В своем письме она рассказала о «Трех мечах», триптихе о Великой Отечественной и Второй мировой войне ставших символами победы советского народа над фашизмом. Она пишет: «Меч – аллегорический символ победы над врагом – был выкован на Урале, поднят на Волге и победно опущен в Германии. Такова идея композиции, воплотившаяся в знаменитых памятниках советских скульпторов: «Тыл – фронту» в Магнитогорске, «Родина-мать зовет!» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Германии». Редакция считает крайне важным напомнить об этом, особенно на фоне нынешних событий на Украине.
Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур – «Родина-мать зовет!», которая установлена в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов. Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей) включает в себя также монументы: «Тыл – фронту», который установлен в Магнитогорске, и «Воин-освободитель», расположенный в Трептов-парке в Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент – Меч Победы.
Два из трех монументов триптиха – «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!» – произведения одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча. Третий монумент Вучетича, который не относится к данной серии, был установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН. Композиция под названием «Перекуем мечи на орала» демонстрирует нам рабочего, который перековывает меч в плуг. Сама скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступления торжества мира на Земле.
Первая часть трилогии «Тыл – фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. В городе, где наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага – в Берлине.
Причины, по которым именно Магнитогорску выпала такая честь – стать первым российским городом, в котором был установлен памятник труженикам тыла, ни у кого не должна вызывать удивления. Согласно статистическим данным, каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы войны был выпущен из магнитогорской стали. Отсюда и такой символизм этого монумента – рабочий-оборонщик, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату-фронтовику, который отправляется на Запад. Туда, откуда пришла беда.
Позднее этот выкованный в тылу меч вознесет вверх в Сталинграде на Мамаевом кургане «Родина-Мать». И уже в завершение композиции «Воин-освободитель» опустит меч на свастику в самом центре Германии, довершив разгром фашистского режима. Красивая, лаконичная и очень логичная композиция, объединяющая три самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной войне.
Несмотря на то, что Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил его в Берлине, монументы триптиха были построены в обратном порядке. Так, памятник «Воин-освободитель» был установлен в Берлине уже весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» закончилось осенью 1967 года. А первый монумент серии «Тыл – фронту» был готов только летом 1979 года.
Авторами уральского монумента стали скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Для создания монумента использовались два основных материала – гранит и бронза. Высота памятника составляет 15 метров, при этом внешне он выглядит гораздо внушительнее. Этот эффект создает то, что монумент располагается на высоком холме.
Искусственный холм был возведен для монумента. Его высота составила 18 метров, основание холма специально было укреплено железобетонными сваями. Памятник был изготовлен в Ленинграде, а в 1979 году его установили на месте. Монумент также был дополнен двумя трапециями высотой в рост человека, на которых были перечислены имена жителей Магнитогорска, получивших в годы войны звание Героя Советского Союза. В 2005 году была открыта еще одна часть памятника. На этот раз композиция была дополнена двумя треугольниками, на которых можно прочесть имена всех жителей Магнитогорска, которые погибли во время боевых действий в 1941–1945 годах (всего названо больше 14 тысяч фамилий).
Монумент «Родина-мать зовет!» расположен в городе Волгограде и является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», который расположен на Мамаевом кургане. Данная статуя считается одной из самых высоких на планете. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Скульптура была создана по проекту скульптора Е.В. Вучетича и инженера Н.В. Никитина. Данный монумент – аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить вторгшегося врага.
Возникает аналогия со статуей античной богини победы Ники Самофракийской, которая также призывала своих детей дать отпор захватчикам. Впоследствии силуэт скульптуры «Родина-мать зовет!» был помещен на герб и флаг Волгоградской области. Стоит отметить, что вершина для строительства монумента была создана искусственным образом. До этого наивысшей точкой Мамаева кургана в Волгограде была территория, которая располагалась в 200 метрах от нынешней вершины. В настоящее время там находится храм Всех Святых.
