У нас – единая опора

…Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной милой,

Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовем!

 М. Лисянский, А. Долуханян 

Да, нет спора, земля наша великая. Просто огромная! Сколько временных поясов надо пересечь, чтобы пролететь с запада на восток! А сколько племен и народов проживают на этом пространстве! Такие просторы и такая народная сила! А нас взяли и этак легонько пхнули и Развалили! Как так? А вот так – не силой. Нет! Дело в подлости руководства… и нашей инфантильности.

Хотя однозначно я продолжаю относить себя к гражданам Союза Советских Социалистических Республик, тем не мене значительную часть моей жизни я прожил в Казахстане. Но все же я и потомственный якутянин. Родился во время ледохода, прямо на берегу великой Сибирской реки Лены. Фамилией обязан есаулу сибирского казачества, преодолевшего со своей ватагой водораздел Енисей–Лена и вышедшего на западные просторы Ленского бассейна в 1632 году.

Школу закончил в г. Якутске, и уже далее: студент Казахского госуниверситета им. С.М. Кирова, химического факультета (г. Алма-Ата, Казахская ССР), научный сотрудник ВНИИЦветмета (г. Усть-Каменогорск, Казахская ССР), ИМиО (АН Казахской ССР, г. Алма-Ата), Институт «Гидроцветмет» (Новосибирск) и ИХТТМ (СО РАН г. Новосибирск). 

Таким образом, если своим рождением я обязан далекой Якутии, то формированию как специалиста и человека я обязан Казахстану. Поэтому мне не безразличны коллизии, происходящие в этой республике. 

Из всех зол, обрушившихся на Советскую страну после предательского развала, особенно болезненно я переношу очернение и поругание нашего межнационального братства. Попытки развала и стравливания осуществлялись и ранее – скажем, в период окончания Первой мировой войны. С этой целью были спровоцированы Гражданская война и широкомасштабная интервенция с целью оккупации и с последующим провозглашением «независимости» территорий. Активные столкновения, включая крупные дипломатические конфликты и боевые действия, имели место между молодой Советской республикой и Англией, Ираном, Ираком на Кавказе. Критическое положение длительно сохранялось практически со многими европейскими государствами. Мотивами всех случаев напряженности являлись искусственно разжигаемые пещерный национализм и русофобия.

И, тем не менее, после окончания Гражданской войны Наркомнацу во главе с И.В. Сталиным удалось сохранить значительно территорию государства в границах бывшей империи. И построить могущественный СССР. А главное, что сумел предотвратить Иосиф Виссарионович Сталин (об этом нынешний официоз помалкивает), в результате упорной борьбы удалось разгромить троцкизм – эти метастазы мировой финансовой империи, предотвратить мировой пожар перманентной революции и создать могучий Союз Советских Социалистических Республик.

***

СССР доказал свою мощь и величие в годы Великих строек и разгроме фашизма в Великой Отечественной войне (ВОВ). Тогда на огненных рубежах ВОВ: под Москвой, Сталинградом, Ленинградом, Курском и Орлом, стояли насмерть плечом к плечу солдаты всех национальностей Советского Союза. Вся Страна ковала Великую Победу! Цена ей – 27 млн жизней наших, советских людей… Соотечественников! Независимо от национальности.

Будучи в г. Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), на набережной Героев ВОВ, я как-то подсчитал: 112 плит Героев СССР! Это только из одной небольшой области республики! Из них 16 плит принадлежат казахам. Вначале удивился малому числу казахов, а потом все понял. В период индустриального развития страны (1920–1930-е годы) ставилась задача вывода некогда отсталых регионов на уровень современно развитых индустриальных республик. С этой целью рассматривались и территориальные проблемы.

