Из последних, считай, самых свежих: Российские власти потратят ?65 млрд на высокоскоростной интернет в Арктике. Минтранс России, Росморречфлот и ФГУП «Росморпорт» начали строить высокоскоростную линию связи в Арктике, которая пройдет от Мурманска до Владивостока. Информацию опубликовали на сайте Росморречфлота. В презентации проекта указана его стоимость – 65 млрд рублей. Деньги выделят из государственного бюджета. Неужели уже и белым медведям с моржами без интернета никак нельзя?
Гендиректор ФГУП «Морсвязьспутник» Андрей Куропятников тут же успокоил местных жителей, мол, эта сумма не учитывает возможность строительства дополнительных ответвлений. Линии до населенных пунктов будут строить на деньги заказчиков. То есть, хочешь «притащить» кабель в поселок, к избушке – плати. Бюджетные 65 миллиардов потратят исключительно для возможности интернет-общения полярников с белыми медведями. А какие могут быть доходы с белых медведей? За шкуру можно и в тюрьму угодить, эти мишки в мировой Красной книге. Я совершенно не против интернета в Арктике. Вон Маск уже забросал весь космос своими спутниками и хочет накрыть бесплатным высокоскоростным интернетом всю планету. И делает-то это на свои доллары. Нет у него переживаний, что в какой-нибудь американской тьму-таракани студенты со школярами сидят без интернета и не могут поэтому домашку сделать.
В России же без интернета живет подавляющее количество населенных пунктов. Может, Арктика подождет? Уж больно отстала наша страна в целом. Заняла последнее место в рейтинге стран по подготовке к переходу на дистанционное обучение. По данным исследования платформы Preply, в России слишком низкая скорость мобильного интернета (в три раза ниже, чем в Канаде) и лишь 40% граждан имеют доступ к компьютерам (у лидера рейтинга Норвегии доступ к компьютерам имеют 94,5% населения).
Эх, скучно, наверное, детям в этих Норвегиях и Канадах! То ли дело у нас: чтобы поймать сигнал и добраться до онлайн-знаний, российским школьникам и студентам приходится взбираться на березы в мороз и сидеть на ведрах у дороги рядом с мобильной вышкой. Впрочем, что это, если не та самая «преемственность поколений»? Родители голосуют на пеньках и лавочках, дети учатся на березах и ведрах. Связь поколений крепка и стабильна!
Про студента из Омской области, который залезает по березе метров на 8, чтобы поймать Сеть и принять участие в дистанционной лекции, «Советская Россия» рассказала буквально на днях. Кто-нибудь подумал, что после того, как это стало известно самой широкой общественности, включая областных начальников, к нему отправили спецов наладить надежную связь с «большой» землей? Как бы не так. Посоветовали искать место на возвышенности по соседству…
Подобная картина по всей стране. В деревне Еврасово Череповецкого района Вологодской области школьники с ноутбуками ловят мобильную связь на улице, чтобы выполнить задания в рамках дистанционного обучения. Стабильного интернета в деревне попросту нет.
– В начале апреля дети и мы вместе с ними сидели на улице. Дети заканчивали 11-й класс. Впереди был ЕГЭ. Поэтому, в итоге, мы вынуждены были приобрести и поставить оборудование для интернета. Это обошлось в 14 тысяч рублей. Без учета установки. Родители девочки сделали то же самое. Дети стали делать уроки дома. Но видеосвязью всё равно было невозможно пользоваться. Интернет виснет, – рассказала жительница деревни Ольга.
Место под проводами у столба – единственное, где в деревне иногда ловит мобильная связь и интернет. Ольга также рассказала, что дети на фото учатся в школах Череповца.
– Наша школа закрыла года четыре назад 10-й и 11-й классы. Так что до школы, где пришлось доучиваться, – 120 километров. Осенью в деревню приехали еще семьи с детьми. Они также сейчас делают домашнее задание на улице, как наши недавно делали. Люди стесняются или боятся возмущаться. Некоторых детей специально привезли в деревню, потому что здесь безопаснее в эпидемию коронавируса. Меньше шансов подхватить эту заразу.
