М. В. Ломоносов — литератор и поэт

Более того, и за границей и в российском обществе многие считали, что Ломоносова-поэта не следует путать с каким-то однофамильцем, который занимается естественнонаучными исследованиями.

Сам же Ломоносов никоим образом не пытался отделить научную деятельность от литературной и поэтической деятельности. Иначе говоря, он, занимаясь наукой, не переставал быть поэтом, а занимаясь поэтическим творчеством, не переставал быть ученым и естественно испытателем.

Для тех, кому интересен феномен Ломоносова, можно порекомендовать сначала виртуальное посещение сайта, а затем и реальное посещение локации инвестиционного проекта под названием Остров Ломоносова или Курострова – места рождения Ломоносова, расположенного недалеко от Холмогор Архангельской области. Чтобы самим убедиться, что всемирно известный писатель, ученый, математик, химик, физик был далеко не одиноким потому, что здесь появлялись и другие талантливые люди того далекого времени.

Что касается литературного и поэтического творчества Ломоносова, то оно удивляет разнообразием жанров всего, за что брался этот человек, начиная от поэтических произведений и, заканчивая, как оригинальными, так и переводными произведениями прозы.

 

Мир Ломоносовской поэтики

В архивах Петербуржской академии наук хранится письмо Ломоносова в адрес членов Российского собрания по поводу «правил российского стихотворства», где помимо общих определений о формах «стихотворства», есть и важные рассуждения о задачах российской филологии. Он писал, что сочинение стихов должно соответствовать натуральной природе русского языка и несвойственных вложений из других языков в русскую поэтику не следует вносить.

Тем самым Ломоносов утверждал, что русское литературное (и поэтическое) наследие должно быть самобытным и, постоянно развиваясь не должно отгораживаться от общемировой литературы, одновременно освобождаясь от чуждых русскому языку наслоений иностранных фраз и слов.

Реформа Ломоносова по созданию и усовершенствованию правил русского «стихотворства» неразрывно связана его собственной поэтической практикой. Например, в таком стихотворении, как «Разговор с Анакреоном» он выразил четкую и твердую позицию, что поэтика должна быть боевым оружием и силой, которую неразумно тратить на сладострастные воспевания вельмож. Поэтика должна быть подчинена, интересам, как державы, так и русской культуры.

Ломоносов был убежден и сам убеждал в своих стихах общество в том, что России нужны такие поэты, которые «природным языком для прославления Отечества проявляют усердие». Иначе говоря, на современном русском языке, это звучит так, что поэзия должна воспевать, как возвышенный, так и величественный образ самой России, которую необходимо совершенствовать для расцвета ее глубинных сил, до «созревания ее божественной красоты».

Поэзия должна быть идейной — убеждал общество Ломоносов, она должна носить гражданскую направленность, воспитывать в людях патриотизм. И этими посылами пронизано все поэтическое наследие, вероятно, первого в России гражданина и поэта.

 

Научная деятельность и поэтика

Как уже отмечалось ранее, что научные изыскания Ломоносова в сферах физики и химии переплетались с изысканиями в литературной сфере, а именно в теории и практики применения русского языка. Он заметил, что, например, русские народные стихи обладают удивительной ритмикой чередования ударений в словах.

Тогда как в существовавших до Ломоносова правилах стихосложения требовалось неукоснительное соблюдение во всех стихотворных строках одинакового количества слогов и с неизменной постановкой рифмы в конце этих строк.

Ломоносов первым из русских поэтов начал следовать языковой народной природе, применяя в стихосложении такие словосочетания, где происходит чередование, как ударных, так и безударных слогов, причем это новшество он применяет на все разновидности стихов. Однако в своем литературном творчестве первый русский поэт-гражданин отдает предпочтение ямбу, как наиболее энергичному и наиболее бодрому размеру в стихосложении.

Оды восхваления достижений науки – одна из самых распространенных тем поэтики Ломоносова. Собственно, оды занимают основное место в творчестве ученого-поэта. Хотя его поэтическое наследие обладает огромным разнообразием жанров, где:

  • сатира находится рядом с трагедиями;
  • а басни – с эпиграммами;
  • где послания дидактического характера находятся рядом с переводами псалмов;
  • где есть поэтика лирики и философии.

 

В качестве итогов

Любимыми образами в поэтике Ломоносова были мировое пространство, громада безмерных мест, «бездна звезд полна», а в небе «звездам нет числа» тогда, как в «бездне — дна». Наш современный русский язык, поэзия и грамматика являются творческим наследием выдающегося ученого-поэта-гражданина Ломоносова.

 

 

Другие материалы номера