает: необходимо установить официальный прожиточный минимум в размере не ниже 25 тысяч рублей. При нынешних ценах это минимальный порог элементарного выживания. Но власть игнорирует это очевидное требование, потому что не желает, чтобы истинные масштабы нищеты отражались в официальной статистике. Ведь если прожиточный минимум будет реалистичным, количество официальных нищих как минимум удвоится.
Навязывая народу вероломную пенсионную «реформу», власть обещала компенсировать ее издержки за счет существенного роста пенсий у тех, кто их уже получает. Но и это обернулось обманом. Средняя пенсия в сегодняшней России – около 15 тысяч рублей. В 5–8 раз ниже, чем в США и ведущих странах Евросоюза. И в 2–3 раза ниже, чем в большинстве государств Восточной Европы и в бывших прибалтийских республиках.
Мы постоянно боремся за то, чтобы государство оказало действенную помощь детям войны, которые влачат жалкое существование, принципиально увеличило их нищенские социальные пособия. КПРФ восемь раз вносила в Думу соответствующий законопроект. Но «Единая Россия», демонстрируя откровенно издевательский подход к проблемам пожилых граждан, отказалась за него голосовать. «Партия власти» не желает помогать тем, у кого фашистские захватчики отняли детство, а нынешние проводники олигархического капитализма отнимают достойную старость. И составители нового бюджета тоже не пожелали вспомнить о них.
Действующий сегодня минимальный размер оплаты труда – 12 130 рублей. Министерство труда и социальной защиты пообещало, что со следующего года он вырастет до 12 792 – на 662 рубля. Подобные подачки – это не борьба с бедностью, а издевательство.
По данным специалистов, исследующих рынок труда, 56% наших граждан получают меньше 27 тысяч рублей в месяц. При этом средняя зарплата в стране, по утверждениям Росстата, добралась до уровня 52 тысяч. Но это именно «средняя температура по больнице», складывающаяся из доходов большинства – бедных и нищих – и доходов узкой прослойки богатых и сверхбогатых. И растет эта «температура» именно за счет последних. Как рапортует «Форбс», на фоне массового погружения граждан в бедность и нищету российские долларовые миллиардеры умудрились за время пандемии увеличить свое суммарное состояние еще на 20%. Теперь оно составляет без малого полтриллиона долларов, или 38 триллионов рублей – почти третью часть российского ВВП и полтора государственных бюджета.
В странах ЕС на содержание заключенного ежедневно тратится в среднем 66 евро. В рублях это 5900 в день и 177 000 в месяц по нынешнему курсу. То есть в 14 раз больше МРОТ, обещанного министерством труда. В 3,5 раза больше зарплаты, которая, по утверждениям Росстата, является средней по России. И почти в 7 раз больше той, в пределах которой находятся доходы большинства российских трудящихся.
В этом году рост цен на важнейшие продукты питания, такие как овощи, фрукты, хлеб и масло, составил от 6 до 20%. Они у нас дорожают в три раза быстрее, чем в Европе. Но при этом лишь усугубляется политика, играющая на руку крупным торговым сетям, находящимся в основном в иностранной собственности. И способствующим раздуванию продовольственных цен, наводнению прилавков низкокачественным импортом, вытеснению отечественной продукции.
Российским производителям перекрывают доступ к потребителю. Продолжает снижаться число розничных рынков и ярмарок. Их доля в продовольственном товарообороте сократилась до 4%. При этом на самих рынках постоянно снижается число продуктовых мест. Они вытесняются продавцами промышленных товаров – в основном зарубежных.
Снижение реальных расходов и рост цен не оставляют миллионам людей никакой иной возможности выжить, кроме погружения в долговую яму. На 42 миллионах граждан висят долги перед банками – это каждый третий работающий, пенсионер и студент. Их совокупная задолженность по кредитам уже превысила 20 триллионов рублей и приблизилась к сумме федерального бюджета.
