В РФ извращено правовое государство

Какое же государство является правовым?

Отвечает Ю.П. СИНЕЛЬЩИКОВ:

— То, которое последовательно реализует волю суверенного народа путем создания целостной, обладающей внутренним единством правовой системы и путем беспристрастной реализации правовых норм. К сожалению, с момента зарождения современной России назначение государства правовым было извращено, и мы всё более приближаемся к обществу правового бескультурья. 

Недавно исполнилось 30 лет с того дня, как народы СССР однозначно высказались за сохранение территориальной целостности страны. Это произошло на свободном, по нынешним временам, абсолютно открытом демократическом референдуме, на котором каждая сторона могла без всякого административного ресурса агитировать за свою точку зрения.

Однако родоначальники современного Российского государства цинично саботировали это общенародное решение. Происшедшее в 1991 году и в последующие годы было сигналом к тому, что на волю народа и закон можно наплевать.

В 90-х годах правовой беспредел процветает. Он проявляется в высокой общеуголовной преступности, росте многочисленных форм злоупотреблений чиновников, коррупции, разворовывании государственной собственности. Создаются основы избирательной системы, основанной на обмане и подтасовках. Понятие «законность» в эту пору не в почете. В марте 1995 года с грубыми нарушениями закона изгнан со своего поста ярый сторонник идей правового государства прокурор Москвы Пономарев. Главным организатором и исполнителем этой грязной акции стал лично Ельцин.

В начале 2000-х годов органы прокуратуры подвергаются невиданной ранее массовой чистке. В 2003 году со своей должности уволен первый заместитель прокурора Курской области Изотов. Это была расправа за попытки безупречного законника сражаться с коррупцией, в том числе и в самой прокуратуре. Он был уволен генеральным прокурором по сокращению штата, в то время как должности первых заместителей прокурора всех субъектов предусмотрены в федеральном законе. За свое восстановление Изотов последовательно боролся аж четыре года и вернулся все-таки на работу после решения Верховного суда.

Начиная с выборов в Государственную думу 2003 года, избирательный процесс в России становится исключительно управляемым со стороны исполнительной власти

 

Начиная с выборов в Государственную думу 2003 года, избирательный процесс в России становится исключительно управляемым со стороны исполнительной власти. На выборах в Госдуму 2011–2016 годов мы встретились с крайним цинизмом властей. В отдельных регионах России местные руководители вообще не обращали внимания на происходившие избирательные процессы. Просто по окончании выборов они вписывали в итоговые протоколы те проценты, которые считали разумными, с тем чтобы, как мне сказал один большой чиновник, не пришли к власти шариковы. 

Высшей точкой чиновничьего беспредела явились выборы в Приморье. В сентябре 2018 года там прошло повторное голосование на выборах губернатора края, где баллотировались кандидаты от КПРФ и «Единой России». Голосование прошло с массовыми нарушениями законодательства. Эти противозаконные действия явились предметом рассмотрения избирательных комиссий разного уровня.

В постановлениях Центризбиркома от 19 сентября 2018 года отмечалось: «В ряде случаев, преимущественно на завершающем этапе, имели место серьезные нарушения законодательства о выборах, вброс избирательных бюллетеней, изменение данных, содержащихся в итоговых протоколах участковых комиссий, несоблюдение установленного порядка обработки итогов голосования территориальными комиссиями, принуждение избирателей к участию в голосовании, подкуп избирателей». 

ЦИК постановила рекомендовать избирательной комиссии Приморского края признать результаты выборов недействительными и направить материалы в федеральные правоохранительные органы. В принятом решении избирательной комиссии Приморья результаты выборов признаны недействительными. Правоохранительные органы всех уровней получили значительное число заявлений граждан с требованием о возбуждении дела, однако имевшиеся материалы не повлекли за собой даже попытки правоохранителей дать правовую оценку этим явлениям. Неоднократные обращения фракции КПРФ в различные федеральные органы ни к чему не привели. Наши обращения отфутболивались из одного органа в другой и осели в архивах. 

