Редакция нашей газеты, конечно, не могла пройти мимо такого явления. Мы связались с руководителем школы Наталией Захарчук и попросили ее подробнее рассказать о своих планах и уже достигнутых результатах.
– Наталья, школа, в которой учат по советским учебникам, сегодня интересует просто огромное число родителей. А как вы пришли к этой идее?
– Началось все с того, что я очень люблю школу. У нас есть в Новосибирске православная гимназия, моя мама работала там учителем начальных классов, и я помогала ей, когда мне еще было 12–14 лет. Я замещала маму во время ее болезни. Учителей не хватало, и завуч на это соглашался. К сожалению, в педагогический я не пошла, и как-то эта мечта забылась…А потом, когда уже свои дети появились, у нас произошел такой трагический случай: у старшего ребенка во втором классе очень неожиданно умерла учительница. И детей на неделю отправили домой. Получается, что все учатся, а мы отдыхаем. Я очень переживала, что дочка отстанет от программы, и стала с ней сама заниматься по часу в день. Три или четыре раза мы так позанимались, в легком режиме. И когда у меня ребенок вернулся в школу, оказалось, что мы за эту неделю не только не отстали, а мы перегнали параллельные классы. Я тогда удивилась: у меня ребенок ходит в школу, в 8 утра уходит, возвращается в 14 часов дня, у нее за плечами портфель, который весит 7 кг (я взвешивала), и при этом она возвращается со знаниями гораздо меньшими, чем можно получить дома, учась всего один час! Мы забрали документы на семейное образование, но я поняла, что ребенку все же нужно общение. Я пыталась пойти в частные школы – к сожалению, они очень дорогие для нашей семьи. У нас в Новосибирске они стоят от 30 до 55 тысяч рублей. Я подумала – ну как так, когда родители не могут дать своим детям хорошее образование? Чтобы оно было доступное и классное, потому что муниципальные школы, к сожалению, с этим не справляются.
– А как советская идеология, реалии тех лет будут уживаться с сегодняшним днем, с окружающей действительностью? Насколько дети, воспитанные на советских учебниках, будут адаптированы к современным реалиям?
– На самом деле, не настолько там все далеко, чтобы это невозможно было адаптировать. Конечно, там есть колхозы, пионеры, но мы детям всё это объясняем. В то же время там много примеров с теми же грибочками, яблочками, палочками. Где-то мы уроки переписали – взяли логику, последовательность советской программы, но переписали на современный лад. Мы же живем в современном мире, мы не можем отрываться от действительности. Но мы взяли идеологию советской школы – школа все-таки не может существовать без идеологии, и мы выбрали для себя идеологию «дружба, труд, уважай старших и помогай младшим». Дети у нас будут сами убирать свои кабинеты, мыть пол, парты. Сейчас же нельзя школьников загружать. Когда у меня ребенок ходил в муниципальную школу, мы подписывали документ, что ребенку можно вытереть мел с доски! А мы за то, чтобы ребенок работал. У нас при школе есть свой сад, дети уже посадили там ягоду: малину, смородину, крыжовник. Мы приобщаем детей к труду. И классы у нас дружат, на переменках мы вместе.
– Как родители реагируют на идею обучения по советским учебникам?
– Очень хорошо! И очень много информации сейчас о том, что советские учебники – одни из лучших вариантов программ, которые есть. Мы показываем родителям эти учебники, сравниваем их. Мои дети перешли на семейное образование в сентябре прошлого года. И мы учились по советским учебникам. И поскольку идея школы выросла из нашего местного чата в Телеграм по Новосибирску, где родители много говорили об образовании, о семейном обучении, оказалось, что сейчас очень много детей, которые учатся именно по советским учебникам. Люди сами их использовали еще до того, как эта идея пришла ко мне. И именно поэтому мы очень быстро набрали классы. У меня не было какой-то рекламы. Мы бросили клич – что вот, ребята, мы набираем – и всё, и люди сразу очень быстро пришли.
– А есть ли какая-то тенденция: по какой причине сегодня чаще уходят от традиционного формата обучения в пользу семейной формы?
