Первые три из них считаются англо-американскими, четвертая – голландская. Общая численность их сотрудников по всему миру – около 1,1 млн человек. Суммарные доходы (revenues) по итогам 2020 года – 157 млрд долл., в том числе (млрд долл.): Deloitte – 47,60; PwC – 43,03; EY – 37,20; KPMG – 29,22.
Примечательно, что эти компании занимаются не только аудитом, но и консалтингом. Из суммарных доходов в 157 млрд долл. лишь 57 млрд долл. были получены за счет предоставления аудиторских услуг. Почти все остальные 100 млрд долл. – результат консалтинговой деятельности. Особый упор делается на консалтинг по налогам. В 90-е годы на российский рынок пришли все четыре аудиторских гиганта. И их клиентами стали крупнейшие российские компании и банки и, более того, российские министерства и другие государственные ведомства. Также Центральный банк.
«Большая четверка» имеет явные признаки мирового картеля, монополизировала свои позиции на рынке аудиторских услуг. Вот, например, в России, по данным Минфина, действует в общей сложности 3800 аудиторских компаний. При этом на «Большую четверку» приходится без малого половина всех доходов отрасли в России.
Вокруг «Большой четверки» возникают постоянные скандалы. Тут и сговоры аудиторов с клиентами, когда за дополнительные деньги клиентам «рисуются» отличные аудиторские заключения. Тут и сокрытие тех преступлений, которые выявляются в ходе аудиторской проверки. Важно, что компании «Большой четверки» совмещают аудиторские услуги с консалтингом. Такой консалтинг часто толкает клиентов на нарушение законов. Например, было немало скандалов, связанных с тем, что клиенты по советам «Большой четверки» уклонялись от уплаты налогов. В итоге постоянные судебные разбирательства, в которых ответчиками выступают компании «Большой четверки», штрафы, выплаты компенсаций пострадавшим.
И все это лишь вершина айсберга. «Большая четверка» не просто бизнес по зарабатыванию денег путем предоставления аудиторских услуг. Это гораздо более масштабный бизнес, основанный на том, что аудиторы передают конфиденциальную информацию, получаемую в ходе проверки, третьим лицам. А «третьи лица» – конкуренты аудируемых клиентов или бизнес-структуры, умеющие делать деньги с помощью секретной информации. Еще одна категория «третьих лиц» – государственные структуры. В первую очередь это правоохранительные органы. В случае расследования тех или иных дел им может требоваться информация, которой располагают только аудиторы. А если эти дела касаются крупных корпораций и банков, тогда наверняка необходимую информацию можно получить у «Большой четверки», которая работает с «крупняком». Наконец, последнее по списку, но, наверное, первое по значению – связи «Большой четверки» со спецслуж-бами.
Сеть филиалов и дочерних компаний, которую «Большая четверка» создала в России, напоминает агентурные сети резидентур разведок. Аудиторы на местах занимаются сбором секретной информации и передают ее в свои штаб-квартиры в Англии и Голландии. А оттуда такая информация передается в спецслужбы Великобритании, США и их ближайших союзников. Россия почти три десятилетия находится под колпаком аудиторско-разведывательного сообщества коллективного Запада.
Год назад наметились первые признаки эмансипации России от засилья «Большой четверки». 19 апреля 2021 года правительство Российской Федерации приняло постановление № 622 под названием «Об ограничениях на предоставление информации и документации аудиторской организации, индивидуальному аудитору». В нем определен перечень информации и документов, которые не должны предоставляться аудируемым лицом аудиторам, если последние находятся под прямым или косвенным иностранным контролем.
Однако «Большая четверка» была готова к такому развитию событий. Ее головные компании заранее создали кучу фирм, предназначенных для оказания аудиторских и консалтинговых услуг на территории РФ. При этом фирмы зарегистрированы в российской юрисдикции, а ее сотрудники и руководители являются гражданами РФ. Владельцы таких компаний, называемые «управляющими партнерами», – так же россияне. Т.е. формально такие «новоделы» под ограничения постановления №622 не подпадают.
Правда, в названиях этих новоиспеченных фирм присутствуют имена компаний «Большой четверки». Между указанными фирмами и компаниями «Большой четверки» заключены договоры франшизы, дающие права местным фирмам использовать знаменитые бренды. Вот, например, в начале прошлого года в нашей стране были зарегистрированы следующие «чисто российские» аудиторские компании, в -названиях которых фигурировал бренд «Ernst & Young» (EY): Ernst & Young (CIS) B.V.; Ernst & Young Business Advisory Services LLC; 6) Ernst & Young IT Limited Liability Company; 7) Ernst & Young LLC; Ernst & Young Valuation and Advisory Services LLC; EY Academy of Business Limited Liability Company. И несмотря на такие вызывающие вывески, указанные фирмы и после вступления в действие постановления № 622 могли оказывать аудиторские и консалтинговые услуги компаниям оборонно-промышленного комплекса -России.
