Оно и понятно – деньги на выставку были потрачены немаленькие – одни павильоны влетели в ту еще копеечку, – поэтому грех было не воспользоваться возможностью показать себя с наилучшей стороны всему миру.
Правда, в отличие от других стран, СССР это было сделать весьма непросто, так как еще до начала выставки русская эмиграция отметилась рядом крайне враждебных выпадов в адрес советских представителей…
Выставка не успела открыться, а в эмигрантской прессе началось шельмование советской делегации, раздались первые угрозы, и стали появляться злобные карикатуры на советский павильон. Который – забегая вперед – вскоре получил Гран-При Парижской выставки и вызвал неподдельный восторг не только у его посетителей, но и у архитекторов с мировыми именами.
Но лучше всех о советском павильоне высказался даже не его автор – мэтр советской архитектуры Б. Иофан, а французский журналист Филипп Ламур: «Через тридцать лет, когда внуки теперешних французов попытаются восстановить посредством точной картины великолепное воспоминание о полной чудес парижской выставке, они, несомненно, вспомнят немало остроумных сооружений и тысячу забавных деталей этого огромного города, импровизированного в течение нескольких месяцев на берегах Сены. Но то, что навеки запечатлеется в памяти парижан, венчая этот праздничный город, достигая высоты небес, – это гигантская статуя павильона Советов, в которой молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу».
С французским журналистом трудно не согласится, потому что советский павильон авторства Б. Иофана и венчающая его скульптурная группа В. Мухиной «Рабочий и колхозница» стали одним из символов Парижской всемирной выставки.
Несмотря на то, что напротив советского павильона размещался монументальный павильон Германии, подавлявший всю выставку своей тевтонской мрачностью и массивностью, именно советский павильон с «Рабочим и колхозницей» был воплощением пассионарности, «радостной легкости и большой надежды», как верно подметил Филипп Ламур…
Советский павильон был возведен в рекордно короткие сроки и 25 мая 1937 года открыл двери перед многочисленными посетителями, став самым посещаемым павильоном выставки. Стоит отметить, что советская экспозиция вызвала удивление, если не изумление, даже у недоброжелателей СССР. Потому что они ожидали увидеть пропагандистскую развесистую клюкву, о чем заранее предупреждала эмигрантская пресса, а увидели план преобразования огромный страны.
И самое главное – результаты этих преобразований. В пяти залах советского павильона были представлены все достижения страны — от одежды, обуви до автомобилей, паровозов и макетов электростанций и станций метро.
Можно было ненавидеть Советскую власть, но нельзя было отрицать очевидное – всего через 12 лет после того, как последний интервент покинул территорию страны, СССР совершил головокружительный научно-индустриальный рывок. Такой, какой мало кто ожидал от страны с разрушенной Мировой и Гражданской войнами экономикой.
Кроме того, все привыкли к выставочным павильонам царской России в стилистике «а-ля рюс», где действительно была псевдонациональная развесистая клюква, блины, икра и балалайки. И где было очень мало промышленно-технических достижений, которые воспринимались скорее как некая диковинка, внезапно обнаружившаяся в лапотной России.
Нечто подобное опять вошло в моду после развала СССР, когда выставочные средства тратились на всякую блинно-икорную мишуру и кокошники.
Советская экспозиция кардинально отличалась от царской именно своей промышленной направленностью, демонстрацией того, чего страна достигла за годы первых пятилеток. А достигла она многого, поэтому неудивительно, что на советскую экспозицию моментально пролился самый настоящий дождь из наград.
Например, Гран-При Парижской всемирной выставки получил паровоз серии ИС – самый мощный в Европе. Советский Союз смог разработать этот паровоз в начале тридцатых годов и в 1932 году запустить в серийное производство. За десять лет было выпущено 649 паровозов, и если бы не война, их выпуск продолжался бы и дальше.
Гран-При Парижской выставки получил трактор ЧТЗ С-65 «Сталинец» – первый советский дизельный трактор и первый трактор, который СССР начал экспортировать. С 1937 по 1941 год Челябинский тракторный завод выпустил более 37,6 тысяч тракторов С-65.
Для сравнения, в 2019 году все тракторные заводы РФ произвели меньше тракторов, включая трактора-иномарки, чем один только Челябинский тракторный завод выпускал тракторов в конце тридцатых годов. Это к вопросу о том, как должно выглядеть реальное, а не пропагандистское «вставание с колен».
Гран-При Парижской всемирной выставки получили станции московского метро «Сокольники» и «Дворец Советов» («Кропоткинская»). Не имея абсолютно никакого опыта в строительстве метро, не зная толком, как должны выглядеть станции и как лучше организовать пассажиропоток, советские метростроители, тем не менее, удостоились Гран-При за самые первые построенные ими станции Московского метрополитена. Сразу же показав, что они взяли весьма высокую планку, и впоследствии станции московского метро не раз завоевывали Гран-При на международных выставках.
