Российское золото рекой потекло на экспорт после того, как пандемия обрушила доходы от нефти и газа. В марте–апреле, когда спрос на углеводороды рухнул, а цена барреля в Европе опускалась до уровней конца 1980-х, банки продали 8,6 тонны – больше, чем за предыдущие 4 месяца вместе взятые. Один Сбербанк в апреле продал 5,5 тонны – треть всего золота, что имел в сейфах к тому моменту.
Хотя запрет на международные авиаперелеты оборвал традиционный канал экспорта золота – в багажных отсеках пассажирских лайнеров, банкиры вышли из положения, зафрахтовав чартеры, рассказал Интерфаксу источник в банке-участнике рынка драгметаллов.
С апреля было организовано специальное авиасообщение по оперативной доставке слитков в Великобританию, которая является крупнейшим торговым хабом для драгметаллов. Лайнеры вылетали в Лондон как минимум раз в неделю.
Тогда же правительство РФ решило выдавать добывающим компаниям генеральные лицензии на экспорт, де-факто открывая к двери к вывозу почти всего добываемого золота в стране.
По итогам года экспорт золота из России вырос в 2,5 раза и достиг 320 тонн, следует из данных Российского экспортного центра. Это принесло 18,5 млрд долларов валютной выручки – в 4,4 раза больше, чем годом ранее.
К продажам впервые за 13 лет подключился даже Банк России. В третьем квартале золотой запас ЦБ похудел на 1,2 тонны, или 400 тысяч унций. Сделки состоялись в июле (на 100 тысяч унций) и в сентябре (на 300 тысяч).
Хотя промышленный спрос на золото в мире упал до 11-летнего минимума, провал полностью компенсировали частные инвесторы, вкладывающие в драгметаллы через биржевые фонды.
По итогам года ориентированные на золото ETF получили 47,9 млрд долларов от клиентов и увеличили запасы на 877 тонн, оценивает World Gold Council.