На создание монумента в Волгограде без учета постамента ушло 2400 тонн металлоконструкций и 5500 тонн бетона. При этом общая высота скульптурной композиции составила 85 метров (по другим данным 87 метров). Перед тем, как приступить к строительству монумента, на Мамаевом кургане был вырыт фундамент под статую глубиной 16 метров, а на этом фундаменте была установлена двухметровая плита. Высота самой 8000-тонной статуи составила 52 метра. Для того чтобы обеспечить необходимую жесткость каркаса статуи, было применено 99 металлических тросов, которые находятся в постоянном натяжении. Толщина стен памятника, выполненных из железобетона, не превышает 30 см, внутренняя поверхность памятника представляет собой отдельные камеры, которые напоминают конструкции жилого здания.
Первоначально 33-метровый меч, который весил 14 тонн, был выполнен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Но огромные размеры статуи приводили к сильному раскачиванию меча, особенно это было заметно в ветреную погоду. В результате таких воздействий конструкция постепенно деформировалась, листы титановой обшивки начали смещаться, а при покачивании конструкции появлялся неприятный металлический скрежет. Чтобы устранить данное явление, в 1972 году была организована реконструкция монумента. В ходе работ лезвие меча было заменено на другое, которое было изготовлено из фторированной стали, с проделанными отверстиями в верхней части, которые должны были снизить эффект парусности конструкции.
8 мая 1949 года, в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией, в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы. Монумент «Воин-освободитель» был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил Е.В. Вучетич, а архитектором Я.Б. Белопольский. Памятник был открыт 8 мая 1949 года, высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Данный монумент стал символом Победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма.
Скульптура солдата произведена весной 1949 года в Ленинграде на заводе «Монументальная скульптура», она состояла из 6 частей, которые затем были перевезены в Германию. Работы по созданию мемориального комплекса в Берлине были закончены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал торжественно открыл советский комендант Берлина генерал-майор А.Г. Котиков. В сентябре 1949 года все обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.
Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку. Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов – уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Сам Вучетич создавал монумент «Воин-освободитель» с советского десантника Ивана Одаренко из Тамбова. А для девочки на скульптуре позировала 3-летняя Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора Берлина. Любопытно, что на эскизе памятника солдат держал в свободной своей руке автомат, но по предложению Сталина скульптор Вучетич заменил автомат на меч.
Внутри постамента располагается круглый зал. Его стены были украшены мозаичным панно (автор – художник А.В. Горпенко). На панно были изображены представители различных народов, включая народы Средней Азии и Кавказа, которые возлагают венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества». В центре зала был установлен постамент кубической формы, выполненный из черного полированного камня, на котором установлен золотой ларец с пергаментной книгой в красной сафьяновом переплете. В эту книгу были вписаны имена героев, которые пали в боях за немецкую столицу и были похоронены в братских могилах. Купол зала был украшен люстрой диаметром 2,5 метра, которая изготовлена из хрусталя и рубинов, люстра воспроизводит орден «Победа».
* * *
Яков БЕЛОПОЛЬСКИЙ, советский архитектор, Народный архитектор СССР (1988). Лауреат Ленинской (1970) и Сталинской премий первой степени (1950): «…Мало кто знает, что гениальный скульптор Евгений Вучетич при создании этих монументов думал о триптихе – то есть о трех памятниках! Еще один воин с мечом стоит в южноуральском городе Магнитогорске. Это не случайно: в годы войны каждый второй танк и каждый третий снаряд, выпущенный по фашистским захватчикам, были сделаны из магнитогорского металла, а лист брони был сделан из магнитогорской стали. Рабочий, труженик тыла передает меч воину, памятник носит название «Тыл – Фронту». Печально, но к моменту строительства этого памятника Вучетич уже скончался…
А после смерти Вучетича я как постоянный соавтор большинства памятников, созданных Вучетичем, вместе со скульптором Львом Головницким воплотил замысел Вучетича в Магнитогорске, исполинский памятник «Тыл – фронту». Так получился богатырский триптих Великой Отечественной, объединенный образом Меча Победы. Открыли этот памятник в 1979 году. Именно тогда замысел Вучетича воплотился до конца. Меч – аллегорический символ победы над врагом – был выкован на Урале, поднят на Волге и победно опущен в Германии. Такова идея композиции, воплотившаяся в скульптурах: «Тыл – фронту» в Магнитогорске, «Родина-мать зовет!» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Германии».