За почти три года своего «худручания» Бояков уничтожил практически весь доронинский репертуар. И сделал это с особой жестокостью, вырвав с корнем, уничтожив декорации, назвав их «мусором», чтобы оскорбить Доронину и представить 30 лет ее работы как «пыль».
Если бы в Художественный театр пришел прославленный мэтр, чей разворот на 180 градусов еще можно было бы пообсуждать, то действия абсолютного непрофессионала, за которым тянется вонючий шлейф скандалов и сомнительных «достижений», вызывают только возмущение. Дилетант разнес вдребезги то, что создавали профессионалы!
В 2020 г. Министерство культуры провело проверку финансово-хозяйственной деятельности МХАТа при Боякове, в результате которой выявило в работе театра многочисленные серьезные нарушения. Материалы проверки передали в Генпрокуратуру для рассмотрения и принятия решения. До настоящего времени это ведомство хранит молчание. Однако Минкультуры свой вердикт вынесло: многочисленные серьезные нарушения были, они выявлены – и точка! Почему до сих пор не возбуждено уголовное дело, вопрос другой. Возможно, потому, что это же Минкультуры позволило Боякову исправить нарушения, о чем нам сообщил аудитор из Счетной палаты?..
А может, кто-то крышует Боякова и заступился за него, как у Булгакова, «самым возмутительным образом»? И все же, вне зависимости от выводов Генпрокуратуры, касающихся Боякова, есть решение Минкультуры от марта 2021 г. о лишении скандального худрука высшей руководящей должности во МХАТе. Для этого внесены изменения в Устав театра, предписывающие руководить МХАТом не «худруку», а директору. Бояков был переведен из руководящего лица в обычного подчиненного с консультативными функциями, которого можно уволить из театра в любой момент, например, за опоздание на работу…
К сожалению, во МХАТ пришел временно исполнять обязанности директора некий Михайлов, который имеет печальную известность: именно он директорствовал во время фактической ликвидации Музыкального театра имени Б. Покровского. По его приказу там была ликвидирована должность главного режиссера, а потом произошло превращение некогда знаменитого самобытного театра просто в одну из сценических площадок Большого театра…
Во МХАТе Михайлов пошел путем, как прикажут сверху. Он надавал «худруку» Боякову и его окружению доверенностей на всё и превратился в бояковского подчиненного. Михайлов послушно подписал договор на закупку у Боякова Э.В. услуг на постановку спектакля «Розовое платье с зеленым пояском» за 1 500 000 руб.! Сведения о сделке опубликованы на сайте государственных и муниципальных закупок. Других постановок за такие огромные деньги на сайте не значится. Удивляет, что так дорого оценена небольшая постановка продолжительностью чуть больше часа, состоящая из монолога актрисы в обрамлении декораций 1940 года, взятых из спектакля «Три сестры» Немировича-Данченко.
А в чем гениальность замысла Боякова стоимостью в миллион рублей? Оказывается, в том, что он показал зрителю изнанку знаменитых мхатовских декораций, повернув их задом к зрителю и раскрыв кулисы. В этом новизна творческой находки «…режиссера и театрального педагога» Боякова. Забыл или не знал данный «мастер», что показ сценической изнанки категорически запрещал основоположник МХАТа К.С. Станиславский? Хайп сродни спусканию трусов, что, впрочем, не смущало и не смущает Боякова, охотно использующего сомнительный прием на сцене.
Но ни изнанка, ни скабрезности не помогают Боякову выполнить свое обещание при назначении во МХАТ – заполнить зрителями зал и превзойти по этому показателю великую Доронину! Спектакли Боякова практически не посещают зрители, несмотря на огромные вложения государственных средств в интернет-рекламу, на привлечение собесов и прочих структур к распространению бесплатных или полубесплатных билетов. Бояков, увы, на большинство спектаклей не может заполнить даже «ковидную» половину зала! Доронина заполняла, но многие годы очернялась завистниками и недоброжелателями.
В июне 2021 г. народная артистка СССР Т.В. Доронина решилась в очередной раз попросить у президента России В.В. Путина помощи. Она написала ему письмо: «Очень хочется верить, что Вы меня услышите: срочно надо изгнать торгашей из нашего Театра. Если нынешний непрофессиональный и бездарный худрук останется в Театре в качестве руководителя, от нашего горьковского МХАТа не останется даже и воспоминаний… Помогите, дорогой Владимир Владимирович! Если не назначить срочно нового директора, не пригласить талантливого худрука, любящих русскую литературу и подлинный реалистический, по Станиславскому сыгранный спектакль, – всё поглотит хулиганский извращенный пошлый развлекательный эстрадно-цирковой балаган с матом и неграмотным, нерусским языком и с проповедью уничтожения России».
Мы не знаем, услышал ли президент мольбу подлинного патриота России Дорониной или нет. Во всяком случае на то, что услышал, очень надеются и Татьяна Васильевна, и все, кому небезразличны судьба и ее, и защищаемого ею русского театра!