Например, через два года, на Нью-Йоркской всемирной выставке Гран-При получит станция метро «Маяковская». Но начало этой славной традиции было положено в 1937 году в Париже, где «Сокольники» и «Дворец Советов» выиграли первые награды на выставках такого уровня.
Удостоился Гран-При в Париже и знаменитый в Новосибирске «Стоквартирный дом», автором проекта которого был известный советский архитектор Андрей Крячков. Казалось бы, незаурядной и смелой архитектурой французов удивить сложно, обычно они сами привыкли удивлять весь мир, но детище А. Крячкова вызвало в Париже если и не восхищение, то уж точно уважение к смелому и неординарному проекту.
«Сталинский ампир» – презрительно скривят губы ненавистники всего советского, как ни странно, мечтающие жить не где-нибудь, а именно в сталинских высотках. Точно так же готовы были кривить губы и ухмыляться над достижениями Советского Союза представители белой эмиграции, но, как впоследствии признавали многие из них, особенно те, кому тогда было не особо много лет, увиденное в советском павильоне многих заставило взглянуть на СССР совсем под другим углом.
Оказалось, что многое из белоэмигрантской пропаганды не просто не соответствует действительности, а является откровенной ложью. Оказалось, что у СССР уже есть такие достижения, которыми не стыдно гордиться и в Европе, причем это такие достижения, которые вряд ли были бы возможны в царской России.
Оказалось, что в Советском Союзе не только выпускают автомобили, паровозы, комфортабельные мягкие вагоны (еще один Гран-При), но и снимают хорошие фильмы, например, «Чапаев», получивший свой Гран-При. Да и советское искусство – это не только рисование бесхитростных революционных плакатов, а и выдающиеся картины. Свидетельством чего служит картина художника А. Герасимова «После дождя», также получившая Гран-При в Париже.
Из Парижа советская делегация уезжала с богатейшим урожаем: 95 Гран-При и 70 золотых медалей, а всего – 270 наград. Абсолютный рекорд выставки.
Впрочем, ничего удивительного тут нет, ведь СССР изначально создавался страной, претендовавшей только на высшие награды, будь то спорт, культура да и все остальное тоже. СССР можно было любить или нет, но что в 1937 году в Париже, что в 1939 в Нью-Йорке, что в 1958 году в Брюсселе — вряд ли у кого-нибудь повернулся бы язык назвать Советский Союз страной-дауншифтером. Что мы слышали не так давно в адрес РФ, причем не от какого-нибудь польско-украинско-прибалтийского махрового русофоба, а от одного, далеко не последнего в стране человека.
Память о триумфе на Парижской всемирной выставке, к счастью, сохранилась на века. Во всяком случае, в это хочется верить. Культовая скульптурная группа В. Мухиной «Рабочий и колхозница», как и раньше, стоит на ВДНХ, а так восхищавшая всех в Париже карта СССР площадью 26 кв. м. и весом 3,5 тонны, изготовленная из драгоценных и полудрагоценных камней, в настоящее время находится в Санкт-Петербурге.
Эта уникальная карта-мозаика получила Гран-При в Париже в 1937 году и золотую медаль в Нью-Йорке два года спустя и в настоящее время является одним из сохранившихся до наших дней материальных свидетельств советского триумфа 83-летней давности.
В музеях сохранились и паровозы серии ИС, и трактора С-65 «Сталинец», также получившие Гран-При в Париже, а в Третьяковской галерее экспонируется ставшая чрезвычайно известной после попадания во многие школьные учебники картина А. Герасимова «После дождя». В общем, наследие Советского Союза и память об успехах страны в Париже живы до сих пор.
В этой связи хочется задать сам собой напрашивающийся вопрос: а что может привезти РФ на выставку, аналогичную тем, что проводились в 1937 году в Париже или 1958 году в Брюсселе?
«Натурализованный» поезд «Сапсан» разработки концерна Siemens? Новейший грузовик КамАЗ с кабиной от Mercedes-Benz Actros образца 2012 года? Собранный в бывших цехах завода АЗЛК французско-румынский бюджетник Renault Logan? Или собранный в Петергофе, на улице Карла Сименса, холодильник Bosch? Может, робота Федора или какой-нибудь выдающийся фильм, скульптуру или картину?
Хотя зачем все это, ведь со времен царя-батюшки есть давно проверенный «формат» – павильон в стиле «а-ля рюс» с балалайками, икрой, водкой и блинами. А всякие там грузовики да холодильники с поездами пусть китайцы привозят.
Правда, 12 миллионов посетителей, как на Всемирной выставке в Монреале 1967 года, вряд ли стоит ожидать при таком формате павильона, но у нас давно уже исповедуется олимпийский принцип – главное не победа, а участие.