В последние годы в интернете и иных средствах массовой информации появляются многочисленные материалы гражданина Навального о злоупотреблениях и коррупции руководителей федерального уровня. На протяжении осени прошлого года интернет и СМИ были переполнены информацией о покушении на жизнь Навального. О факте отравления Навального, помимо самого Навального и его соратников, сообщали правительство Германии, эксперты из Франции и Швеции, Организация по запрещению химического оружия и другие. 

Сам Навальный в одной из передач назвал фамилии сотрудников спецслужб, которых он считал соучастниками отравления. Тем не менее уголовное дело по упомянутым сообщениям не возбуждено, лица, которых называет виновными Навальный в злоупотреблениях, не наказаны, Навальный ни к каким формам ответственности за предполагаемую клевету, в том числе в отношении конкретных лиц и в отношении президента, не привлечен. 

Надо понимать, что эти события рано или поздно обязательно будут расследованы в установленном порядке. 

Принятие уголовно-процессуального решения по сообщению о преступлении — это не право, а обязанность правоохранительных органов

 

Обращаю внимание на то, что принять уголовно-процессуальное решение по сообщению о преступлении – это не право, а обязанность правоохранительных органов, органов расследования. С учетом этого необходимо исполнить уголовно-процессуальный закон и поставить точку на этой истории незамедлительно.

Без малого год назад принята новая Конституция. Поправки в Основной закон продолжают обсуждать юристы и политики. Однако на сегодня в юридическом сообществе вызывает критику и возражения не столько то, что президент получил непомерную власть и иммунитет, а то, что Конституция стала более непритязательной, противоречивой и даже примитивной. Работать по такому закону невозможно.

Так, статья 83 Конституции и принятый в 2020 году закон о Госсовете предполагают отказ от принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, который провозглашен в статье 10 действующей Конституции. Закон о Госсовете говорит о единой системе публичной власти, которая в самом верху объединена под рукой президента. Создание Госсовета противоречит основам конституционного строя России.

Принятыми поправками дополнена статья 132 Конституции, которая теперь устанавливает, что органы местного самоуправления и органы госвласти входят в единую систему публичной власти Российской Федерации, а это напрямую противоречит действующей статье 12 Конституции, в соответствии с которой в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Цитирую: «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». 

Статья 79 Конституции дополнена положением о недопустимости исполнения в России решений международных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их исполнении, противоречащем Конституции. Указанная поправка противоречит положению части 4 статьи 15 Конституции, установившей, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Замечу, что начавшаяся в нашей стране пять лет назад тенденция к игнорированию международного права вполне гармонирует с отказом России участвовать в Римском статуте Международного уголовного суда (МУС).
Международный договор, учредивший этот суд, принят на дипломатической конференции в Риме в июне 1998 года и вступил в силу в 2002 году.

Статья 27 этого статута устанавливает, что он «применяется в равной мере ко всем лицам, без какого бы то ни было различия на основе должностного положения, в частности, должностного положения главы государства или правительства, члена правительства или парламента, избранного представителя или должностного лица правительства, ни в коем случае не освобождает такое лицо от уголовной ответственности, согласно настоящему статуту, и не является само по себе основанием для смягчения приговора».  

Россия подписала статут 13 сентября 2000 года, до 2016 года не ратифицировала, а в 2016 году президент Путин подписал распоряжение об отказе России участвовать в Римском статуте. Дмитрий Песков заявил, что выход из юрисдикции МУС продиктован именно национальными интересами.

Завершая выступление, хочу заметить: разрешить на сегодня многие сложившиеся в нашем государственном строительстве и правоприменении противоречия можно будет только путем созыва Конституционного собрания. 

Соответствующий проект закона фракция КПРФ внесла 6 марта 2020 года. Учреждение этого органа стало бы серьезным вкладом в дело создания в России правового государства. 
 

Другие материалы номера

Приложение к номеру