В частности, большие промышленно развитые районы (прежде российские) были переданы степному Казахстану. Это, по существу, весь Восточный Казахстан – ранее относящийся к Рудному Алтаю. Также Казахстану была передана вся казачья территория так называемой «Горькой Линии» со всеми промышленными русскоязычными городами и поселениями. Значительную территорию Казахстан получил и в Прикаспии. Так, ленинским лекалом уравнивания пошли по всей стране. Население эти пертурбации не волновали, поскольку была одна большая страна, в соответствие с Конституцией, единая для всех с едиными правами, обязанностями и хозяйством. И если бы не осуществили развал Союза, все было бы в порядке вещей. Как изначально…

Решение промышленных, хозяйственных и социальных вопросов обеспечивалось в советское время Центром за счет перераспределения ресурсов страны и, как правило, с приоритетом для национальных республик над Российской Федерацией. В свое время в республиках строили и вводили в строй ударными темпами целые заводы и города. Наряду с промышленностью в республике развивалась социальная сфера: литература, театральное искусство, спорт и т.д.

Такая структура хозяйственного взаимодействия может успешно функционировать только в условиях слаженной системной общесоюзной ее организации, предельной ответственности и напряжения центрального руководства. Поэтому в 1939 году в беседе, реальность которой утверждается целым рядом публикаций, с А.М. Коллонтай И.В. Сталин и высказал беспокойство по поводу возможного возрождения в мировом масштабе националистических течений, с разжиганием национальной розни, вражды: «…Появятся вожди-пигмеи, предатели своих народов…»

Чтобы создать идеологический разброд и привлечь на свою сторону народы СССР, населяющие Юг России, исповедующие ислам, немецкая агентура интенсивно использовала турецких религиозных проповедников, подпольно сохранившихся еще с Гражданской войны, они работали на немецкую разведку в качестве пятой колоны на территории СССР. Этот национал-сепаратизм страна почувствует в полной мере уже в грозном 1941 году. Несколько примеров. Так, в Крыму порядка 11 тыс. отмобилизованных в Красную армию местных мужчин крымско-татарской национальности через месяц оказываются в карательных формированиях вермахта. На их счету окажется более 120 тыс. уничтоженного местного населения. Не лучше вели себя и предатели во временно оккупированных районах Северного Кавказа. Газеты времен перестройки сообщали о фактах предательства. Так, в частности, чечено-ингушские бандформирования осуществляли вылазки с тыла на держащие оборону советские части. При ночных нападениях местных банд в г. Грозном были вырезаны все раненые и персонал госпиталя (более 1000 человек) и эвакуированного из Минска детдома и др. Сформированные из национал-предателей подразделения осуществляли системное истребление мирного населения. 

Также было установлено органами Смерш, что до 60% мужского населения Республики Немцев Поволжья были связаны с немецкой разведкой. И др.

В этой обстановке, чтобы не подвергнуть мирное население полному уничтожению в ходе боевых операций, была произведена депортация его из отдельных, подвергаемых возможной опасности прифронтовых районов, в глубокий тыл. В частности, в Казахстан, Узбекистан и др. В противовес либеральному краснобайству, если ознакомиться с опубликованными условиями депортации и эвакуации в тыл тысячи наших предприятий с рабочим персоналом, то сравнение будет не в пользу бумагомарателей. Элементарный анализ по всем позициям показывает правильность этого решения по депортации. Так, маленький пример, сравнение послевоенного роста народонаселения показывает, что число чеченцев к 1950 г., по сравнению с довоенным, увеличилось в 2 раза, а русских – всего на 0,2 (!). Этот убийственный показатель показывает ясную суть событий и беспредметность всякого рода стенаний в пользу всякого рода критики. 

***

В США сразу же после войны была разработана даллесовская программа по ликвидации СССР. И нужно признать, что первый этап по разложению социалистического лагеря был «успешно» выполнен. 

В период «перестройки» три подлеца (первые секретари КПСС союзных республик: Ельцин, Кравчук и Шушкевич) при активном руководстве американских спецслужб, тайно встретились и подписали приговор величайшей Стране Советов! Совершив тем самым государственное преступление! А где были лидеры других республик? Члены Политбюро? Органы госбезопасности? Почему они не воспользовались законом и не остановили этот процесс распада и не привлекли к ответственности этих предателей-сепаратистов? Их, возможно, тоже устраивало быть «царьками независимыми» в своих вотчинах? По разговорам, первый секретарь Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев был против развала страны! Первый секретарь Узбекистана Каримов тоже. Почему они не предприняли даже попытки, чтобы предотвратить это преступление? Ведь у них в подчинении были крупнейшие военные округа! Нужны были только команда, приказ. Как мне сказал один отставной подполковник, армия ждала приказа и была готова его выполнить. 