При этом так называемые российские фирмы остались в составе империй «Большой четверки». О механизме контроля иностранных аудиторских гигантов над местными аудиторскими фирмами я рассказывать сейчас не буду, отсылаю к своей книге: «Банда четырех. Финансово-экономический шпионаж в Российской Федерации» (М.: Книжный мир, 2021). Год назад я писал, что полумерами типа постановления правительства № 622 от 19 апреля выгнать из страны экономических разведчиков, прикрывающих свои истинные цели аудитом, не получится. Нужны радикальные решения. На начало 2022 года сеть фирм, находящихся в сфере влияния «Большой четверки» и действующих на территории Российской Федерации, насчитывала 15 тысяч сотрудников. Они, как сообщает британская Financial Times, продолжали «окучивать» все ведущие государственных и частные компании и банки страны
И вот против России началась санкционная война. Уже в начале марта мы услышали о радикальных решениях по аудиту, причем они исходили не от российских властей, а от компаний «Большой четверки». Все они заявили о том, что прекращают свою деятельность в России, внятно намекнув, что они осуждают военную операцию на Украине. Примечательно, что руководители компаний «Большой четверки» продемонстрировали способность бежать впереди паровоза. Лишь 3 июня Брюссель объявил о вступлении в силу шестого пакета санкций. В нем, помимо всего, содержится запрет на предоставление консалтинговых и аудиторских услуг – спустя ровно три месяца после заявления «Большой четверки».
Однако после громогласного заявления об уходе из России громкого хлопка дверью не последовало. Со стороны руководства «Большой четверки» пошли «уточнения» и «разъяснения». Выяснилось, что для того, чтобы «собрать вещи», компаниям потребуется несколько месяцев. Может быть, окончательный уход произойдет даже в следующем году. В частности, EY сообщила, что ей для ухода потребуется до 12 месяцев.
Судя по всему, в Лондоне с начала марта идут напряженные обсуждения по вопросу о том, как аудиторским гигантам вести себя в условиях санкционной войны. И уже появились аргументы, обосновывающие невозможность полного ухода. От российских СМИ слышим, что чуть ли не каждый день какая-нибудь иностранная компания, прописанная в странах из списка «недружественных государств», уходит из России. Но многие по каким-то соображениям не уходят и даже клянутся, что уходить не будут. Среди последних немало таких компаний, которые являются «дочками» или «внучками» глобальных корпораций. А глобальные корпорации являются клиентами аудиторских гигантов «Большой четверки». Полное (консолидированное) аудиторское заключение по глобальной корпорации обязательно должно включать в себя частные аудиты «дочек» и «внучек». Кто и как будет закрывать российские аудиторские «дыры» глобальных корпораций? Окончательный ответ на этот вопрос в Лондоне пока не сформулирован.
Очевидно, что коллективному Западу для проведения санкционной войны необходима информация об экономике России. Во-первых, он хотел бы знать о «болевых» точках экономики, по которым надо наносить санкционные удары. Во-вторых, ему нужна информация о том, насколько эффективными оказываются эти удары. Лучше, чем аудиторские компании, такую роль «наводчиков» санкционных ударов никто выполнить не способен.
На основе имеющейся на начало лета информации можно предположить, что «Большая четверка» в России планирует остаться, но с соблюдением максимальной конспирации. Те так называемые российские аудиторские фирмы, которых в большом количестве наделали компании «Большой четверки», должны окончательно скрыть свою связь со своими учредителями. Для этого им дана команда поменять свои вывески.
Первым это стали делать фирмы резидентуры Ernst & Young. ООО «Эрнст энд Янг» переименовано в начале апреля в ООО «Центр аудиторских технологий и решений – аудиторские услуги», свидетельствуют данные ЕГРЮЛ. Для российского офиса EY наименование «Центр аудиторских технологий и решений» не новое: в мае 2019 года ООО «ЦАТР» было переименовано ООО «Эрнст энд Янг Внешаудит». Интерфаксу в пресс-службе российской практики EY сообщили: «Реструктуризация предполагает ряд процессов, в том числе переименование юридических лиц. ООО «ЦАТР – аудиторские услуги» является временным названием юридического лица. Переименование всех фирм российской практики планируется после объявления нового бренда».
В конце апреля в СМИ прошло сообщение, что местные подразделения PwC и KPMG исключены из состава международных сетей фирм, которые уходят из России. Отечественные компании стали самостоятельными единицами. В частности, стало известно, что российская часть PwC будет называться «Технологии доверия».
В мае пришло сообщение, что аудиторская компания «Делойт и Туш СНГ», которая до весны этого года была частью международной сети Deloitte, меняет название. Один из крупных клиентов компании, ПАО «МТС», сообщил, что отныне аудитор называется АО «Деловые решения и технологии». Несколько позднее в релизе переименованной компании было сказано: «Мы продолжим оказывать своим клиентам аудиторские и консалтинговые услуги в полном объеме с неизменно высоким уровнем качества, как это было на протяжении 30 лет нашей работы на -рынке».
«Большая четверка» в России мимикрирует, чтобы, подобно паразиту, продолжать высасывать из нашей страны экономическую информацию. Следует задуматься, насколько России сегодня нужны те аудиторские услуги, которые в начале 90-х годов нам принесла «Большая четверка». Нам нужны проверки субъектов хозяйственной деятельности, но не в таком объеме и не с теми целями, ради которых три последних десятилетия проводились аудиты. Проводились они ради того, чтобы российский бизнес мог попытать счастья на мировом финансовом рынке, получить там денег. Сегодня доступ на этот рынок для российского бизнеса полностью закрыт. Не пора ли заменить мутноватые услуги аудита государственным контролем и инспектированием предприятий? Опыт в этой области в Советском Союзе был наработан богатейший.