Политика власти вынуждает нищающее общество жить взаймы. Обрекает народ на то, чтобы, пытаясь выжить сегодня, он в итоге становился еще беднее завтра. Но такая политика – это прямой путь к социальному взрыву. Приходится с горечью констатировать: социальная часть бюджетного проекта способствует не снижению, а очевидному повышению вероятности такого взрыва. Она направлена не на сокращение социального неравенства, добиваться которого обещал глава государства, в очередной раз вступая в должность, а на усиление опасного раскола в обществе.
Бюджет самого настоящего социального геноцида прямо провоцирует смуту. Предлагая нам утвердить его, кабинет министров, по сути, предлагает узаконить план дестабилизации политической ситуации в стране. Мы категорически не желаем этого.
Раздел «Социальная политика» потеряет в следующем году 3% финансирования, сократившись с 5,8 до 5,6 триллиона рублей. Еще 390 миллиардов составители бюджетного проекта намерены отобрать в 2021-м у государственной программы «Социальная поддержка граждан».
Программа «Содействие занятости населения» сокращается в 2021-м на 9 миллиардов. Это недопустимо в ситуации, когда у нас, только по официальным данным, безработица за время пандемии выросла в 5 раз!
Проваливая собственную политику, правительство стремится возложить как можно больше социальных расходов на региональные бюджеты. Государственный долг регионов по состоянию на 1 сентября 2020 года уже достиг 2,2 триллиона рублей – десятой части федерального бюджета. В этом году он вырос в 39 субъектах России – почти в каждом втором регионе. Об опасной неустойчивости региональных бюджетов напоминает в своем заключении на проект и Счетная палата. Но при этом финансирование раздела «Межбюджетные трансферты», от которого зависит помощь федерального центра регионам, в сравнении с текущим годом сократится на 17% в 2021-м и почти на четверть – в 2022-м!
Говоря о региональной политике, нельзя не высказать особую тревогу в связи с сокращением расходов по государственной программе «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа». Она будет ужата с 58 миллиардов в текущем году до 44-х в следующем. Урезание на 14 миллиардов – почти на 25%. Складывается ощущение, что федеральный бюджет верстают те, кто стремится еще больше разжечь и без того очевидное социальное недовольство на российском Дальнем Востоке. Вместо обещанного руководством страны укрепления наших дальневосточных рубежей и реализации плана активного заселения региона, с программой его развития обходятся самым циничным, абсолютно безответственным образом.
40% жилого фонда России находится в аварийном или предаварийном состоянии. Еще недавно власть заявляла, что считает его неотложное обновление одной из своих главных задач. Но на деле – снова обман. Бюджетный раздел «ЖКХ», согласно откровенно антисоциальным планам составителей проекта, потеряет 16% финансирования в 2021 году и еще 8% – в 2022-м. Если в текущем году на поддержку жилищно-коммунального хозяйства выделено 384 миллиарда рублей, то через два года она «похудеет» до 296 – на 88 миллиардов, или почти на четверть! Вдобавок к этому расходы по госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» урезаются в следующем году почти на 38 миллиардов. 5% финансирования правительство отнимает и у нацпроекта «Жилье и городская среда».
Как и в случае с другими важнейшими расходами бюджета, в течение следующей трехлетки будет уменьшаться доля социальных расходов государства относительно ВВП. В сфере образования – до 0,8% против нынешних 0,9%. В сфере здравоохранения – до тех же 0,8% против нынешних 1,2%.
В своей программе, в обращениях к обществу КПРФ настаивает: относительно ВВП расходы на образование необходимо увеличить минимум до 7% от внутреннего валового продукта, а расходы на здравоохранение – до 10%. Тем более – в такой сложной эпидемической ситуации, с которой мы столкнулись сегодня. Такова практика всех наиболее развитых экономически государств. И мировой опыт доказывает: если ей не следовать, невозможно рассчитывать на то, что у вас будет здоровое, образованное общество и сильная экономика.
Но те, кто отвечает за федеральный бюджет, не просто игнорируют эти требования. В части расходов, касающихся сбережения жизни и здоровья граждан, они устраивают самую настоящую вакханалию.
