После кризиса

Об этом сообщила транспортная компания Inchcape, добавив, что контейнеровоз при помощи буксиров двигается на север в сторону озер, где будет произведен его технический осмотр.

Севший на мель контейнеровоз, ходящий под панамским флагом (но владельцем судна является тайваньская компания), вызвал обеспокоенность из-за убытков, которые могут составить сотни миллиардов долларов, простаивания десятков судов и блокировки нескольких маршрутов для перевозки грузов между Европой и Азией. Все это побудило некоторые страны заговорить о поиске альтернатив Суэцкому каналу.

Мировая торговля может оказаться в серьезном проигрыше из-за блокировки Суэцкого канала. По оценкам крупнейшей немецкой страховой компании Allianz, неделя блокировки канала обойдется мировой экономике в 6–10 миллиардов долларов, не считая скачка цен на транспортировку, производственные затраты и страховку.

Цены на нефть также пострадали от блокировки Суэцкого канала. Они выросли на 6% менее чем за 48 часов после того, как панамское судно село на мель. Это относится и к ценам на другие товары, так как на маршрут через Суэцкий канал приходится 10–15% всех морских перевозок в мире.

Согласно данным Lloyd’s List, реальные убытки превышают оценки немецкой страховой компании Allianz. Он сообщил, что блокировка Суэцкого канала севшим на мель контейнеровозом Ever Given приносит ежедневный ущерб в размере 9,6 млрд долларов. Иными словами, блокировка канала обходится в 400 миллионов долларов в час.
Суэцкий канал является главным транспортным коридором между Востоком и Западом. По оценкам Lloyd’s List, движение судов в западном направлении стоит около 5,1 млрд долларов в день, а движение в восточном направлении – примерно 4,5 млрд долларов.

Суэцкий канал – один из основных столпов египетской экономики. Он является наиболее стабильным источником национального дохода, приносящим египетской казне примерно 5,6 млрд долларов в год. По оценкам экспертов, Египет ежедневно теряет около 15 миллионов долларов из-за блокировки Суэцкого канала. В эту сумму входят деньги за проход судов по каналу, которые страна еще не успела собрать из-за остановки судоходного движения, а также стоимость услуг транспортных, погрузочных и разгрузочных служб, работающих в городах, граничащих с международным транспортным коридором.

Арабские государства, особенно страны Персидского залива и Северной Африки, зависят от Суэцкого канала, который является основным коридором для транспортировки товаров и топлива. Эти страны являются крупнейшими импортерами в регионе, что делает их главными проигравшими в сложившейся ситуации.

Процент потерь варьируется от страны к стране. Например, через Суэцкий канал в Марокко поступает 10% товаров из азиатских стран, в частности из Китая. Если говорить о Египте, то эта отметка возрастает до 18%.

Что касается стран Персидского залива, то, по оценкам экспертов, от 1 до 1,5 миллиона баррелей нефти ежедневно отправляется через Суэцкий канал на рынки Европы, Турции и других стран. С другой стороны, страны Персидского залива зависят от потребительских товаров, поступающих из Европы и Северной Африки через Суэцкий канал. Они составляют 20–30% от общего количества поступающих товаров, поэтому эти страны наиболее остро ощущают кризис.

Есть и другие страны, по которым кризис ударил еще сильнее. Речь в первую очередь идет о государствах, зависящих от бесперебойного торгового движения через Суэцкий канал. Например, Сирия. Блокировка судоходного движения задержала жизненно важные поставки и усилила кризис энергоносителей в стране. Европа, Китай и США также оказались в числе тех, кто пострадал от блокировки Суэцкого канала, так как для них он является основным торговым маршрутом, через который они доставляют товары друг к другу или на Ближний Восток и в арабские страны.

Европейский союз является крупнейшим торговым партнером арабских стран. Более 2/3 товаров, которыми обмениваются Германия и Китай (самый важный немецкий торговый партнер), проходит через Суэцкий канал. Это вызывает серьезную обеспокоенность. Заместитель исполнительного директора Европейского союза Хольгер Лох заявил: «Логистика между Азией и Европой находится под угрозой. Это создает серьезную проблему для различных отраслей промышленности, в том числе для автомобильной промышленности».

NoonPost (Египет)