Бунт старателей

Как объявили сами рабочие карьера горнорудной компании «Highland Gold – Дархан» в Забайкалье, они начали забастовку из-за неполной выплаты заработной платы. По словам одного из работников, который согласился прояснить детали, все сотрудники предприятия поддержали инициативную группу и включились в забастовку. Поводом для «взрыва» терпения людей стал факт того,  что получаемая фактическая зарплата абсолютно не соответствовала тому, что было начислено и обозначено  в расчетных листах золотодобытчиков.

– Порядка 80 сотрудников золотодобывающей компании «Дархан» в поселке Золотореченск Оловяннинского района в Забайкальском крае не вышли на работу и начали забастовку. Работы на предприятии полностью остановлены. Мы требуем от руководства выплатить нам компенсацию за многомесячные переработки, а также вернуть удержанные из зарплат деньги за питание, – сообщил журналистам один из работников предприятия. – Машины все заглушили, кузова подняли, никто не работает…

По словам бастующих, ежемесячно каждому из сотрудников предприятия недоплачивают по 10–15 тысяч рублей за работу сверхурочно. Долг предприятия перед работающими многие годы на руднике сотрудникам превышает десятки тысяч рублей.

– О забастовке мы предупредили заранее, за 3 дня. Мы встали до полного решения проблемы. Просили, чтобы сюда приехал руководитель компании, но его нет. С нами говорит только начальник карьера, но он не может решить наши вопросы, – уточнил мужчина.

По словам забастовщиков, возвращение удержанных денег «за питание» тоже не копеечное дело. Ежемесячно у каждого из вахтовиков высчитывают около 10 тысяч рублей за трехразовое питание. Но большинство из них, со слов собеседника, живут в Золотореченске и столовой предприятия не пользуются. Работники настаивают на возврате и этих сумм.

– Нам надоело, что даже с таких небольших зарплат, а нам в среднем начисляют по 80–85 тысяч рублей, постоянно недоплачивают от пяти тысяч и больше. Куда идут эти деньги, кто ими распоряжается, тайна за семью печатями. Когда мы начинаем выяснять, почему в ведомости одна сумма, а получаем на руки меньше, тут же объявляют, мол, если кому-то что-то не нравится, никто никого не держит. То же самое касается и 10 тысяч, удерживаемых из нашей зарплаты за питание, хотя еду мы берем с собой на смену и едим на рабочих местах, – рассказывают старатели. – Генерального зовем сюда, он не едет… Здесь нам сказали, что дают три часа на размышление. Если не начнем работать, то уволят. А тут больше 80 человек нас.

Местная прокуратура официально подтвердила факт начала забастовки и то, что, по ее данным, в ней участвуют порядка 80 человек «в связи с неоплатой сверхурочной работы». На место выехал и.о. прокурора Оловяннинского района Игорь Тюричкин. После чего тут же распространила сообщение: «Прокуратура разъяснила работникам трудовые права, порядок их защиты и приостановления работ, а также незамедлительно организовала по всем фактам проверку». А также сотрудники прокуратуры уже получили подробные объяснения от бастующих сотрудников, начальника службы безопасности, главного инженера и руководителя горнорудной компании «Дархан». «Изначально решение о приостановке работы приняли 26 работников… Их основные доводы – малый размер заработной платы, неоплата сверхурочной работы, вычеты за питание», – говорится в сообщении.

В головном офисе компании Highland Gold забастовку скромно называют «приостановкой работы коллектива карьера с требованием разъяснить условия и порядок начисления заработной платы». Что совершенно не вяжется с позицией краевой прокуратуры, которая начала проверку. И которая забастовку называет – забастовкой.

Баирма Цыренова – прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов, за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Забайкальского края официально заверила: «По выявленным нарушениям прокуратурой района будет принят комплекс мер прокурорского реагирования, в том числе по судебной защите трудовых прав работников, а также привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц».

Редкий случай, но и местный следственный комитет параллельно начал проверку, поддержав рабочих и позицию прокуратуры. Сама забастовка, шум вокруг нее, поднятый в местных СМИ, и законная реакция правоохранителей вынудили примчаться к старателям генерального директора компании Александра Мифтахова. До забастовки он ну никак не мог найти время обсудить сложившуюся ситуацию с рабочими. И только открытый гласный бунт подвиг его пойти на уступки и пообещать сделать перерасчет зарплат.

– Гендиректор попросил неделю на решение всех проблем. Настроен спокойно вроде. Бухгалтерия объясняла, что по бумажным расчетам все зарплаты выплачены верно. Сказали, что пересмотрят всё и сделают выплаты. Мы добились того, чего законно требовали многие месяца. Коллективно приняли решение начать работу, – заявили в инициативной группе.

События на руднике «Дархан» в Забайкалье невольно наталкивают на мысль, что мирно, по-хорошему собственники бизнеса и их ставленники на местах даже формально не готовы и не собираются считаться с интересами своих рабочих. В сообщениях в социальных сетях золотодобытчики рассказывали, что «после предупреждения о забастовке и до ее начала нам предлагали уволиться. Нас сложно этим испугать, поэтому мы не пошли на это, но и приезжать домой с такими зарплатами просто стыдно. Поэтому мы официально объявляем забастовку. Всё строго по закону…» А что было дальше, мы теперь уже знаем. Разруливать конфликт примчались все, кого до забастовки упрашивали прибыть месяцами. И не просто встретились с работягами, а начали давать гарантии удовлетворения всех их требований.

 

Другие материалы номера