Лучше «не валять» архаического «дурака»

Для любого мыслящего человека слово «прогресс» означает развитие, движение вперед, вверх, к лучшему будущему. Общество развивалось благодаря тем, кто хотел лучшей доли для простых людей. Имена великих сторонников прогресса до сих пор вдохновляют целые народы идти навстречу будущему. Но в каждом обществе будут люди, которые выступают против прогресса. Реакционеры и консерваторы всех мастей стремятся загнать свои народы в прошлое. Они требуют отказаться от любых прогрессивных достижений, предпочитая науке и технике ритуалы и культы. И если бы подобные граждане не имели веса и авторитета в обществе, критике их измышлений можно было не посвящать газетные полосы и публикации в социальных сетях.

Но, к сожалению, в нашей стране всё иначе. Развал Советского Союза естественным образом привел к тому, что российское общество начало возвращаться к архаике. Это неудивительно. Марксизм, ставший идейной основой Советского государства, являлся передовым результатом развития науки и общественной мысли. А развал СССР привел к возвращению в повседневную жизнь того, что должно было остаться в прошлом. Гадалки, ведуны, различные культы снова начали владеть умами значительного числа россиян. Но на этом, к сожалению, дело не закончилось. Общая растерянность жителей постсоветской России привела к распространению в обществе лживого мифа, суть которого сводилась к тому, что Февраль и Октябрь отняли у жителей страны «прекрасную царскую Россию». Родился даже слоган «Россия, которую мы потеряли». Монархические общества, пользуясь поддержкой действующего режима, начали издавать лживые книги, проводить «просветительские» мероприятия и собрания, а затем даже начали привозить из-за рубежа очередных «наследников славного дома Романовых», говоря о том, что только абсолютизм спасет Россию.

Конечно, к нашему времени многое из этого справедливо и заслуженно воспринимается с иронией и, в некоторых случаях, даже с издевкой. Но анти-прогрессистские идеи продолжают жить в обществе, оказывая влияние на умы людей. Консервативные деятели вещают на телевидении и в интернете, реакционные мысли транслируются в местах отправления культа, а провластные политики продолжают грезить царской Россией. К сожалению, не минула чаша сия и наш город.

Небольшая предыстория. Недавно секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил, что он считает необходимым реформировать российское образование, взяв за основу концепцию советской школы. По его мнению, следует больше внимания уделять развитию логического мышления учащихся, формировать устойчивые знания и умение принимать самостоятельные решения. Конечно, мы понимаем, что никаких деятельных шагов в этом направлении предпринято, скорее всего, не будет. Развал образования и давление на инакомыслящих в годы правления Путина доказывает, что нынешней власти не нужны образованные и умеющие мыслить люди. Но вот есть совершенно не революционное мнение представителя властной элиты. Однако даже оно вызвало подлинную ненависть у консервативного сообщества города.

На инициативу Патрушева ответил председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук Василий Семенцов. Его позиция была растиражирована в консервативных медиа. Он заявил, что нужно «перестать валять прогрессивного «дурака» и строить российское образование «на патриархальности православного христианина, а не каких-то коммунистических или либеральных бреднях». По его мнению, советское образование было построено «на песке». Победу же в Великой Отечественной войне господин Семенцов связал не с наличием прогрессивной идеологии, развитием промышленности или компетентностью властей, а с якобы имевшей место в советском обществе того времени верой в Бога.

Не могу отказать себе в желании ответить на выпад Василия Васильевича в сторону советской власти. При этом, конечно, газетной полосы не хватит на то, чтобы развеять все мифы об СССР, которые транслирует данный гражданин. Так, например, отдельного разбора требует «история» о том, что Москву в годы Великой Отечественной якобы спасла только вера в Бога и религиозность людей (в СССР во времена Сталина!). Вряд ли уместны и ссылки на то, что руководитель России – верующий человек, а, значит, по мнению господина Семенцова, консервативные идеи естественным образом должны получить распространение в нашей стране. Отмечу, что своими мыслями я не хочу оскорбить чье-либо достоинство, и уж тем более чувства верующих. Все цифры и факты есть в открытых источниках – их подлинность можно проверить.

Мы обратимся к основной теме заочного спора двух представителей консервативного сообщества – теме советского образования. Портал культура.рф отмечает, что по результатам первой российской переписи 1897 года число грамотных составляло 21,1%. При этом среди мужчин читать умели 29,3%, а среди женщин – лишь 13,1%. К 1917 году всего половина обитателей Центральной России была грамотной, при этом в целом по стране этот показатель не превышал 30–35%. И, очевидно, династия Романовых была не слишком заинтересована в том, чтобы грамотность жителей страны росла. Ведь грамотный крестьянин или рабочий сможет прочитать листовку или газету революционного толка. Но наступил Октябрь. Начали вводиться единые учебные программы, проводилась ликвидация безграмотности, строились новые школы. По статистике Госкомстата в 1915 году в России было около 77 тысяч школ. А в 1937-м – уже более 113 тысяч. В 1959 году их было уже 127,9 тысячи. В итоге к 1939 году среди жителей страны в возрасте 9–49 лет число грамотных возросло до 87,4%. И далее уровень грамотности также продолжал расти. К концу 1970-х в СССР был осуществлен переход на всеобщее обязательное среднее образование молодежи. При этом мы должны понимать, что грамотность – это лишь самое базовое достижение советского народа. Образование и наука продолжали развиваться и далее. Согласно данным статистического сборника «СССР и Страны мира в цифрах», в 1914 году в Российской империи было 105 вузов, а в 1990 году в девять раз больше. Неуклонно росло количество студентов. В 1914 году было около 125 тысяч студентов вузов, в 1990 г.– более пяти миллионов.

Кстати, согласно данным из того же сборника, в 1930-х в стране ежегодно выпускалась книжная продукция более чем 40 тысяч наименований, а в 1960–1980-х годах ежегодно выпускались книги и брошюры 75–85 тысяч наименований. Пополнялись библиотечные фонды. Кратко отметим и то, что системно развивалась наука. Состояние науки в РСФСР и СССР характеризуются следующими показателями: численность научных работников в СССР – 3 миллиона человек, на научные исследования израсходовано в год 26 миллиардов рублей; в Советской России использовано более 23 тысяч изобретений и около 4 миллионов рационализаторских предложений. Это данные из справочника «Страны мира», изданного в 1985 году, и это только несколько цифр и только по теме образования.

При необходимости можно привести гораздо больше аргументов и фактов. Ведь в конечном счете дело не в высказывании конкретного общественного деятеля. И даже не в инсинуациях вокруг советского образования. Проблема в том, что нам нужно жить сегодня и смотреть в будущее. Строить его своими делами и поступками. Помнить, что другой мир возможен. Приближать наступление нового дня, о котором пел Егор Летов. И для этого нам нужно взять из прошлого самое лучшее – в том числе и образование. Попытки же статусных политиков и общественных деятелей пропагандировать мифы о вреде прогресса, в конечном счете, мешают развитию общества. А это недопустимо.

Ленинград

Другие материалы номера

Приложение к номеру