Ни команд, ни приказов не последовало… Что это? Трусость, некомпетентность… или же подлость «вождей-пигмеев»… А может, скорей всего, удобно было сидеть в Алма-Ате, в Ташкенте, а за тебя все решат в Москве… Возможно, если бы на посту партийного лидера Казахстана оставался Динмухамед Ахмедович Кунаев, то он, возможно, смог бы пойти по достойному руководителя республики пути. А у этих «вождей» оказалась «тонкая кишка». Не хватило чувства ответственности за великие социалистические идеалы.

Развал социалистической системы, дополненный чубайсовской приватизацией, привел практически к краху экономику Российской Федерации. Народное достояние растащили титулованные жулики, всякие чубайсы, ходорковские, абрамовичи, медведевы, авены и прочие дерипаски…

В то же время Казахстан, отказавшийся от модернизации экономики республики по «программе 600 дней» по Явлинскому и приватизации производства (разграбления) по Чубайсу, а также оставив за собой большой процент промышленного потенциала СССР (например, не менее 70 % общесоюзной металлургической отрасли), сохранил достаточно прочные производственные позиции. И упрочил свою независимость созданием своей новой столицей. В республике был сохранен промышленный потенциал!

И все же, несмотря на все положительные практические организующие действия руководства, процесс распада СССР, его причины в данном случае казахстанской интеллегентщиной трактуются целиком с позиций пресловутой «национальной независимости». От кого? От чего? Как ножом по сердцу! Однако уже современный опыт показал неминуемую опасность «независимому» государственному субъекту в одиночестве противостоять всем эпохальным вызовам нестабильного современного миропорядка (примеры тому Югославия, Ирак, Ливия и некоторые другие. «независимые» страны, подвергнутые «цветным революциям»). Для оправдания этого состояния выдвигаются весьма сомнительные инсинуации. Как правило, в масштабе образующейся «независимой» республики придумываются различного рода мероприятия по ревизии прошлого, «исправлению» всякого рода «ошибок» и всякая другая несуразная чушь в самом широком диапазоне жизнедеятельности страны. Печально, но по имеющемуся опыту Казахстан также начал свое национальное переустройство с постыдных ревизий духовных и исторических ценностей, русофобии.

Так, отдавая должное усилию С.М. Кирова в наведении должного порядка в Казахстане, его имя было присвоено первому университету, открывшемуся в 1934 году в г. Алма-Ате. Что касается другого, современного титула для университета с именем Аль-Фараби, то этот ученый средневековья принадлежит всем государствам Средней Азии. Поэтому здесь надо бы считаться с этикой. 

Поэму старейшего казахского акына Джамбула Джабаева, посвященную Сталинской Конституции, до ВОВ знала даже детсадовская детвора. Далее. Как набат, как призыв к борьбе звучал на всю страну из радиорепродуктора голос Левитана, читающего призыв и восхищение Джамбула мужеству и стойкости ленинградцев-блокадников:

«Ленинградцы, Дети мои!/Ленинградцы – Гордость моя!» 

Бывая в Казахстане, я тщетно пытался найти хоть какой-либо сборник его произведений. Все, что когда-то было названо его именем, переименовано и убрано из памяти полностью. Официальная позиция: все творчество Джамбула – это будто бы стихи его штатного горе-переводчика.

