Сбои связи

Да он и готов был к этому разговору. И что же мы услышали от человека, на которого многие в нашей стране все еще возлагают последнюю надежду найти правду и справедливость? Президент сказал: «…В случае эпидемии в отдельных регионах Российской Федерации по рекомендации главных санитарных врачей руководители регионов имеют право вводить обязательную вакцинацию для отдельных категорий граждан… никакой неразберихи здесь в России нет, все действуют в рамках закона». При этом он добавил: «Я не поддерживаю обязательную вакцинацию и продолжаю придерживаться этой же точки зрения». Интересно у него опять получается: он ни в чем не виноват, он как человек того же мнения, что и большинство граждан в стране. Но есть закон и есть губернаторы, которые используют этот закон, и если они делают это слишком рьяно, то они и виноваты… 20 лет все официозные СМИ внушали нам, что у нас  власть сосредоточена в кулаке одного человека, потому и все успехи, которых достигла страна, – это его успехи. А с проблемами вот ведь как получается…

Но дело даже и не в этом, а в том, что президент словно делает вид, что не понял контекста вопроса. А контекст-то простой: люди не интересуются у него: по закону ли все делается или нет? Мы и так знаем, что у нас и демонстрантов метелят электрошокерами по закону и взяточников делают депутатами и губернаторами по закону… Люди хотели сказать: своей властью прекратите этот беспредел, когда перед теми, кто просто опасается за свое здоровье и хочет удостовериться, не будет ли вреда, грозят даже двери булочных закрыть! Можно же решить все цивилизованно: услышать и рассудить сторонников и противников этой самой вакцинации, разрешить россиянам выбирать между нашими и зарубежными вакцинами, снять ограничения с тех, кто уже переболел и имеет естественный иммунитет… Журналистка Березовская – одна из таких, кто не привит и тем не менее сидит рядом с главой государства без маски, а ведь в Москве ее даже в кафе могут не пустить! Но президент словно не слышит людей. Или делает вид, что не слышит… По его словам, все у нас замечательно, не то, что на «гниющем Западе»: «Как видим, всё у нас в порядке, и, слава богу, у нас нет таких трагических ситуаций после вакцинации, как после применения AstraZeneca или Pfizer».

 

То же самое и с другими вопросами. Жительница Липецка по имени Валентина спросила президента: «Почему бананы, которые привезли из Эквадора, стоят в липецких магазинах дешевле, чем морковь, которую привезли из соседней области?» Для наглядности она продемонстрировала ценники в магазине: бананы – 70 рублей за килограмм, морковь – 110 рублей. Контекст вопроса опять-таки был понятен всем. Валентина, видимо, не хотела, чтоб президент читал ей длинные лекции на тему макроэкономики. Она, как и все мы, и без того знает, что причина проста: огромное количество посредников, которые теснятся между производителем – крестьянином и покупателем – горожанином. У крестьянина эти посредники берут задешево, а нам продают задорого, разницу – и немалую! – кладут себе в карман. Один только посредник добавляет 10% наценки на товар! Кроме того, цены выросли, когда в регионы пришли сетевые супермаркеты, которые просто убили местный малый бизнес – знаменитых  «рыночников» нулевых годов. Вот Валентина и намекала: пора бы навести порядок и в этой сфере…

А президент в ответ… начал рассуждать о росте цен на мировом рынке продовольствия: «Сегодня мировые индексы на продукты питания находятся на самой высокой планке за последние 10 лет. К сожалению, это общемировая тенденция – рост цен на продовольствие, везде так происходит. И конечно, имею в виду, что Россия является частью глобальной экономики, на нас это тоже отражается…»

В последнее время что у наших лидеров ни спроси, все у них «проклятый Запад виноват». Видимо, Байден с Меркель специально разработали коварный план, в соответствии с которым цена на морковь в городе Липецке перевалила аж за сто рублей за кило! И мы не удивимся, если соответствующие службы обнаружат в розничных сетях Липецка и Липецкой области эквадорских вредителей, которые тайком сбивали цены на родные им бананы… Если же говорить серьезно, то и здесь Владимир Владимирович как будто не слышит людей из народа, а транслирует какие-то заготовки.

Когда же журналистка напомнила: «Она спрашивает, почему бананы стоят дешевле, чем морковь?», президент вынужден был признать: «Потому что у нас своей продукции не хватило. В прошлом году мы произвели картошки, например, 19 с лишним миллионов тонн… миллиона как раз и не хватило. Поэтому завозят ее, как правило, не из соседнего региона, а, как правило, из-за границы, из той же Белоруссии или из Турции». Только он не объяснил: почему крестьяне так мало посадили картошки? А по той же причине: закупщики, которые приезжают за продукцией по осени, предлагают такую низкую цену, что труд и затраты просто не окупаются. А самим поехать в город и продать невозможно – там либо мафия на рынках, либо сетевые супермаркеты – и все имеют дело только с посредниками-оптовиками. Это ведь при «неэффективной плановой экономике» посредников не было: вырыли картошку, привезли в город – и на овощебазу. А теперь  каждый с этой цепочки свои доллары поимеет, и все при коттеджах и иномарках, только крестьянин – в дырявой фуфайке и резиновых сапогах. Но президент предпочел эту острую тему не поднимать. Не мог же он покуситься на самое святое – на основы рыночной экономики! Поэтому он опять сделал вид, что ничего не знает и не понимает и пустился в абстрактные рассуждения…

Но самым ярким  свидетельством отрыва власти от народа стали восхваления президентом партии «Единая Россия». Он заявил: «Даже если нужно принимать не очень популярные, но необходимые для людей и для судеб нашей страны решения, депутаты от «Единой России» идут на это в известной степени себе во вред… эта работа «Единой России» создает… прочный фундамент российской государственности…» А затем недвусмысленно отдал предпочтение этой партии  в будущей избирательной гонке: «Именно поэтому и в силу того, что я был… создателем… этой партии, я… намерен поддержать ее в ходе избирательной кампании».

