Как полагает политолог Кирилл Рогов, Компартия по числу сторонников сейчас является единственной партией, сопоставимой с «ЕР», а состав ее избирателей сильно помолодел и включает в том числе высокообразованных граждан. «Я бы вообще не исключил, что КПРФ попробуют расколоть на две партии. В России после парламентских выборов осталось две главные партии: «Единая Россия» и КПРФ. Если очистить итоги от сомнительных технологий, за первую проголосовало около 32% избирателей, а за вторую – 25%. При этом КПРФ обогнала бы оппонента в четверти регионов и крупных городов. Это свидетельствует о новом балансе сил».
То, что коммунисты после выборов оказались под пристальным вниманием правоохранителей, – бесспорно. Об этом свидетельствует скандал вокруг главы московского отделения партии Валерия Рашкина, которого отловили в саратовских лесах с якобы незаконно добытым лосем. Рашкин – одна из наиболее известных и решительно настроенных фигур в партии, он своим авторитетом и известностью мог бы поспособствовать прохождению многих кандидатов от КПРФ, в том числе, в муниципальные советы Москвы.
Тем не менее сами коммунисты боевого духа не теряют. Депутат Госдумы от КПРФ Денис Парфёнов уверен, что расколоть партию не удастся. «При любом раскладе у власти есть одна серьезная проблема в лице КПРФ. К нам сейчас повернулось огромное количество людей, может быть, даже не совсем разделяющих наши убеждения, но видящих в нашем лице альтернативу. И власть, зная о реальных результатах выборов, особенно в Москве, где коммунисты два года подряд победили, будет пытаться ослабить КПРФ. Это целенаправленная охота на партию, а не только на первого секретаря столичной организации. Хотя, конечно, они надеются, что, выбивая лидера, дезорганизуют работу, и коммунисты придут к муниципальной кампании ослабленными. Мы же на такое давление должны ответить единством и готовностью работать в новых условиях», – сказал парламентарий.
И КПРФ уже сейчас готовится включиться в борьбу за районные мандаты. Причем бороться ей придется не только с единороссами или самовыдвиженцами, но и с партиями, которые вряд ли пойдут на создание единой коалиции с коммунистами, например, с «Новыми людьми».
Если говорить о других оппозиционных партиях, то эксперты ожидают основного противостояния КПРФ именно с этими новичками федерального масштаба. «Новые люди» готовы потратить на кампанию до миллиарда рублей и уже сейчас начинают активно привлекать в свои ряды потенциальных кандидатов в мундепы. КПРФ также строит амбициозные планы. Юрист партии Мухамед Биджев заявил, что в идеале коммунисты хотели бы выдвинуть претендентов на все 1,5 тыс. мандатов.
«Те избиратели, которые из-за электронного голосования не смогли отпраздновать победу своих левых кандидатов, оказались в массе своей не только не деморализованы, а наоборот, разозлены, они, как и сама КПРФ, жаждут реванша. Общепротестный электорат сейчас мотивирован на голосование, а у КПРФ есть оргструктуры, актив, а также задел с думской кампании, не воспользоваться которым было бы странно», – уверен руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев.
«Муниципальные выборы – это во многом борьба не партий, а личностей и районных объединений. Если КПРФ сможет найти с ними общий язык, успешно будет создавать локальные коалиции, может быть неплохой результат. Но пока такой готовности у них я не наблюдаю», – отметил политолог Самсон Шоладеми.
Однако на руку КПРФ играет их статус парламентской партии. Ее кандидатам не надо собирать подписи для выдвижения, поэтому у мэрии сильно сужается арсенал инструментов для недопуска наиболее сильных кандидатов.
Скорее всего, ожидает Шоладеми, для противодействия коммунистам, ставшим действительно второй политической силой в стране, будет использоваться противоположный метод – допуск всех желающих, появление максимального числа спойлеров.
Эксперт ожидает, что не допускать к выборам будут только самых одиозных для мэрии претендентов вроде Ильи Яшина. Остальным же будет разрешено «растаскивать» голоса, чтобы не позволить пройти большому количеству тех же коммунистов. К тому же Шоладеми призвал не забывать об электронном голосовании, которое, по словам журналиста, может обнулить любые достижения.
А как это происходит, мы в реальности могли наблюдать на прошедших думских выборах. И сейчас представляется вполне вероятным, что Компартия споткнется о то же самое препятствие, которое уже однажды помешало ее столичному триумфу.