Также, когда в «Назиданиях» Абая Кунанбаева официоз усматривает крамолу, то ссылаются на неправильный перевод переводчика. Гейне считал, что переводчик у прозаика – это редактор, и не более, который выстраивает текст, сохраняя авторскую специфику текста. В то же время для поэта переводчик является соавтором. Когда же сочетается талант писателя и талант переводчика, то рождается тот шедевр, который в одинаковой степени обогащает литературу обоих народов. Среди выдающихся произведений казахской литературы XX столетия ведущих казахских писателей Мухтара Ауэзова, Сабита Муканова, Ильяса Есенберлина, Ивана Шухова и других, ярко высвечивается русское издание (1983–1986 гг.) трехтомной исторической эпопеи Ильяса Есенберлина «Кочевники» в переводе с казахского известного ирановеда и писателя Мориса Симашко. Его произведения – например, «Маздак», «Повести Черных и Красных песков» – получили не только в Казахстане высокую читательскую оценку. Поэтому изданный русскоязычный перевод М. Симашко исторической трилогии Ильяса Есенберлина «Кочевники» может послужить нам еще одним поводом для сохранения старых, добрых взаимоотношений. 

В предисловии к первому изданию трилогии «Кочевники» русскоязычного казахского писателя Ануара Алимжанова особо подчеркивается, что обращение в трилогии к истории своей родины, как и в большинстве своем в современной казахской литературе, явление естественное и закономерное в творчестве писателя-патриота, живущего интересом своего народа. Рост исторического самосознания народа в эпоху развитого социализма, интерес к истокам национальных традиций, фактов, объединяющих народы, заставили литераторов Казахстана по новому отнестись к истории развития своей страны. Опираясь на современные принципы определения народности искусства, можно утверждать, как считал тогда Алимжанов, что никакая национальная литература не может считаться полноценной, пока не осмыслит основные этапы жизни и истории своего народа. Когда создавалась трилогия, еще не было строгого научного исследования прошлого казахов, известным историческим событиям и лицам не были даны оценки с классовых позиций, не были изучены сложнейшие проблемы национальной истории за минувшие пятьсот лет (от распада Золотой Орды). И. Есенберлин был первым исследователем, проявившим гражданское мужество и смелость первооткрывателя неизвестных до него ценных материалов, освещающих пятивековую историю казахской степи.

В данной хронике, как считает Алимжанов, установлены и обобщены не только причины зарождения и укрепления казахского ханства, но и социально-экономические и политические мотивы сближения с Россией, прогрессивное значение добровольного присоединения Казахстана к России в 1731 году. Всесторонность исторического мышления, плодотворное использование фольклора, воплотившего и знания, и мудрость народа, верность методу социалистического реализма, все это позволило автору обобщить обширнейший материал, включающий не только период истории с XV века и до середины XIX века, самый мрачный и наиболее трагический период для казахского народа, но и включающий эпоху господства чингизидов, нашествия джунгар, китайцев, кровавые межплеменные распри, жестокий гнет правящей верхушки. Вместе с тем, как отмечает Алимжанов, автор трилогии впервые решающие этапы многовековой истории казахского народа представил с позиций художественного осмысления и на основе этого создал образы и основанные на принципах классовости и исторической объективности оценки деятельности персонажей, сыгравших, наряду с народными массами, определяющую роль в истории.

В 2013 году издательство «Кочевники» полностью скопировало предыдущее издание трилогии «Кочевники» И. Есенберлина (изд. «Жазушы», Алма-Ата, 1986 г.) и издало его единой книгой. При этом сведения о переводчике почему-то отсутствуют. Текст сопровождается обращением «Слово к читателям» президента Казахстана Н. Назарбаева и послесловием того же писателя Ануара Алимжанова.

В своем «Слове…» Назарбаев подчеркивает, что «становление независимости» Казахстана осуществилось лишь в начале XXI – века, при развале СССР, забывая слова нашего гимна («Союз нерушимый республик свободных…»). Хотя известно, что еще в 1716 году велись переговоры о военном союзе между Петром I и ханом Тауке, однако смерть хана их прервала, но подписанный в 1731 году Договор о добровольном присоединении Казахстана к Российской Империи положил конец кровавым нашествиям и оккупации Джунгарским ханством и Китайской империей. Договор был в свое время инициирован высшей казахской знатью, что явилось поводом для отправки в казахстанские степи российского посла Тевкелева для заключения договора о принятии под защиту населения Казахстана от полного истребления Китаем и его сателлитом. Это достаточно широко освещено в казахской литературе. 

В связи с «неоднократной травлей и репрессиями», которыми, по мнению Назарбаева, подвергался автор, невольно видится определенная дань политического деятеля текущему моменту. Точь-в-точь по Хрущеву: сам рублю голову и сам по волосам плачу.