В департаменте образования Вологодской области сообщили, что проблему с дистанционным обучением должны решать в школе. Чтобы выбрать «индивидуальную траекторию обучения ребенка», родителям посоветовали обращаться в администрацию учебного заведения.
С первого дня дистанционного обучения у родителей появилось много вопросов к этому формату работы. У одних «все виснет», у других вообще нет дома необходимого количества гаджетов для обучения детей, кто-то работает, и за уроками приходится сидеть с вечера до поздней ночи, кто-то возмущен огромным количеством заданий. Поэтому пока остается единственное решение: ведро, у столба и с ноутбуком на коленях.
В башкирских деревнях проблема ровно та же, правда, решение ее несколько комфортнее. Жители деревни Кульметово Кигинского района бьют во все колокола, что школьники и студенты, а их около 40 человек, из-за низкой скорости интернета не могут обучаться дистанционно.
– В деревне нет условий обучаться дистанционно. Скорость интернета 100 килобит в секунду. Мы не можем загружать задания и отправлять их вовремя. Чтобы открыть одно задание, надо ждать около двух часов, – пишут жалобы родители детей. – Можете приехать посмотреть, сколько машин стоят на дороге, и в них дети сидят с ноутбуками.
На видео, выложенном в социальных сетях, показано: вдоль дороги выстроились машины, в которых сидят дети, и молодежь с ноутбуками. Автомобили родители паркуют на дороге у границы с Челябинской областью – только там устройства нормально ловят интернет. Местом обучения школяров и студентов стала Межевская дорога.
– Приходится вот так мучиться. В машинах по четыре студента делают уроки, кто-то в телефоне, кто-то в ноутбуке, – говорит голос за кадром.
Республиканские минобрнауки и минцифразвития Башкирии о том, что оптической линии связи в деревне Кульметово нет, естественно, знают, она вроде была в планах, но построить ее не получилось.
А пока каждое утро родители выезжают на трассу, и детвора, слушая преподавателя, пишет в своих тетрадях на сиденьях.
Такая же неразрешимая проблема и в деревне Кирзя Караидельского района. Дети отъезжают с родителями от дома на полтора километра и учатся в машине, потому что на их улице тоже нет интернета.
Из-за отсутствия нормального интернета, достойного такой великой страны как Россия, мучаются не только студенты со школьниками. Как выясняется, во многих регионах педагоги готовятся к пикетам. Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» уже направил в Минпросвещения предложения по срочным мерам по приведению системы образования в «работоспособное состояние». По словам оргсекретаря комитета Ольги Мирясовой, профсоюз рассматривает возможность проведения серии одиночных пикетов, чтобы донести свою позицию до властей. С вводом дистанционного обучения учителя и родители живут в ситуации крайнего напряжения, а Министерство просвещения РФ и региональные министерства «делают вид, что ничего не происходит и обучение во время эпидемии – это то же самое, что обычное обучение». Члены профсоюза настаивают на необходимости «…признать, что российское образование не готово к переходу на дистанционное обучение в массовом порядке. Речь идет в первую очередь об отсутствии технических средств, то есть банально для этого в стране нет надежного интернета в большинстве населенных пунктов, как и компьютеров у людей», говорится в обращении.
По ее словам, члены профсоюза постоянно просят власти обратить внимание на эти проблемы. «К сожалению, реакция пока такая: учителя сохранили рабочие места, это уже хорошо», – сетует Мирясова.
Смотришь на муки учителей и учащихся, сообщениями о которых перенасыщены социальные сети, читаешь возмущенные отклики по поводу того, что в России до сих пор 60 процентов населенных пунктов не имеют интернета, тогда как на дворе 2020 год. Накладываешь их на телодвижения отечественной власти, которая вместо того, чтобы обеспечить интернетом все города и веси, вколачивает 65 миллиардов рублей в интернет для моржей, белых медведей и малочисленных полярников, и невольно хватаешься за голову, понимая, что над нами всеми элементарно издеваются…