– Чаще всего приходят дети, которым тесно в школьных стенах и не хочется школьных ограничений. Обучение в современной школе государственного образца выглядит не совсем так, как мы привыкли представлять. Перегруженные «под завязку» ведением многообразной документации, бессмысленной и беспощадной, педагоги вынуждены лавировать между инструкциями, планами и отчетами. В этом бумажном океане некогда не только мотивировать (или даже заставлять) ученика грызть гранит наук, но и просто заглянуть в глаза маленькому человеку. В результате дети оказываются один на один и с новыми темами и с обширными домашними заданиями. Что, конечно же, создает стресс. Как долго ваш ребенок сможет существовать в этих условиях, зависит от его индивидуальных психических особенностей и вашей осведомленности насчет его реальных успехов. У кого-то твердости духа хватает до 3-го, и даже 6-го класса, а кто-то начинает нуждаться в помощи репетиторов уже со 2-го класса, когда начинается выставление оценок. Это неизбежно ведет к потере интереса и учебе «из-под палки».
В семейные школы сегодня отдают очень талантливых детей, которым тесно, неинтересно в муниципальной школе, которые хотят большего. К нам приходят такие дети.
– А от самих детей есть уже какие-то отзывы – нравится ли им семейная форма обучения, что они думают про советские учебники?
– Хотя у нас школа именно как школа начинает работать только с сентября, у нас уже есть помещение, учителя, парты, и мы встречаемся с нашими учениками заранее. У нас уже были субботники, посадка растений, общие уроки по каллиграфии, по риторике мы уже проводили. Дети из 5-го и 6-го классов уже все подружились, и даже уже распределили «шефство» над младшими классами. Ребята, особенно те, кто из муниципальных школ, просто горят желанием пойти скорее в школу. Говорят: «Мам, скорее бы!»
– Наталья, вопрос, который, наверное, всех родителей интересует в свете ОГЭ, ЕГЭ и прочих явлений современной системы образования: сможет ли ребенок, который учился по советской программе, пройти итоговые аттестации? Или если вдруг на определенном этапе ученик решит вернуться в обычную школу, в состоянии он будет безболезненно интегрироваться обратно в систему?
К аттестациям мы будем готовить отдельно. Потому что подготовка к экзаменам, к любой аттестации – это отдельная работа с ребенком, и мы сейчас пишем для этого программы. Просто потому, что мы живем в современном мире и никуда мы от него деться не можем.
Хотя, как это ни удивительно, родителей больше интересует даже не программа, а психическое состояние ребенка, как он будет себя чувствовать. Волнует количество детей, будут ли педагоги помогать детям дружить. На самом деле, это сейчас проблема. У меня ребенок ушел из муниципальной школы в четвертом классе, и у нее из 34 человек в ее классе не осталось ни одного друга. У нас учителя сейчас настолько заняты бумажной работой, что они не сплачивают коллектив, ведь это же работа учителя. Дети еще не умеют дружить, они еще не умеют взаимодействовать, их надо этому учить. А учителя не учат. А детей что объединяло? Внеурочная деятельность: прибрать, покопать, куда-то выехать вместе. И родителей сейчас больше волнует вот этот аспект.
– Как к вашей инициативе отнеслись чиновники, было ли какое-то недопонимание или противодействие?
– Нет, со стороны чиновников нет. Очень противятся школы. Они получают финансирование за каждого ребенка, и они, действительно, борются, могут вставлять палки в колеса. Мы помогаем людям уйти на семейное обучение и сталкиваемся с тем, что просто берут в заложники документы и не отдают. Говорят – вот делайте, что хотите, а мы вам не отдадим.
В последнее время складывается впечатление, что государственная политика перестала поддерживать семьи. И это не про денежные выплаты. Потому что, как известно, деньгами откупаются тогда, когда не хотят вкладывать время и любовь. Часто можно услышать возмущения от родителей об ограничении доступа в учебные заведения, где находятся их родные дети, о необходимости постоянно писать отчеты «где ребёнок будет во время каникул»… А вот уже Министерство просвещения планирует и вовсе издать методические рекомендации для родителей, по которым будут оценивать родительские компетенции!
В сегодняшних интересных реалиях очень важно объединяться. В первую очередь – в семьях! Для будущего своих детей. Наша школа создана именно для того, чтобы сохранить образование и воспитать в человеке традиционные семейные ценности – уважение к старшим, желание и умение помочь младшим, осознание самого себя ответственным человеком-творцом. Своей собственной судьбы и жизни своей страны.
Беседовала
Юлия ЖУМАКБАЕВА