Знакомясь с биографией автора трилогии, можно заключить, что его жизнь прошла в праведных трудах поиска своего достойного места в ряду созидателей. После тяжелого ранения в ВОВ он попробовал себя в ряде профессий партийного, административного руководства, в области культуры и в писательском творчестве: в качестве поэта, драматурга, прозаика. Его произведения издавались, ставились на театральной сцене, имели успех. Судьба определила достойное место его выдающемуся таланту, вершиной которого явилось многоплановое, высокохудожественное произведение, воссоздающее труднейшую, пятивековую историю борьбы казахского народа с иноземными завоевателями и становления государственности Казахстана. И, как результат действенной помощи России в совместной борьбе, дается историческое обоснование добровольного присоединения Казахстана к Российской империи в 1731 году.  

***

После распада СССР и провозглашения «независимости» Казахстана, как и в случае с другими «независимыми» образованиями, позиции авторов материалов о прошлом и современном состоянии бывших союзных республик резко меняются, буквально на 180 градусов. Характерный случай и с Алимжановым. Поразительно то, что человек, получивший от Советского государства все для благополучной, активной, созидательной жизни, прочно утвердившийся в творческой профессии, почти со школьной скамьи став членом КПСС (в 23 года), вдруг на склоне лет обнаруживает тяжесть за пазухой тяжелого камня русофобии, неприятие советского строя, при котором он жил и созидал. Это был типичный пример политического предательства. К сожалению, это не единственный случай, а система.

При анализе произведения, чтобы наиболее эффектно представить отдельные случаи антироссийских выступлений «имеющих моральное право быть выразителем идеи национального единства», А. Алимжанов включил в число предводителей борющихся против «русских колонизаторов» сброд степных наемников, занимающихся разбоем, угоном отар овец, табунов лошадей, участвующих в межплеменных или клановых разборках и т.д., и представил их как борцов с «тоталитарным режимом».

Следующий же тезис анализа Алимжанова, как несусветную глупость, по-видимому, следует привести полностью, сделав лишь некоторые сокращения:

«…Царская Россия и тоталитарный режим нас, как народ, как нацию, умело и изощренно держали подальше от станков и техники. Нас отлучали от технических, космических, строительных профессий, держали подальше от дипломатии, не готовили ни политиков, ни государственников, ни военных специалистов… Закрывались даже школы на казахском языке, не было ни одного среднего и высшего учебного заведения с преподаванием на казахском. И земля, и народ наш должны были выполнять одну роль: оставаться сырьевым придатком тоталитарного режима… Мы всего лишь скотоводы. Постоянным и требующим безоговорочного исполнения девизом тоталитарного режима было: «Казахская молодежь – чабанами!»

Возникает вопрос. А как быть с казахским президентом-2? Откуда он взялся? Ведь одно время он был даже представителем СССР в ООН… Выписали из Лондона? Парижа? Или с Чоканом Чингизовичем Валихановым, гвардейским офицером, членом Российского географического общества; или сыновьями Абая, также армейскими офицерами с высшими воинским и техническим образованиями?

Как современник этих событий, должен сказать, что в то время в республике делались настойчивые попытки организации школьного и институтского преподавания казахского языка. Но все это, к сожалению, носило какой-то вялый характер и даже тихий саботаж, в основном казахского населения и национальной администрации. Лично знаю не одну казахскую семью в Алма-Ате и в Усть-Каменогорске (главы семейств, остепененные, с высшим образованием), где дети практически полностью не владели родным языком. На мой удивленный вопрос, знают ли его девочки родной язык, мой коллега ответил отрицательно и встречно: «А зачем?» (в последующем, как потом говорили, он их обучал в Англии). О подобных ситуациях рассказывала также моя супруга о своих школьных подружках. Так что недоработка в этом вопросе полностью национальная, а не «тоталитарная». И еще. Мой бывший сотрудник и ученик после моего переезда в СО РАН многие годы читает на казахском курс по металлургии в Восточно-Казахстанском техническом университете им. Д. Серекбаева. Не редкость в Республике преподавания основных дисциплин и в других ВУЗах на казахском языке. Знаю из многолетней работы в Казахстане. 

