Юбилей песни – защитницы Родины

В землянке

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти – четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Алексей Сурков

 

***

Известный поэт и журналист Алексей Александрович Сурков, в первые дни войны добровольцем уйдя на фронт, был направлен военкором в газету «Красноармейская правда».

В ноябре фашисты подошли близко к Москве. Ожесточенные бои шли за каждую деревню, рощу и даже метр земли. Для поддержания боевого духа солдат на фронт и прибыли военкоры газеты «Красноармейская правда». Журналисты, среди которых был поэт Алексей Сурков, 27 ноября, ровно 80 лет назад, вместе со штабными офицерами на грузовике отправились в деревню Кашино, где располагался командный пункт 22-го гвардейского стрелкового полка. Доехав до места назначения, журналисты и штабисты узнали, что попали в окружение. Вражеские солдаты, заняв соседние дома, начали усиленный обстрел блиндажа, в котором укрылись репортеры. Один из офицеров незаметно подобрался к домам, в которых засел противник, и забросал их гранатами. Тем, кто скрывался в блиндаже, удалось выбраться. Они проскользнули к речке и по ее тонкому льду, под шквальным огнем, перешли на другой берег, а далее, даже не подозревая, что идут по минному полю, по колено в снегу пробрались к нашим позициям, находившимся у деревни Ульяшино.

Всё, что произошло, для военкора Суркова  было боевым крещением. Вышедших из окружения, усталых и продрогших, разместили в землянке, которую уютно согревала небольшая железная печурка. Чтобы снять усталость и напряжение, кто-то взял в руки гармонь, кто-то сразу заснул, а Сурков в своем потрепанном блокноте пытался сделать наброски будущей статьи, однако вместо  репортажа у журналиста стали рождаться стихи, в которых, обращаясь к своей любимой жене Софье Кревс, поэт поведал о том, что ему пришлось пережить. Так появились четыре строфы, вскоре ставшие знаменитой песней, начинающейся словами «Бьется в тесной печурке огонь…».

Прибыв в Москву, поэт доработал свое «домашнее» шестнадцатистрочное стихотворение, озаглавленное «Тебе, солнышко мое!», переписал и в треугольном конверте отправил супруге Софье Антоновне, в то время находившейся вместе с детьми в эвакуации в городе Чистополе.

Возможно, стихи Алексея Суркова о землянке затерялись бы в семейном архиве, однако судьба этому произведению была уготована совсем иная. Спустя два с половиной месяца в квартире Алексея Александровича, которого в то время направили работать в газетку «Фронтовая правда», раздался телефонный звонок. В трубке поэт услышал голос своего хорошего знакомого – композитора Константина Листова. В дружеском разговоре Константин Яковлевич попросил у Суркова какой-нибудь текст для песни. Алексей Александрович поначалу сильно озадачился, ведь в то время он занимался лишь фронтовыми репортажами, но вспомнил про стихи, адресованные любимой жене. Листов получил желаемый листок с поэтическим текстом, а прочитав его, был поражен эмоциональностью и искренностью лирических строк. Через несколько дней в редакции он спросил у военкоров гитару и исполнил новую песню, которую озаглавил «В землянке». Вечером того же дня к Суркову обратился фотокорреспондент Михаил Савин с просьбой дать текст вновь услышанной песни. Мелодия ему запомнилась после первого исполнения, а получив стихи, он сразу под гитарный аккомпанемент задушевно запел «Бьется в тесной печурке огонь…». Писатель Евгений Воробьев и фотокорреспондент Михаил Савин  отнесли откопированный текст и мелодию песни «В землянке» в газету «Комсомольская правда».

Вскоре композиция была напечатана в газете, и этого было достаточно, чтобы песня в короткий срок разошлась по всей стране. Ее приняли душой и сердцем как на фронте, так и в тылу. Красивая музыка и трогательные слова песни так пришлись по душе солдатам, что они пели ее не только на привале, но и идя в атаку. Полюбившуюся композицию сразу включили в свой репертуар такие популярные исполнители, как Лидия Русланова, Леонид Утесов, Клавдия Ивановна Шульженко, а также многочисленные творческие коллективы, которые для подъема боевого духа солдат с концертами непрерывно разъезжали по всем фронтам.

 

Другие материалы номера