В апреле кровавого 1993 года он был с трудом зарегистрирован, когда Юрий Любимов захотел по-барски и по-западному отбросить ненужных актёров, прошёл общие потрясения, 24 суда, утвердился без всякого государственного финансирования, стал явлением русской культуры. А недавно простился со своим основателем и художественным руководителем – Николаем Губенко. В горестные дни Жанна Андреевна Болотова, выдающаяся актриса и мудрая сподвижница, говорила, что Николай Николаевич рассчитывал на соблюдение договоренностей, которых он достиг с высокими московскими руководителями. Процитировала письмо одному из чиновников мэрии, где Губенко заявляет, что является «категорическим противником великовозрастных художественных руководителей, что намерен покинуть свою должность в театре». Там же Николай Николаевич предлагает: «Я просил бы департамент назначить моим преемником человека из труппы, которого коллектив изберет тайным голосованием на общем собрании труппы в присутствии представителей департамента. Таким образом можно избежать противостояния департамента и коллектива, как это случилось со старой «Таганкой» после отъезда Любимова и назначения Эфроса. Или более близкий пример – история с Театром имени Гоголя. Кроме того, будет сохранен репертуар, направление театра, которое он исповедует со дня своего основания: классика, поэтические представления, насущные проблемы человеческих отношений в наше время. И главное, будет сохранена труппа, которая за двадцать лет стала настоящей семьей. За долгие годы родилась своя режиссерская мастерская – шесть режиссеров, чьи спектакли идут на сцене, из которых можно выбрать достойную кандидатуру преемника». Он оставил великое наследие – сплоченную труппу и 23 полнокровных спектакля. И что?
Руководитель департамента культуры Москвы Кибовский еще на 25-летие театра распинался: «Это – мужской театр. Это – театр военный». И вот не успели отшелестеть ленты траурных венков, как в театре появился Михаил Швыдкой, до того на спектакли не заглядывавший, а вместе с ним Ирина Апексимова, руководящая театром за стенкой – как говорят, старой Таганкой. И вот именно ее – антипода Губенко по самой своей сути – утвердили на должность «общего руководителя». Коллектив «Содружества…» выступил против объединения с театром, возглавляемым Ириной Апексимовой, ссылаясь на творческое завещание Николая Губенко, который в качестве преемника видел одного из своих учеников. Но куда там! Как сказала Жанна Болотова в интервью не по ТВ, а на Ютубе: «Теперь уже никто не встанет на баррикады, как в 1993 году. Да и я не буду бороться. Не хочу говорить по-женски, но я чувствовала, что так и будет».
Но почему? В голове не укладывается. Театр Содружество актеров Таганки с его верностью традициям русского театра, серьезностью и поэтичностью и – мадам Апексимова, с упоением поющая «Мурку» на фоне пошлой кошки с коврика. Выдающийся режиссер-общественный деятель и одесситка из кордебалета, которую дважды не принимали в театральный вуз из-за ее акцента. Конечно, потом у троюродной сестры Ларисы Долиной был курс Олега Табакова и даже специализированные курсы в Нью-Йорке и Лондоне, но уровень-то остался. Она хвастается, что увеличила грудь до третьего размера, нарастила попу и сделала круговую подтяжку лица, чтобы играть… Дездемону. Отелло будет играть… ее сын, понятно, белый, назло американскому движению и самому Уильяму Шекспиру, которого они подредактируют, уберут ненужные вопросы, например: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?». Какие молитвы…
Из премьер, чтобы подчеркнуть новую линию «Содружества», на смену потрясающему спектаклю «Четыре тоста за Победу» с зовом святой крови павших солдат Апексимова подготовила грязный и кровавый залп по театру Губенко – постановку «28 дней, или трагедия менструального цикла». Причем это не какое-то откровение, оригинальное открытие, а повторение постановки в Театре.doc, где еще в позапрошлом году состоялась премьера спектакля «28 дней» по одноименной пьесе Ольги Шиляевой. То есть новое начальство театра Содружество актеров Таганки изощренно придумывало, чем унизить труппу и уничтожить сам дух коллектива, нагнуть тех, кто четверть века сопротивлялся постмодерну и либеральному беспределу. Пьесу с нечистой кровью – нашли…
Только что на 83-м году скончался другой истинно народный актер – Андрей Мягков. Он давно ушел в себя и сторонился мира и общества. Мастер сказал в интервью: «С 2010 года я перестал сниматься в кино. Мы так бесстыдно подражаем американцам! Боевики, драки, бесконечный экшен. Кино стало бесчувственное, бессердечное. Это не русское искусство. Его мы забросили совершенно. У советского кино было свое лицо, а сейчас его взяли, повернули затылком и нарисовали на нем американскую физиономию». А теперь уже не затылком поворачивает Апексимова, а другим местом. И – ничего не рисует… Голое оскорбление памяти народного любимца и создателя последнего русского театра в Москве. Позор министерству культуры и городским властям!