Знакомясь «перлы» Алимжанова, не видишь предела удивлению дремучести автора этих писаний. Разве что они отстали по времени примерно на два столетия и могли как-то еще обсуждаться в националистического толка среде с этой временной поправкой. 

Это в то время, когда доброй памяти казахские просветители, такие как Ибрай Алтынсарин, первый казахский учитель, боролись с религиозным догматом за организацию школ для казахских детей с обучением на родном и русском языках и школ переводчиков. Он лично колесил по необъятной степи и занимался агитацией среди аульной бедноты организованного им школьного обучения. Это он заметит, проездом, талантливого сынишку бедного аульного кузница, известного впоследствии путешественника, члена Петербургского географического общества, комиссара Гражданской войны, крупного партийного деятеля КазССР и СССР – Алиби Тогжановича Джангильдина;
Или творивший в то время выдающийся деятель народного просвещения Абай Кунанбаев, казахский поэт-просветитель, родоначальник письменной казахской литературы, пропагандист русской литературы. Он в своей сатире обличал зло и невежество старых обычаев. Его музыкальные произведения на его собственные слова, переводы Пушкина, Лермонтова и др. до сих пор не забываются народом ни в Казахстане, ни в России.

Прошла целая жизнь. Но до сих пор в памяти сохраняются воскресные студенческие походы в театры Алма-Аты, особенно в оперу. Репертуар кроме классики включал произведения казахских композиторов, оперы «Абай», «Дударай», «КысЖибек» и др. Афиши филармонии пестрели именами столичных и местных светил: Куляш Бейсеитовой, братьев Абдулиных, Ж. Омаровой, Ермека Серкебаев и многих других. Впервые на студенческом вечере блеснула очарованием Бибигуль Тулегенова. С фестивальной подачи вслед за Розой Баклановой вся Советская Страна запела «Ах, Самара городок…». А это только штрихи воспоминаний в часы досуга… И это все результат «колониального тоталитарного режима»? 

***

Хочу еще спросить всех замученных «тоталитарным режимом» казахских деятелей, всех алимжановых. Вы же, как и я, родились, выросли, прошли по жизненному пути в этих «кабальных, колониальных условиях тоталитарного режима». Как же вам удалось достичь соответствующих высот социального и культурного состояния социалистического общества? А некоторым стать даже русскоязычными писателями Казахстана?

А что касается образования, науки и промышленного производства, к которым якобы не допускалась казахская молодежь, то это просто досужий вымысел. Здесь «ануарам» и им подобным надо лишь широко раскрыть окно в мир реальности и самим убедиться в ошибочности своих заблуждений. Динамику развития науки и технического образования при «тоталитаризме» в Казахстане можно достаточно надежно проследить на примере реального развития их в одной из ведущей промышленной отрасли Казахстана – металлургии. 

До революции на территории Казахстана не было ни одного высшего учебного заведения. В 1913 г. насчитывалось около 500 двуклассных русско-казахских школ с 13 тысячами учащихся детей, несколько средних специальных учебных заведений: учительских гимназий и сельскохозяйственных школ. По данным Семенова-Тян-Шанского, на всей территории края с населением более 5 млн человек имелось 98 врачей, 568 специалистов по с/хозяйству (только 109 со специальным высшим и средним образованием), 311 ветеринаров, 18 лесников, 68 землеустроителей, 49 гидротехников. И только 15 инженеров и техников промышленного производства.

После Революции перед всем народом встал во весь рост целый комплекс сложнейших народно-хозяйственных задач, в т.ч. их реконструкции на новой технической основе. А для решения этих задач нужны были кадры пролетарской интеллигенции, что представлялось труднейшей задачей для страны в целом, а для отсталых национальных окраин в особенности, где практически полностью отсутствовали какие-либо старые кадры специалистов. Это можно было решить только через средние и высшие учебные заведения. В Казахстане их не было и их надо было создавать заново.

