Какой год на дворе?

А ведь весной исполнится 60 лет «Голубому огоньку» – телевизионной музыкально-развлекательной передаче, выходившей в эфир на Первой программе Центрального телевидения СССР с 6 апреля 1962 года. Почетный гость первого выпуска 1962 года – космонавт Юрий Гагарин. Ну и теперь достойные поводы-события случаются, но отзыва не находят.

Стало известно, что 30 декабря президент России наконец-то подписал указ об установлении в 2022 году Года культурного наследия народов РФ. Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится «в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ». Правительству в двухмесячный срок, то есть к весне только, поручено образовать организационный комитет по проведению Года культурного наследия народов России, а также обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий.

А чего столько тянули? Чтобы сорвать проведение важного года? Ведь все планы и бюджеты утверждены, а Владимир Путин поддержал идею провести в России Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов на заседании Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, которое прошло в Нальчике еще при министре Мединском. «Ранее уже предлагалось провести в России Год народного искусства и нематериального культурного наследия наших народов. Давайте так и сделаем, сделаем это в 2022 году», – сказал глава государства. И то название было длиннее, но точнее, потому что под краткую формулировку указа, как обычно, не войдет «мелочь» – русская культура, наследие исконной России – ее же никогда в расчет не берут при такой постановке вопроса. Мордовская или чеченская культура – да, их надо лелеять, а русская могучая – сама выживет…

Но сегодня именно русская культура не могучая, не доминирующая, а самая уязвимая. Голубой экран вопиет об этом! Но к чему тут основы культурологии, когда новогодние представления показали, что руководители каналов и продюсеры представления не имели, что же за Год такой объявлен президентом. Ни словечком, ни подбором номеров не напомнили об этом. Все было: ретро-метро, итальяно-раздевано – не было только многонациональной российской культуры, ну и, понятно, – дыхания самой России, хоть досоветской, хоть постсоветской. Ну лучшие-то песни – сплошь советские! Опять обветшалые «звезды» – все те же лица, но на этот раз слегка приправленные «знаменитостями» поколения Next, попавшими в телек с Ютубов и ТикТоков, но не принесшими – за отсутствием любых талантов – ни малейшего оживления, которого, по всей видимости, ждали туповатые продюсеры. Даня Милохин, Клава Кока и Юлия Зиверт теперь рвутся в телевизор и на политические тусовки, а ведь получали славу в интернете, демонстрируя, что презирают весь официоз. Оказывается, только помани… Но что они из себя представляют? Правда, у нас и «звезды» есть такие же. Например, богач и знаменитость Сосо Павлиашвили ни имеет ни голоса, ни сценического образа по большому счету (ну, крутой грузин из тачки), но, оказывается, он и двигаться не умеет, не может усвоить ни одного движения из лезгинки – попробовал подергаться, как старик на дискотеке, и доказал: только в России можно с такими данными процветать – конечно, не в самой Грузии!

А другие мастера микрофона, корифеи юмора и ведущие прямых эфиров? Как надоели одни и те же песни и приемы Валерия Леонтьева (хоть он танцевать перестал, доверясь полуобнаженному кордебалету), Николая Баскова, Стаса Михайлова, Валерии, Софии Ротару, но ведь для молодых – это полный отстой, а для старшего поколение – дальнейшее разочарование. Единственное интересное явление – Ротару, которая поклялась в Россию ни ногой, пока Крым остается российским. Что-то, видно, поменялось в миропонимании, но не в репертуаре – опять обрыдшая «Хуторянка». Появилась еще одна украинская телеведущая – Жанна Бадоева в безвкусном платье. Им что, можно меньше платить, чем нашим зазвездившимся ведущим?

Вести программу доверили растолстевшему на лицо Андрею Малахову, Николаю Баскову, Максиму Галкину, Дмитрию Губерниеву, который вообще теперь царит на экране, помимо Матч-ТВ: кажется, что он везде – от биатлона до циклотрона. Не самое интеллектуальное лицо выбрали для всех каналов. Ну да что есть… Юмористическая часть программы обсуждению не подлежит. Она состояла из номеров «Кривого зеркала» и примкнувших к ним артистов типа Игоря Верника, Геннадия Ветрова, Александра Олешко, Юрия Стоянова. Топорно шутили о самом неподходящем – эпидемии, вакцинации, куар-кодах, локдаунах и самоизоляции. Как бы их самих изолировать?

Верное замечание сделала писательница Анастасия Миронова: «Эрнст испортил вчера настроение десяткам миллионов людей в России и бывших советских странах. Он сделал то, чего при нормальном человеческом сосуществовании делать не принято: в праздничный вечер напомнил людям об их величайшей трагедии. Сегодня в России девяностые являются самой большой трагедией для большинства населения страны. Понимаете? Большинство из нас более страшных и тяжелых времен не помнит. Поэтому и только поэтому на нашем ТВ не было никаких успешных развлекательных проектов и шоу о 90-х. Дискотека 80-х была, а дискотеки 90-х нет. Пару раз за последние годы предпринимались попытки создания таких передач, но они проваливались: люди не хотят смотреть на свое прошлое, когда они были унижены, растоптаны, сидели без денег и смотрели в телевизоре, как растаскивают их страну. Это слишком тяжело».

Но, повторяю, весь этот тяжелый паноптикум затмил суть объявленного президентом тематического года. Разве нельзя было ее подчеркнуть, продвинуть, расцветить? Нельзя же одними «Бурановскими бабушками» ограничиваться, счастливо попавшими на экран и малость потеснившими устаревших «Новых бабок». Сколько национальных талантов в России, сколько самоцветных коллективов в коренной России – от Рязанского хора до Северного хора! И молодые таланты продолжают прорастать сквозь бесплодную почву, идут упорно учиться в ту же Гнесинку, совершенствуются в пении народных песен, даже не мечтая попасть на нынешний экран. Но наплевательское отношение телевизионщиков под руководством чиновника Громова на последние проблески какой-то государственной политики просто озадачивает. Все – не осталось никакой надежды?

Слова с высоких трибун, программы и даже финансирование в полумраке – сами по себе, а светящийся экран – отдельно? Губительный путь.

 

Другие материалы номера