Но надо спешить: 18 октября истек очередной «временный срок» для исполняющего обязанности директора МХАТа. Защитники театра, мы все, в том числе и Татьяна Васильевна, ждем не дождемся, что в театр придет настоящий директор, который не позволит «журналисту-худруку» дальше творить в федеральном государственном театре всё, что ему вздумается, как у себя на кухне в огромной квартире на Патриарших прудах…
12 сентября 2021 г. Татьяна Васильевна праздновала день рождения. Зрители и артисты решили подарить ей, конечно же, цветы, а также ноутбук и принтер для того, чтобы она могла не только смотреть фильмы и телеспектакли, но и оперативно работать с бумагами, например, по созданию Художественного совета. Татьяна Васильевна как человек подлинно интеллигентный и чрезвычайно благодарный, не смогла не поблагодарить тех, кто ее любит, кто ее поздравил. Она написала им письмо, в котором обращается именно к артистам (пусть зрители не обижаются), они для нее все мхатовские годы были смыслом жизни, ее детьми, ее родственниками, ради кого она жила последние 30 лет, спасая от постоянных нападок и фактического уничтожения их дом – подлинный Художественный театр!
В каждой строчке этого письма содержится столько боли и отчаяния, что кратко изложить его невозможно. Прочтите сами.
Но как же всем нам, господа-товарищи, друзья, не стыдно за то, что мы не можем показать на дверь этим проходимцам – вон из государственного театра, из русской культуры? Мы, что, боимся их? Наверное, некоторые боятся, так как эти проходимцы мастерски распространяют слухи, что у них «ТАКИЕ СВЯЗИ»… И многие верят в это. Не верили бы в запугивания и сказки в стиле Хлестакова, давно бы подогнали к служебному входу автозак и за шкирку вывели бы этих проходимцев под ликование общественности!
Чем ближе час икс, когда должна решиться судьба директора МХАТа, тем чаще Бояков дает интервью, почти каждый день. Пиарится, дает обещания, бахвальствует и, конечно же, пытается унизить Доронину напоминанием о ее «соцпакете», тратах на водителя и помощника, умалчивая при этом, что сам, безуспешный Бояков, пользуется «соцпакетом» гораздо более финансово емким. Его годовой доход, согласно декларации за 2020 г., представленной на сайте Минкульутры, превысил 22 миллиона рублей. У него, пониженного до должности, которая лишь «может создаваться», есть и водитель, и арендованный кадиллак, принадлежавший ранее его супруге, и куча помощников, не считая договоров на «постановки», которые он заключает с собственным театром. Кроме того, Бояков умудрился оформить на себя 1% авторских отчислений за «Синюю птицу» в постановке Станиславского! И это лишь малая толика «наступательных безобразий», информация о которых находится в открытом доступе.
В заключение приводим то самое письмо Татьяны Васильевны Дорониной артистам, датированное октябрем 2021 г. Оно непростое. Это и напутствие тем, кто сражался и будет сражаться с непрофессионализмом в русском театре, и ответ коммерсанту Боякову, утверждающему, что Доронина в «другом мире», что она «затворница». Это не так. Просто с Бояковым ей не о чем разговаривать, какие бы сигналы о том, что «неплохо бы встретиться», он ей ни посылал. Профессионалу не о чем разговаривать с бездарью и профаном, разрушающим великий театр! Вот письмо:
«Мои замечательные артисты! Талантливые, умные, честные! Я счастлива, что могу сказать Вам это потому, что, если б я не верила, что Вы именно такие, я бы это Вам не написала. Итак, мои профессиональные и талантливые, спасибо Вам за ваш дивный подарок. Пока я не знаю, как с ним обращаться, но я счастлива, что этот подарок у меня есть, ибо он является знаком вашего доброго отношения, а это для меня очень важно. Хотя достаточно было бы и Вашей дивной корзины цветов, которая оказалась говорящей. Те, которые считают необходимым поздравить меня красиво и улучшить мое настроение, прислали розы, нежные и благоухающие, и другие не менее красивые букеты. Спасибо всем – низкий поклон… Когда через неделю пришлось расстаться с благоуханием и красотою, в палате (в комнате пансионата, Татьяна Васильевна не болеет. – Прим. авт.) осталась одна корзина с неувядающими белыми цветами и возникшими рядом с ними нежнейшими розовыми цветами. Это было таким сюрпризом для меня, что я просто заплакала. Примите мою любовь, мою благодарность, мою молитву за Ваши истинно актерские порывы и Ваши неустанно возникающие желания, как мне думается, облегчить мне обиду и боль… Обнимаю вас всех, люблю и безгранично уважаю. Не позволяйте торжествовать бездарностям и преступникам по отношению к Вам. Чтобы сохранить веру и не дать уничтожить то, что Вам даровано, ищите литературный материал, который кажется Вам насущным сегодня, волнует Ваши сердца, и работайте с этим материалом каждый день. В этом Ваше спасение и сохранение Ваших дарований. Благослови Господь Ваш труд, Ваше здоровье и Ваше будущее. Народная артистка СССР |