В Казахстане подготовка инженерно-технических кадров началось только с 1932 г. За достаточно короткий срок были открыты 17 техникумов, в т. ч. 5 –для цветной металлургии. Первым же ВТУЗОМ, первой кузницей инженерных кадров был основанный в 1934 году в Алма-Ате Казахский горно-металлургический институт (КазГМИ). Первый выпуск инженеров (26 инженеров, 11 геологов, 15 гидрогеологов) в первом высшем техническом учебном заведении Казахстана состоялся в 1937.06–1938.01 гг. Так было положено начало подготовки собственных инженерных кадров республики. В послевоенные годы выпуск возрастает: с 65 человек в 1946 г. до 158 – в1949 г. За первые двадцать лет (с1934 по1953 год включительно) институт подготовил 2566 инженеров, тогда как за последующее десятилетие – 3141. Особенно большие сдвиги отмечаются в выпуске специалистов из коренного казахского населения. Так, за первые два десятилетия институт окончили всего 363 казаха 14 % к числу окончивших в эти годы), то за следующее десятилетие это число составило 1056, или 33,6 % к общему числу выпускников за это время.

В 1953-56 годах открывается горный институт в Караганде; начали готовить инженеров-геологов в КазГУ; инженеров- механизаторов в КазСХИ. Расширяется сеть заочных и вечерних технических учебных заведений. В 1959-60 годах казахская молодежь составила более 40 % всех студентов КазГМИ. В связи с тем, что Казахстан является республикой не мононациональной (в силу исторических условий), то этот процент казахов в общей студенческой среде следует считать естественным.

В 1960 г. КазГМИ был преобразован в Казахский политехнический институт (КазПТИ), в котором были созданы дополнительно энергетический факультет и целый ряд факультетов и кафедр по новым специальностям. Это было вызвано потребностью промышленности. Затем, впервые было образовано заочное обучение и далее ряд филиалов в промышленных городах (Рудном, Лениногорске, Каратау, Усть-Каменогорске и др.) с дневным и вечерним обучением. Работая во ВНИИЦветмете (г.Усть-Каменогорск), я два года читал курс «Физической химии» в вечернем филиале КазПТИ.

Одновременно с этим в Казахстане, как и в Союзе в целом,в крупных, промышленных городах и поселениях открывались новые университеты и различного профиля прикладные НИИ. В 1946 году в Алма-Ате была создана Академия Наук Казахской ССР. В крупных промышленных городах (например, Алма-Ата, Караганда, Усть-Каменогорск и др.) формируются Научные Центры. 

 И постепенно вопрос о кадрах из категории «острый» переходит в «текущий».

***

После Победы в ВОВ нашему народу объединенными усилиями вновь пришлось восстанавливать Страну, превращенную агрессором в руины. Восстановив в рекордные сроки все аспекты жизнедеятельности, Страна вновь заняла ведущие позиции в ряде отраслей народного хозяйства. И, конечно же, каждая Республика выполняла по общему плану свои направления и определенный объем работ в зависимости от ее специфики и возможностей. Проблемы союзного масштаба решались объединенными усилиями по единым план-программам.

Так, в частности, в цветной металлургии, в связи с изменением качества и состава рудной базы, с наличием некондиционных руд, содержащих экологически вредных примесей, в XX-м столетии назрела необходимость усовершенствования существующих технологий или разработки новых технологических процессов. Работы в этом направлении под общим руководством МЦМ СССР были проведены целым рядом НИИ, учебных институтов и непосредственным участием ИТР предприятий Российской Федерации и Казахстана. Были разработаны процессы: Плавка в жидкой ванне (Процесс Ванюкова); Обжиг концентратов в кипящем слое, Электротермическая обогащенная кислородом плавка комплексных руд и концентратов (КИВЦЕТ-ЦС); проведен большой объем работ по химии и технологии халькогенидов. Разработаны ряд технологий по выводу мышьяка из технологических процессов и перевода его в товарную форму (Всесоюзная программа МП-16/20 МЦМ СССР), а также ряд др. работ.