Идеология вымирания
Если в нынешнем году бюджетные расходы по разделу «Здравоохранение» составляют 1,3 триллиона рублей, то к 2023 году правительство собирается их урезать до 1,1 триллиона – на 200 миллиардов, или на 13% по сравнению с нынешними! Но и этого вероломства составителям проекта показалось мало. В дополнение к нему в 2021 году предусмотрено снижение на 194 миллиарда финансирования госпрограммы «Развитие здравоохранения». На 10 миллиардов, или почти на 4%, урезается в следующем году и национальный проект «Здравоохранение». Можно сказать, что в течение всей предстоящей трехлетки будет происходить откровенное ограбление медицинской сферы.
Это не забота о вымирающей стране, столкнувшейся с распространением опасного вируса. Это прямое пособничество эпидемии путем издевательского ужимания расходов на медицину, которому в принципе не может быть никаких оправданий. И которое невозможно охарактеризовать иначе как социальный геноцид.
В своем отзыве на проект бюджета Счетная палата упрекает правительство за то, что в его прогнозе не был учтен риск второй волны пандемии. Упрек справедливый. Но составители бюджета не только игнорируют риски распространения коронавируса. Он откровенно способствует тому, чтобы страна оказалась беспомощной перед любыми болезнями.
Вложения в прикладную науку, связанную с медицинской сферой, составят по итогам предстоящей трехлетки лишь одну десятую процента от расходов федерального бюджета и одну сотую процента от ВВП. В 2023 году они «похудеют» в сравнении с 2020-м на 28%. А с учетом инфляции – на все 40%! Что это, если не откровенное издевательство над отечественной медициной и над гражданами?!
Проект бюджета фактически отправляет в мусорную корзину и обещания власти заботиться о развитии массового спорта, активно развивать доступную и качественную инфраструктуру физического оздоровления нации. Затраты на государственную поддержку этого направления уменьшатся в 2021 году на 12% по сравнению с 2020-м, в 2022-м – на 2% по сравнению с 2021-м, а в 2023-м – на 16% по сравнению с 2022-м. За три года бюджетный раздел «Физическая культура и спорт» потеряет 30% финансирования!
Вот последствия того, что наша программа и наш бюджет развития упорно игнорируются. Вот результаты работы «партии власти», из года в год проталкивающей в Государственной думе бюджет вымирания.
Нужно говорить прямо: главными мишенями тех, кто дорвался до власти после предательского разрушения СССР, стали единство славянских народов, их независимость и демографическая безопасность. С начала 90-х коренное население России уменьшилось более чем на 10 миллионов. Прежде всего – в результате вымирания русского народа. Еще на 10 миллионов численность русских сократилась за пределами Российской Федерации. Двадцатимиллионные потери крупнейшего народа Европы, у которого капиталистическая вакханалия отобрала столько же жизней, сколько унесла Великая Отечественная война!
Под гнетом нищеты и других социальных бедствий рождаемость продолжает безостановочно снижаться практически по всей России. А смертность снова растет – в первую очередь из-за деградации медицины, лишенной достойной поддержки и отданной на откуп циничным коммерсантам. В половине российских регионов смертность опережает рождаемость в 1,5–2,5 раза. В стране происходит настоящая демографическая катастрофа. Только за первое полугодие 2020-го население России сократилось еще на 265 тысяч.
В сентябре аналитический центр НАФИ, с которым активно сотрудничают и государственные структуры, опубликовал результаты исследования, охватившего все регионы России: 51% молодых женщин не хотят иметь детей. Главные причины, которые они называют, – социально-экономические. Они не знают, как вырастить хотя бы одного ребенка при нынешнем курсе, от которого власть упорно не желает отказываться. При том курсе, который давит катком либерального фашизма самое святое, что есть в мире – счастье и чудо материнства.
В прогнозе правительства сказано: по итогам нынешнего года темпы вымирания будут в 10 раз выше показателей 2019-го. Они окажутся максимальными за последние 14 лет. Численность населения России упадет минимум на 350 тысяч. А за ближайшие пять лет – на 1,2 миллиона. И это с учетом миграции – коренное население будет вымирать еще быстрее.