В далеком уже 2012 году, перед своим новым президентским сроком Владимир Путин отказался от поста партлидера. Тогда он это объяснил тем, что руководитель такой большой страны не может быть сторонником какой-то одной партии, он – президент всего народа. «Конституция не запрещает президенту быть членом какой-либо партии, – сказал он, – но по духу того, что у нас сложилось в политической жизни, все-таки президент – это консолидирующая фигура для всех политических сил, для всех граждан страны». Теперь мы можем отнести это его заявление к тем же «популистским заверениям», что «пенсионный возраст останется прежним» и «Конституция не изменится», пока он у власти. Сегодня президент открыто поддержал партию «Единая Россия» и фактически призвал своих сторонников проголосовать за нее на предстоящих выборах.

Может, это произошло, потому что «Единой России», пока она господствовала в парламенте, удалось выполнить все свои обещания? Сделать жизнь большинства граждан лучше? И потому сплотить вокруг себя российский народ?.. Отнюдь, все как раз наоборот! В большинстве сообщений об арестах проворовавшихся чиновников, о бегстве за рубеж начальников с западными паспортами за пазухой, о пьяных автоавариях с жертвами фигурируют именно единороссы. Поддержка ими всех антинародных инициатив восстановила против них абсолютное большинство россиян. В интернете гуляет множество злых обличений в адрес «Единой России», а уж как клеймят единороссов, даже цитировать невозможно… Рейтинг «ЕдРа», по свидетельству социологов, упал с 60% поддержки в 2018 году до 27% в июне 2021, то есть более чем на 30%.

Собственно, президент и сам это признал, когда на недавнем съезде «ЕдРа» не предложил в федеральную «пятерку» ни одного из прямых руководителей партии – ни Медведева, ни Турчака, ни Володина. В Кремле, оказывается, понимают реальную ситуацию. Только лукавым выдвижением политиков и общественников, которые к «ЕдРу» отношения не имеют и в парламенте работать не будут, власть может еще попытаться оставить в думских креслах послушных ей кнопкодавов. В общем, мнение народа о партии власти хорошо известно, но считаться с ним не желают.

 

Сбои на линии, как показалось, не только мешают президенту слышать свой народ, но также и соседние народы. Не обошел Владимир Путин на нынешней Прямой линии и тему Украины. И опять же прозвучал ряд заявлений, граничащих со скандалом. Он сказал: «Я считаю, что вообще украинцы и русские – один народ… У нас как раньше трактовалась эта этническая составляющая? Были великороссы, белороссы и малороссы. Потому под воздействием внешних факторов, а потом еще большевики внесли свою лепту, у нас начали как бы разделять единый русский народ».

Итак, глава Российской Федерации уже не в первый раз заявил, что государствообразующего народа соседней с нами страны …не существует! Нет якобы никаких украинцев, а есть русские, которых сначала австрийский Генштаб, а потом «злобные большевики» заставили себя считать другим народом. И тут нельзя не вспомнить, что Украина все же – независимое государство, член ООН. На Украине живут как минимум 32 миллиона человек, которые при переписи определяют свою национальность как «украинец/украинка» и называют своим родным языком украинский. Украинский язык, кстати, по своей лексике отличается от русского примерно на 37%, то есть наши языки так же разнятся, как, скажем, французский и португальский. Украинская нация имеет свою литературу, философию, театр, кинематограф. Исходя из всего этого говорить, что «украинцев нет», «это русские в «вышиванках», очевидно, нелепо.  Лет 150 лет назад, в конце XIX и начале ХХ вв., действительно власти Российской империи утверждали, что украинского народа и языка нет и что русские, украинцы и белорусы один народ – русский, у которого один язык – литературный русский (а все остальное-де диалекты). Но уже и тогда наиболее чуткие представители русской культуры видели в этом националистическую фальшь.

В чем Путин прав, так это в том, что большевики принципиально встали на защиту украинского народа, желавшего быть собой и говорить на своем родном языке. Ленин страстно отстаивал права украинского  народа (впрочем, как и других народов). Вождь большевиков писал: «Всякий демократ, не говоря уж о марксисте, будет решительно бороться против неслыханного унижения украинцев и требовать полного равноправия их».

Но сто лет назад некоторым правым политикам просто по наивности или недальновидности могло казаться, что украинцы – это русские. В конце концов, национальное самосознание украинцев тогда только пробуждалось. А вот говорить такое в XXI веке, когда Украина состоялась и как государство и как культурная нация, значит, или множить нелепости и раздор, да еще и удивляться: «А почему украинцы так «неадекватно» и даже страстно-агрессивно относятся к русским и к России?» Конечно, нельзя оправдывать безумства украинских националистов, но и подстрекать их подобными заявлениями о народе, мягко скажем, некорректно.

 

***

Практически все обратили внимание на то, что из рук вон плохо было с техническим обеспечением этой Прямой линии. Связь постоянно прерывалась, половину из того, что говорили люди, дозвонившиеся до Путина, слышно не было, люди просто бесшумно открывали на экране рты. Путин с журналистками вынужден был гадать, что же ему сказали экоактивист из Пскова или пожарная команда из Забайкалья. Проницательные политологи потом заметили, что такие неполадки со связью символичны. Прямые линии задумывались как обратная связь между народом и президентом. Народ как-то пытался донести до президента свои беды и суждения, а президент, как мы уже говорили, делал вид, что оно для него важно. Теперь ситуация изменилась. У связи – сбои. Власть не слышит простых людей, да и хочет ли слышать?

Другие материалы номера