В выполнении этих работ были задействованы как ведомственные НИИ, так и АН СССР, АН Каз.ССР и профильные факультеты и кафедры Учебных институтов и Университетов, в том числе относящиеся к Казахстану. Результаты этих работ внедрены в производство и были предметом не одного десятка Международных, Всесоюзных Совещаний, Конференций и других форумах, проходивших в большей части на территории Казахстана.

Далее, следует остановиться на еще одной опасной тенденции. Если ранее в Казахстане, как и во всем постсоветском пространстве, языком общения считался русский, то сейчас в угоду «Западу» происходит выдавливание всего русского с заменой на «цивилизованное» западное, в том числе и язык общения – на английский. Более того, делается попытка перевести алфавит казахского языка с кириллицы на латиницу. На эти «грабли» в 30-х годах прошлого столетия уже наступали. Дело в том, что латиница не обеспечивает речевое звучание языков народов, населяющих Евразию. Это в свое время уяснил Глава Ватикана. По существующей версии, чтобы решить вопрос перевода церковной литературы на языки народов Евразии, изучить это было поручено братьям Кириллу и Мефодию. Последний, путешествуя по Таврии, в одном монастыре встретился с монахом, который писал, используя незнакомый алфавит. После детального анализа стало понятно, что основным преимуществом этого алфавита является то, что каждому языковому звуку отвечает конкретная буква, в отличие от латиницы, где в большинстве языковые звуки описываются двумя и более буквами. А это во многом и является преимущественным для письма народов Евразийского континента. Подработанный Кириллом этот алфавит и был признан Ватиканом и получил права использования на Евразийском континенте. Так что, можно конечно чудить, но не беспредельно…

***

Далее, скажу по себе. 25 лет прожил в Казахстане и более 60 лет постоянно общался по работе и в быту без какого-либо отчуждения или конфликтов по национальному принципу, как и в детстве и юности в Якутии. В работе отношения строились по деловому и коллегиальному принципам, в содружестве. Никакого национального чванства. Может быть, поэтому наши отцы и деды одолели все трудности и создали могучую Державу – СССР, которая выдержала вероломное нападение европейской коалиции, возглавляемой фашистской Германией. Победив в ВОВ, в рекордно короткий срок восстановила свое могущество. 

Однако, пораженные, словно чумой, эпидемией национализма и русофобией мы предали идеалы наших отцов и дедов и развалили наш могучий Союз. Если мы хотим выжить, то мы обязательно должны вновь объединиться, собраться в один мощный кулак. Иначе ветер истории разметет по задворкам развращенного, разлагающего «Запада» осколки нашего Евразийского Мира.

Дорогие соотечественники! Мы обязаны быть вместе. Поскольку, как установил мой земляк, изучая руны древних тюрков, «… есть у нас, россиян, общее, которое всех нас подсознательно объединяет в единый евразийский суперэтнос – это кровь наших предков – Степных Владык Евразии. И это общее – в душе у каждого россиянина – запах цветущей полыни, круто замешанный с запахом пота разгоряченных, рвущих поводья лошадей, степной горячий ветер в лицо, слитный грохот копыт, идущей наметом конницы, тяжелое копье в твердой руке…Впереди враг, которого нужно растоптать копытами коней, а рядом друг, который всегда подставит в тяжелую минуту свое крепкое плечо для опоры, который не предаст и если нужно закроет своим телом от вражеской стрелы, отразит мечом удар вражеского меча. Нас можно победить поодиночке, но мы непобедимы, если будем вместе !» (см. Кривошапкин А.И. – Евразийский союз. Якутск, «Бичик», 1998 – 240с.).

 Победа СССР в ВОВ яркое подтверждение этому !

 А пока, республика Казахстан на перепутье и, пытается угодить одновременно и «Западу», и Турции, а в результате получит… «разбитое к о р ы т о!». Как Украина… 
Когда-то Аблай-I сказал: «Лучше жить под лапой русского медведя, чем быть съеденным китайским драконом». Но лучшим примером должна быть древняя тюркская бронированная конница! С древним кличем: « Плечо к плечу!».

Коллеги, Соотечественники ! Не плохо бы прислушаться к здравомыслию предков. 

 

Другие материалы номера

Приложение к номеру