Большинство демографов, комментирующих эти выводы, настаивает, что реальная ситуация может оказаться более катастрофической. И составители бюджетного проекта, похоже, делают все, чтобы это печальное предположение сбылось. Они не только обескровливают финансовые источники отечественной медицины и фармацевтики, но и урезают на предстоящие три года финансирование нацпроекта «Демография» на 10%!
Вот как проект бюджета отвечает на то, что среди важнейших государственных вопросов, заявленных президентом, названо скорейшее достижение демографического роста. Вместо реализации главных национальных целей, от которой зависит выживание России как суверенного и жизнеспособного государства, кабинет министров, по сути, отчитывается о национальной катастрофе. И верстает усугубляющий ее бюджет.
В мае я опубликовал обращение к гражданам и руководству страны под названием «Русский стержень державы». В нем заявлен призыв к укреплению государствообразующего русского народа – как условие сохранения нашего государства и всех народов, населяющих его. Казалось бы, наш призыв услышан – хотя бы отчасти. В Конституцию внесено дополнение о русском языке как о языке государствообразующего народа.
Но как это отражается в реальной политике, чем отвечают на это те, кто управляет экономикой и финансовой сферой? Они отвечают откровенной русофобией, демонстративным издевательством над главными духовными и нравственными скрепами нации – над ее культурой и языком.
Бюджетные расходы по разделу «Культура и кинематография» планируется сократить в течение ближайшей трехлетки на 16% в сравнении с 2020 годом. Абсолютно цинично обходятся составители проекта и с подпрограммой «Русский язык и языки народов России». В нынешнем году она получила и без того мизерное финансирование по меркам бюджета – 44,3 миллиона рублей. Но в 2021-м даже из этих средств отнимут треть – 15 миллионов.
Такой бюджет набрасывает финансовую удавку на российскую экономику, промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, науку, образование и культуру. На государственные программы, связанные с важнейшими национальными целями, и на ключевые национальные проекты.
Однако либералы из кабинета министров не только не желают признать свою прямую ответственность за политику, несущую стране разрушение экономики, деградацию медицины и образования, вымирание народа. Они не стесняются эту политику активно оправдывать.
Страна в долговом капкане
Один из главных аргументов, который правительство приводит в оправдание бюджетного проекта ограбления и деградации, звучит так: у государства нет достаточных средств, чтобы сверстать бюджет, действительно отвечающий ключевым национальным целям. Но это лживое объяснение.
Золотовалютные резервы России составляют почти 600 миллиардов долларов. По сегодняшнему курсу это около 47 триллионов рублей. В одном лишь фонде национального благосостояния сосредоточено 13 триллионов рублей. Мы настаиваем: эти средства необходимо направить на развитие экономики и социальной сферы. Только при этом условии можно достичь национальных целей, заявленных в указах президента и жизненно важных для страны. Только тогда можно сформировать необходимый бюджет развития, проект которого мы предложили.
Но есть и другие резервы, позволяющие сделать это и вывести страну на принципиально иной уровень развития. Однако, чтобы получить доступ к этим резервам, необходимо кардинально изменить политику в области контроля за выводом капитала, налогообложения, обеспечения порядка при расходовании казенных средств и использовании государственного имущества.
Согласно отчету Центробанка, в январе-сентябре нынешнего года отток капитала достиг 35,5 миллиарда долларов. Это на 66% больше, чем за первые девять месяцев 2019-го. В рублях сумма, выведенная олигархами в иностранные банки и офшоры, составляет 2,7 триллиона. Больше, чем отведено в проекте бюджета на финансирование всех национальных проектов вместе взятых! Если бы власть противостояла грабительскому выводу средств из России, вложения в нацпроекты можно было бы удвоить. И довести финансирование до уровня, действительно обеспечивающего их реализацию, а не имитацию таковой, которую нам предлагают сегодня.
