РФ … минус электрификация




Основные показатели работы

За этот же период рост потребления электроэнергии составил в США 45%, в Китае – в 11,5 раза.

Затраты электроэнергии на единицу ВВП (кВт.ч/долл) составили в Англии – 0,11, в Германии – 0,13, в Италии – 0,14, во Франции – 0,15, в США – 0,18, в Японии – 0,18, в Канаде – 0,29, в Китае – 0,44, в Индии – 0,52, в России – 0,65. По сравнению с Англией в России этот показатель выше почти в 6 раз. Ввиду особых климатических и географических условий России этот показатель может быть примерно в 2,5 раза выше среднемирового уровня, но не настолько.

По сравнению с 1990 годом этот показатель снизился в Германии на 66,7%, в Канаде на 65,1%, в США на 63,3%, в Англии на 63,3%, во Франции на 51,6%, в Японии на 45,5%, в Италии на 39,1%, а в России только на 13,3%. Темпы снижения этого показателя в России в 5 раз ниже, чем в Германии.

Даже эти крайне недостаточные для полного анализа показатели говорят о крайне неудовлетворительном состоянии экономики и энергетики России.

 

Причины неудовлетворительного положения экономики

Основными причинами такого положения являются:

– крайне неэффективная структура государственного управления и низкая роль государства;

– частная собственность на основные средства производства;

– либерализация экономики, которая привела к остановке развития и отсутствию потребителей электроэнергии;

– необоснованное реформирование энергетики;

– крайне низкий профессиональный уровень президента и правительства.

 

Необходимые меры по улучшению работы

Установление решающей роли государства. В Конституции Российской Федерации (ст. 71) записано следующее:

«В ведении Российской Федерации находятся:

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе».

Фактически всё отдано «невидимой руке рынка» и частному капиталу, целью которого является только прибыль.

Доля иностранного капитала в энергетике России составляет примерно 30%. Самые мощные и эффективные гидроэлектростанции: Иркутская, Братская, Усть-Илимская и Красноярская принадлежат иностранной компании, учрежденной правительством США. Таким образом, Россия теряет свою экономическую независимость, порождает социальную напряженность и непредсказуемое будущее.

Основным условием выживания и развития страны является высокая ответственность государственных органов управления. Только правительство спасло США от развала во время великой американской депрессии. Только правительство обеспечивает высокие темпы развития Китая.

Главным условием экономической независимости, государственной безопасности, социальной стабильности, ускоренного развития страны и ответственности правительства за свои действия является государственная собственность на основные средства производства. Энергетика – это основа экономики и всей жизни страны. Поэтому закономерно, что все энергетические ресурсы и основные фонды должны принадлежать только государству.

 

Перестройка структуры Министерства энергетики

В СССР был единый государственный орган управления энергетической отраслью – Министерство энергетики и электрификации. В 1992 году было сохранено Министерство энергетики России, которое затем было преобразовано в ОАО РАО «ЕЭС России».

Однако в 2009 году этот единый государственный орган управления  энергетикой был разрушен. На его базе была создана группа независимых компаний, включающая:

6 оптовых генерирующих компаний (ОГК);

14 территориальных генерирующих компаний (ТГК);

генерирующую компанию ОАО «РусГидро»;

генерирующую компанию ОАО «Концерн Росэнергоатом»;

федеральную сетевую компанию ОАО «ФСК ЕЭС России»;

ОАО «Холдинг МРСК»;

ОАО «РАО Энергетические системы Востока»;

ОАО «Интер РАО ЕЭС»;

системного оператора ОАО «СО ЕЭС».

Одновременно была сформирована коммерческая инфраструктура оптового рынка электроэнергии и мощности, ОАО «Администратор торговой системы» (ОАО «АТС»), и создана саморегулируемая организация, объединяющая субъектов потребителей электрической и тепловой энергии НП «Совет рынка».

Единая энергетическая система России – это кровеносная система экономики. Ее разрушили. Наступила «махновщина». Условием выживания является объединение. Всякое разделение – это стагнация и гибель. Производство и потребление, разделение труда – это объективно закономерное условие объединения. Рынок в современной трактовке – это миф. На самом деле, это условие для уничтожения слабых производителей для установления действительной монополии сильных.

Министерство энергетики и электрификации СССР – это эталон государственного органа управления отраслью, это структура замкнутого цикла от науки, изысканий, проектирования до создания электростанций и производства электроэнергии. Практика – критерий истины. Среднегодовой рост выработки электроэнергии в советское время составлял около 10%. Среднегодовой рост экономики СССР с 1929-й по 1955 год составлял около 14%, что является до сих пор самым высшим достижением в мире (см. книгу «Кристалл роста»).

Для сохранения страны необходимо перестроить структуру Минэнерго по примеру Министерства энергетики и электрификации СССР.

 

Использование энергии рек

Экономически эффективный гидроэнергетический потенциал рек России составляет 850 ТВт.ч. Основная его часть (86%) приходится на 5 речных бассейнов: Енисейский – 34%, Ленский – 27%, Обский – 11%, Амурский – 7% и Волжский – 7%. Современная средняя годовая выработка электроэнергии ГЭС России, суммарная установленная мощность которых равна почти 45 ГВт, составляет около 170 ТВт.ч, или 20,7% экономического потенциала.

Такого неудовлетворительного отношения к использованию гидроэнергетического потенциала нет ни в одной стране: в США и Канаде он использован на 68–75%, в Бразилии на 94%, в странах Западной Европы на 80%, в Норвегии (с очень большими запасами нефти) на 96%.

Гидроэнергетику Сибири и Дальнего Востока необходимо рассматривать как важную часть Единой энергетической системы страны.

Введение в эксплуатацию линий электропередачи сверхвысокого напряжения 1500 кВ постоянного тока и 1150 кВ переменного тока, как это предусмотрено Стратегией развития энергетики России до 2030 года (постановление правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. №1715), обеспечит стабильные связи этих регионов с европейской частью нашей страны. Реализация транзита путем указанных ЛЭП позволит передавать из Сибири в западную часть России более 150 млрд кВт.ч дешевой электроэнергии, вырабатываемой на гидроэлектростанциях Сибири и на дешевых канско-ачинских углях.

Только одна Эвенкийская ГЭС мощностью 12 млн кВт и среднегодовой выработкой 50 млрд кВт.ч с передачей этой электроэнергии в европейскую часть страны равнозначна 7 миллионным блокам АЭС или 10 миллионным блокам ТЭС, сжигающим почти 15 млрд куб. м газа в год.

В своем Послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года В.В. Путин сказал: «Россия с ее гигантскими гидроресурсами использует свой потенциал менее чем на 20%. Необходимо начать строительство крупных ГЭС, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке». Но это указание не выполняется.

Правительству необходимо в кратчайший срок разработать и принять Государственную программу развития гидроэнергетики.

 

Усиление социальной политики

Несколько дней тому назад президент России В.В. Путин обозначил ближайшую наиболее важную задачу правительства – решительную борьбу с бедностью. Сегодня наиболее «униженными и оскорбленными» являются пенсионеры, работавшие на сооружении электростанций и электрических сетей. В подавляющем большинстве энергостроительные организации обанкротились и перестали существовать. Пенсии в России являются самыми низкими в мире. Средств для лечения болезней практически нет.

Необходимо, чтобы все энергетические предприятия оказывали материальную помощь пенсионерам, принимавшим участие в строительстве энергетических объектов.

 

Другие материалы номера