Зачистили от мазута и коррупции

Примечательно, но эта новость не вызвала особого удивления. Редкий месяц проходит в России без разоблачений в коррупции среди генералитета Минобороны. Но в данном случае поражает мелочность генерала, слившего налево пять полноценных цистерн топлива. «Прудников обвиняется в том, что в период с октября 2019 года по декабрь 2020 года в г. Знаменске Астраханской области за безвозмездную передачу ООО «Я-Автодизель» нефтепродуктов, хранившихся на территории 161-й школы техников ракетных войск, и обеспечение беспрепятственного доступа к месту его хранения работников и автотранспорта этого ООО он получил от руководителей «Я-Автодизель» взятку на общую сумму 1?900?000 рублей, то есть в особо крупном размере», – сказано в материалах дела.

Государственный центральный межвидовой полигон Минобороны Капустин Яр известен на весь мир и еще недавно считался гордостью СССР и России. Именно с него запускались первые советские баллистические ракеты. На этом полигоне испытывались многие виды современнейшего вооружения, включая комплексы ПВО С-300 и далее по модификациям. А тут такой позор на голову военного ведомства.

Генерал-майор стал обвиняемым во взяточничестве благодаря тому, что его «слил» в показаниях его же подчиненный – полковник Алексей Прудников: он признался, что передал топливо коммерсантам за взятку в 1,9 млн руб., а затем поделился вознаграждением с командиром, а также рассказал о еще двух эпизодах коррупции начальника. Знакомые раскаявшегося офицера говорят, что полугодовое содержание под стражей стало для него «невыносимым» и он был готов назвать кого угодно ради свободы, которую и получил.

235-й гарнизонный военный суд Москвы освободил А. Прудникова из-под стражи.

Адвокат офицера Евгений Вагин категорически отказался от комментариев, однако знакомые с расследованием рассказали, что условием выхода обвиняемого из изолятора стали признание вины, раскаяние и заключенное им досудебное соглашение о сотрудничестве с Главной военной прокуратурой. В рамках этой сделки Алексей Прудников, по данным ряда СМИ, дал показания о трех эпизодах взяток с участием генерала Кислова. Но для начала полковник признал, что в 2019 году разрешил проезд на территорию своей части водителям бензовозов ООО «Я-Автодизель» из Ямало-Ненецкого АО и позволил им выкачать мазутохранилище школы техников объемом 300 тонн.

Операция была официально задекларирована как очистка особо охраняемого военного объекта, поэтому за мазут «Я-Автодизель» не платил, однако после его вывоза гендиректор фирмы-подрядчика, как следовало из показаний полковника, передал ему наличными 1 млн 900 тыс. рублей. Эту сумму предприимчивый офицер, опять же по его словам, поделил со своим непосредственным начальником, командиром полигона Капустин Яр генерал-майором Олегом Кисловым. Подробности других эпизодов коррупции пока неизвестны.

На сотрудничество со следствием полковник Прудников пошел в ноябре и вскоре после этого командир Капустина Яра Кислов был задержан на полигоне и под конвоем доставлен из Астраханской области в Москву. Ему предъявили обвинение по той же тяжкой статье, а затем ГВСУ СКР обратилось в военный суд с ходатайством об аресте генерала. Однако суд удовлетворил его, как сказано в решении, лишь «частично».

Сослуживцы старших офицеров пребывают в шоке от случившегося. Они были уверены, что в тех танках, где хранился мазут, был так называемый нефтешлам. Вроде бы как полковника Прудникова даже штрафовали за нарушение экологических норм и даже пытались привлечь его к ответственности через суд.

В принципе после этой операции по вывозу с базы полигона мазута была абсолютная тишина, командир полигона и предприимчивый делец расстались вполне довольные друг другом. Но два года спустя коммерсанта Яваева задержали сотрудники военной контрразведки по подозрению в мошенничестве. Совершенно по другому эпизоду.

Именно бизнесмен первым согласился на сотрудничество со следствием. Он заявил на допросе, что на самом деле не покупал мазут и не принимал его в дар, а получил топливо за ­взятку.

Ренат Яваев рассказывал журналистам, что его «Я-Автодизель», хотя и зарегистрирован в Ямало-Ненецком АО, работает в разных регионах страны. «Выбираем направления по мере наших потребностей и финансовых возможностей», – пояснил он. Мазут из школы техников коммерсант выкачивал, заключив официальный договор и согласовав его «со всеми службами», а иначе, по его мнению, «на особо охраняемом объекте и быть не могло». Яваев отметил, что сам он как «человек маленький» выполнил всё, что от него требовалось: предоставил следствию документы по контракту и дал исчерпывающие показания. Теперь, по его словам, «пусть те, кто втянул нас в эту мутную историю, сами разбираются».

 

Другие материалы номера