В начале прошлого года я выступил с обращением под названием «Система либерального рэкета». Именно так можно охарактеризовать осуществляемую в нашей стране налоговую политику, приводящую к ограблению миллионов бедных и гарантирующую возмутительные финансовые поблажки узкой прослойке богачей. С тех пор эта политика не изменилась к лучшему. На планете практически не осталось государств, где сохраняется такая же, как у нас, плоская налоговая шкала, распространяющаяся и на нищих, и на олигархов. И в мире нет ни одной страны, где доходы богачей облагаются таким низким налогом, как в России.
Вот налоговая ставка для самых богатых, действующая в других странах: Бразилия – 27%, Индия – 30%, Канада – 33%, США и Япония – 40%, ЮАР – 43%, Великобритания, Италия, Испания и Австралия – 45%, Германия – 47%, Австрия – 50%, Нидерланды – 52%, Бельгия – 53%, Швеция – 56%. Если проанализировать среднемировые показатели, то мы увидим: в остальном мире налоговая нагрузка на богачей в 2–4 раза существеннее, чем в России, где они, по сути, отчисляют в казну такую же долю своих доходов, как бедные и нищие. А при среднем уровне заработной платы граждане в других странах отчисляют государству гораздо меньший процент доходов, чем у нас. Так, в Германии это 2,5%, во Франции – 5,5%, в Австралии – 10%. Малоимущие в большинстве стран вообще освобождаются от налогов.
Но российская власть, потакая олигархии, категорически не желает пересматривать налоговое законодательство в интересах большинства. И не использует налогообложение самых богатых в качестве эффективного средства пополнения бюджета, как это делают по всему миру, и как предусмотрено в нашей программе.
Царящие в сфере управления коррупция и безответственность не позволяют использовать в качестве такого средства и доходы, которые приносит государственное имущество.
Аудиторы Счетной палаты, проверявшие деятельность Росимущества по итогам 2017–2019 гг., пришли к выводу: в системе управления государственным имуществом царит хаос. У государства нет достоверных сведений о том, сколько предприятий ему принадлежит и какой объем собственности находится на балансе казны. Главный контрольный орган страны констатирует: у правительства нет информации о финансовых результатах деятельности большинства госкомпаний. Более 32 тысяч объектов государственной собственности вообще остались без учета. В бюджетной отчетности числятся государственные активы на сумму 9,3 триллиона рублей. А в реестре федерального имущества эта сумма сокращена до 2,6 триллиона – в 3,5 раза. В итоге государство лишилось активов, составляющих 6,7 триллиона. Это половина от средств, сосредоточенных в Фонде национального благосостояния и два годовых бюджета всех национальных проектов!
Но правительство по-прежнему не в состоянии навести порядок в сфере управления госимуществом и контроля за его использованием. Но продолжает оправдывать колоссальные изъяны федерального бюджета недостатком финансовых ресурсов, огромная часть которых разбазаривается благодаря безответственной политике самой власти.
При этом, под предлогом затыкания дыр в бюджете и поиска средств на финансирование антикризисных мер, кабинет министров намерен абсолютно недопустимыми темпами наращивать государственный долг.
В 2019 году его объем составлял 13,6 триллиона рублей – 12% от ВВП. По итогам 2020-го он увеличится до 20,4 триллиона и достигнет 19% ВВП. На следующую трехлетку правительство наметило дальнейшее раздувание госдолга, который в 2023 году составит уже 28,4 триллиона – 21,4% ВВП страны. Таким образом, относительно ВВП он вырастает за четыре года в два с лишним раза! Только на его обслуживание, то есть на выплату долговых процентов кредиторам безответственных госуправленцев – зарубежным банкам и российским олигархам, – в 2023 году будет потрачено 1,6 триллиона бюджетных рублей против 897 миллиардов в текущем году. Это половина от оборонных расходов России, запланированных на тот же 2023 год. А за всю предстоящую трехлетку придется отдать в виде процентов почти такую же сумму, которая требуется на реализацию антикризисного плана кабинета министров.
