Луч тьмы

В ней отмечается: «По задумке авторов данного проекта этот полет должен стать наглядным свидетельством того, что полеты в космос постепенно становятся доступными не только для профессионалов, но и для все более широкого круга желающих. Руководству Роскосмоса во главе с Дмитрием Рогозиным очень хотелось хоть утереть нос американцам, планирующим съемки художественного фильма только на следующий год». По информации СМИ, против съемок художественного фильма в космосе выступил летчик-космонавт, Герой СССР и России, исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев. Летчик-космонавт Михаил Корниенко заявил: «Артистам, клоунам всяким, туристам на МКС не место. Это большая космическая лаборатория, не надо мешать профессионалам работать. Результат от этого проекта, который называется «Вызов», по моему убеждению, будет минимальным».  

К тому, что высказано в статье в качестве критического замечания: считаю, следует обратить внимание еще на один момент: на нравственный аспект подбора актрисы для полета в космос. Ю. Пересильд по замыслу авторов проекта должна стать настоящей героиней, увлекательным примером для современной молодежи, чтобы она «заболела» космонавтикой, как советская молодежь в 60-х годах прошлого века после пребывания в космосе Юрия Гагарина. Насколько оправдан выбор актрисы Юлии Пересильд на эту роль? Стоит посмотреть на ее выступления в Московском государственном театре наций (художественный руководитель Е. Миронов) в образе Катерины по пьесе А.Н. Островского «Гроза» (постановка Е. Марчелли). В качестве наглядного доказательства приводим фото, на котором изображена Ю. Пересильд в роли Катерины. Критик Н. Каминская так описывает происходящее на театральной сцене. «Катерина от Тихона (мужа. – В.К.) отбивается, и возникает явное ощущение, что супружеской близости между ними так и не было, что ночь с Борисом (любовник. – В.К.) – ее первый сексуальный опыт, и теперь только держись, ибо сильная и тугая пружина отпущена. В финале оба любовника перепачканы кровью, и что это – кровь первой ночи, следы семейных побоев или метафора вырвавшейся наружу губительной страсти – пойди, разбери». Литературный критик Т. Джурова, характеризуя режиссерскую деятельность Е. Марчелли, пишет: «Стоит вспомнить, что в режиссуру Марчелли пришел в начале 1990-х: время, когда целый ряд табу на проявления «плотского» рухнул, обернувшись разнузданностью, карнавализацией плоти. На рубеже веков режиссер стал лидером по количеству обнажений на сцене, заслужив в провинциальной прессе славу «режиссера-порнографа». Обнажение актерского тела для него – вызов, который он бросает не только зрителям, нежеланию признавать двусоставность человеческой природы, но и психологии русского актера, его телесным «зажимам». И еще это неистребимое шутовское желание ввернуть в очередной спектакль «голый зад», пока находятся те, кого этот голый зад повергает в шок».

Думается, в гробу переворачивается выдающийся русский драматург А.Н. Островский, автор пьесы «Гроза», от такой интерпретации произведения на театральной сцене. Представляю, какие бы эмоции проявила М.Н. Ермолова, выдающаяся русская драматическая актриса Малого театра, первая народная артистка республики (1920), Герой Труда (1924), классически исполнявшая роль Катерины. В ее понимании Катерина – высоконравственная женщина, «луч света в темном царстве» (выражение Н. Добролюбова, выдающегося русского литературного критика) в затхлом купеческом мире. Ю. Пересильд же, совместно с Е. Марчелли, произвольно трактуют Катерину в духе своих сексуальных фантазий, изображая без стыда и совести ее в образе обыкновенной бабенки, которая полностью лишена какой-либо духовности.

Кто-то скажет: «В условиях полного диктата главного режиссера, таких как Е. Марчелли, в театре артисту деваться некуда: увольняйся и пополняй ряды безработных, либо раздевайся на сцене». Да, под руководством режиссеров либерального толка сегодня происходит нравственная деградация актеров, особенно их молодой поросли. Вместо спектаклей, поставленных в классической манере, которые отражали характер исторической эпохи, прививали зрителю любовь к труду и образованию, культивировали здоровый образ жизни и, наконец, заставляли его размышлять о гражданском долге перед обществом и взаимной ответственности «отцов и детей», потоком пошли постановки совершенно иного рода. Их суть – смакование обнаженной натуры, откровенные постельные сцены, площадная лексика и явное неуважение к замыслу автора классической пьесы и к той эпохе, которая там отображена. К сожалению, такие актрисы, как Ю. Пересильд, активные соучастницы подобного псевдоноваторства на театральной сцене, и потому без угрызений совести вносят немалый вклад в нравственное падение национальной (русской и советской) театральной школы, выпестованной К. Станиславским, М. Ермоловой, В. Качаловым, А. Тарасовой, Т. Дорониной и многими другими корифеями актерского и сценического мастерства.

На официальном сайте президента Российской Федерации отмечается: «Юлия Пересильд – обладательница яркого актерского дарования, достойная продолжательница традиций русского психологического театра. Ее искусство исполнено душевности и сердечной открытости, трудолюбие соединено с чувством ответственности перед искусством и зрителями». Она лауреат премии президента Российской Федерации. Лауреат премии правительства Российской Федерации. Интересно, кто-то из государственных мужей видел ее новации в трактовке образа Катерины? Если да, то как это соответствует линии президента РФ В.В. Путина на формирование высоконравственной и духовно образованной молодежи?! По крайней мере ее взгляд на роль театра в жизни общества крайне отличается от государственного подхода. На вопрос корреспондента: «Зачем сегодня зритель приходит в театр? Ради развлечения или за духовной пищей?» она без обиняков ответила: «В театр приходят развлекаться». С точки зрения «развлекухи» становится совершенно понятным, почему она согласилась играть роль Катерины в трактовке Е. Марчелли, обожателя «обнаженки» на театральной сцене.

Ю. Пересильд по инициативе псевдопатриота Д. Рогозина и либерала К. Эрнста (руководителя 1-го канала на телевидении) символически становится теперь лицом не только нравственного упадка современного театра, но и современной российской космонавтики. Вот такой моральный ориентир для российской молодежи умышленно или по недомыслию совместно сотворили творцы-дельцы от Роскосмоса и Российского телевидения (кстати, обе эти организации носят статус государственных).

 

Другие материалы номера