С Огненной Земли не вернулась…

И у них – операции в полевых условиях, в местах дислокации, с применением новейшего оборудования и даже бронированных машин для транспортировки раненых. А я вспоминал у экрана, что только что вернулся из поселка Героевское (Эльтиген), где жил на улице Галины Петровой. Герой Советского Союза Галина Константиновна Петрова прожила всего лишь 23 года. Как писала бывшая медсестра Юлия Друнина:

Задрав свои «техасы» до колен,

На кромке пляжа девочки хохочут.

Но вижу я курортной этой ночью

Здесь «Огненную землю» – Эльтиген.

Это стихотворение посвящено фронтовой медсестре, не исключено, что именно ей – молодой маме Галине Петровой, которая все-таки записалась в добровольцы. Бойцы ее назвали Товарищ Жизнь, считали гордостью и хранительницей батальона. В первом же бою в Эльтигене она спасла более двадцати воинов, была представлена к званию Героя Советского Союза. А узнала ли она о заслуженной награде 17 ноября 1943 года? – неизвестно, поскольку данные о дате гибели героини разнятся.

На флаге древнейшего города России – Керчи четыре красные полосы. Они по замыслу архитектора А.А. Сальникова символизируют главные периоды в истории города: античность, Средневековье, Возрождение и современность, а также четыре этноса, созидавших и сохранявших город: скифов, греков, тюрок и славян. Сочетание красного и белого – цветов крови и чистоты, мужества и верности – были характерны для парадных стягов и одежд античных правителей и военачальников. Корабли флота Пантикапея времен Митридата VI имели паруса с красно-белыми полосами. Отсюда и алые паруса Грина. Но еще эти кровавые полосы протянулись до ХХ века: в годы Великой Отечественной через Керчь четырежды проходила линия фронта. Одна из них врезалась в свинцовое и штормовое море: в районе поселка Эльтиген в ненастную ночь на 1 ноября 1943 года кораблями Черноморского флота Новороссийской военно-морской базы (командующий – адмирал Г.Н. Холостяков) была произведена высадка десантных соединений 18-й армии (командующий генерал-лейтенант К.Н. Леселидзе). Многие погибали, не достигая берега, в ледяной кипящей воде. Труднейшая задача Эльтигенского десанта заключалась в том, чтобы зацепиться за открытый берег, отвлечь на себя силы противника для высадки основного десанта советских войск севернее Керчи. Отвлекающий десант – самое гибельное задание. Проявляя невероятное мужество и героизм, неся тяжелые потери, почти отрезанные от снабжения, с тающими запасами продовольствия и пресной воды (она тут до сих пор в водопроводе – солоноватая) десантники удерживали занятый плацдарм (3 км по фронту и 1,5 км в глубину) в течение месяца с лишним. Вдумайтесь!

В результате боевых действий рыбацкий поселок Эльтиген был полностью разрушен. Единственными неповрежденными помещениями были кузница и водохранилище, врытые в землю, которые имели сверху земляные насыпи. В этих помещениях во время боев на плацдарме и размещался военный госпиталь. Теперь это – мемориальные объекты. В воспоминаниях военного медика С.И. Никаноркина указано: «6 ноября 1943 года перешли в цементированное водохранилище. Обрабатываем раны при свете коптилки». Бремя ответственности за раненных бойцов легло на врачей и обслугу медсанбатов, которые творили чудеса в кромешной огненной схватке. Среди получивших звание Героя Советского Союза за участие в десанте медики – упомянутая медсестра Петрова, старшина медицинская службы С.Г. Абдуллаев. Орденами и медалями награждены многие погибшие медики, включая стоматолога Ф.И. Гаринякина – старлея медицинской службы. Вот кому надо прежде всего поклоняться в День медицинского работника, не умаляя заслуг нынешних военных медиков…

В двух строениях довоенного времени (кузница и водохранилище) размещался госпиталь десантников Эльтигена. Помещение кузницы – это врытое в землю строение из ракушечника с земляной насыпью высотой 2,3 м с земляным полом, размером 4 на 5 м и полуцилиндрическим сводом, закрыто дверью из грубо сколоченных досок. Слева от входа в стене кузницы проделано оконное отверстие – 0,6 на 0,6 м. В годы войны в госпитале (кузнице) были установлены двойные нары, потом тройные. Установлены коптилки из снарядной гильзы, находилось ведро с водой. Над входом раненые повесили штук семь подков (на счастье!). Оружие у раненых не отбирали, при них оставались винтовки и автоматы. Раненых укрывали парашютным шелком. Рядом находились помещение водохранилища – использовалось в период десанта как операционная. Это врытая в землю цистерна из камня ракушечника, цементированная изнутри, с земляной насыпью – 2 м. Цистерна прямоугольная с полуцилиндрическим сводом, высотой 1,3 м и шириной 0,85 м, закрытая дверью из тех же грубо сколоченных досок. Здесь жили хирург Копылова, операционная сестра, аптекарь. Всё скудное аптечное имущество находилось в этом же месте. В операционной был стол из снарядных ящиков, несколько позже – металлический операционный стол. В углу стоял маленький столик для регистрации раненых, табуретка с большой миской, в которой мыли руки перед операциями, два фонаря «летучая мышь», носилки. Часто санинструкторы заменяли раненых бойцов, вступали в бой с наседающим противником.

Значительная часть высадившихся десантников пала на этом песчаном берегу, а оставшиеся 2000 бойцов (треть из них были ранены) решили прорываться к Керчи. В ночь с 6 на 7 декабря 1943 года под командованием полковника Гладкова они начали свой рывок, преодолевая заболоченные низины, сухие балки и опрокидывая румынские подразделения. Для прикрытия отхода была оставлена группа добровольцев в составе 30 человек. Они продолжали вести бой остатками боезапаса до утра, были смяты превосходящими силами румын, но свою задачу выполнили. Из тридцати добровольцев Эльтигенского заслона в живых остались три человека…

Только 9 декабря десантники под давлением превосходящих сил противника оставили вершину горы и заняли предместье Керчи. Не имея возможности оказать помощь десанту, советское командование 11 декабря на судах Азовской военной флотилии эвакуировало его, вывезя за два дня 1440 человек, – подсчитайте трагические цифры: к исходу 3 ноября в район Эльтигена было доставлено 9418 человек с орудиями, минометами и боеприпасами. Вот каковы потери героического десанта… Вспомним их в День памяти и скорби!

Героевское

Сделаю яркую фотку,

В страшный ноябрь загляну…

Три километра по фронту

И полтора в глубину.

 

Здесь, где десант Этильгена

Принял удар на себя,

Крымская мирная пена,

Словно от горя – седа.

 

Гибли от ран и от жажды,

Воинов – не предадим.

Как победили однажды,

Так и сейчас победим!

Другие материалы номера

Приложение к номеру