Раздел «Обслуживание государственного и муниципального долга» – единственный в проекте бюджета, по которому запланирован действительно существенный рост расходов. И не просто существенный, а гигантский – почти на 80% за три года! Спрашивается, с какой стати нужно множить займы, замораживая при этом уже накопленные гигантские резервы?
Это абсолютно авантюрная финансовая политика, полностью противоречащая государственным интересам! И прямым выражением такой политики, ее саморазоблачительным документом является проект федерального бюджета.
Фронт борьбы с либеральной эпидемией
Творцы системы либерального рэкета, прикрываясь «объективными издержками», вызванными пандемией коронавируса, навязывают России бюджет либеральной эпидемии. Это эпидемия абсолютно эксплуататорской, грабительской и, по сути, человеконенавистнической идеологии, которую, будто микробы, распространяют по стране антисоветские и русофобские огрызки ельцинско-гайдаровской «команды» разрушителей.
Мы предлагаем программу преодоления кризиса, программу национального спасения. Засевшие во власти последователи опустошительного курса 90-х продолжают реализовывать программу национальной катастрофы. Если высшее руководство страны по-прежнему будет склоняться к их программе, это закончится социальным взрывом и смутой, о которых мечтают идеологи майдана по-российски.
Но мы не вправе допустить, чтобы Россия пошла по такому пути. Противостоя либеральной эпидемии, распространяемой разрушителями, мы будем добиваться того, чтобы нарастающий протест общества против их политики обернулся не смутой, а справедливой, осмысленной и результативной борьбой за социальные преобразования в интересах большинства.
Историческая правда на нашей стороне. По всему миру система капиталистической эксплуатации доказывает свою несостоятельность и обреченность. Ее все яснее осознают не только ведущие экономисты. В США, Европе и Латинской Америке миллионы людей выходят на улицы, протестуя против вопиющей несправедливости, которую несет миру капитализм. И этот протест неизбежно будет нарастать на планете, где с каждым днем усиливается возмущение несправедливой системой, порожденной транснациональным капиталом. Тем капиталом, под диктовку российского филиала которого штампуются такие проекты бюджета, как представленный правительством Государственной думе.
В докладе о проблеме неравенства в мире, подготовленном специалистами Оксфордского университета, говорится: состояние 1% богатейших жителей планеты больше, чем состояние остальных 99%. Россия, которую вынудили отказаться от социализма, сегодня в числе мировых «чемпионов» по социальному неравенству. В нашей стране 10% самых богатых сосредоточили в своих руках более 80% финансовых средств. 1% крупнейших собственников владеет девятью десятыми совокупного национального богатства. Такое колоссальное расслоение общества не укрепляет единство, о котором так любит говорить власть, а создает угрозу социального коллапса. Но вместо политики, направленной на сокращение опасного неравенства, нам предлагают все новые русофобские и антисоветские «спецоперации» ненавистников идеи социальной справедливости.
В числе таких «спецопераций» – и навязываемый нам проект бюджета. Этот проект не только исключает возможность его поддержать. Он доказывает необходимость активизировать нашу борьбу с силами разрушения и деградации. Именно этому был посвящен наш октябрьский пленум, в центре повестки которого – формирование Народного Патриотического фронта. Укрепление и расширение союза КПРФ и патриотических сил, разделяющих нашу программу. Борьба за права трудящихся и национальные интересы России.
Чтобы вытащить страну из кризиса, проводимой сегодня политике необходимо положить конец. Если мы хотим сохранить реальный суверенитет, преодолеть демографическую катастрофу, успешно и самостоятельно развиваться, пора от разговоров о национальных целях переходить к реальным действиям на благо страны и ее граждан. И создать для таких действий финансовую основу – бюджет национального возрождения.
Сделать это можно только при условии формирования правительства народного доверия и кардинальной смены курса в соответствии с нашей программой. Только сбросив ярмо криминального капитализма и пойдя по пути социалистического обновления. Если народ в полной мере осознает это, мы сможем положить конец угрожающей нашей Родине либеральной эпидемии. Остановить вакханалию «пятой колонны». Успешно противостоять каким угодно противникам и достойно ответить на любые вызовы времени.